Общая конституционная характеристика Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая конституционная характеристика Российской Федерации



2.1. Конституционные характеристики Российской Федерации предусмотрены главой 1 Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя и определяют в своей совокупности Российскую Федерацию – Россию как:

а) демократическое государство;

б) федеративное государство;

в) правовое государство;

г) государство с республиканской формой правления;

д) социальное государство;

е) государство с рыночной экономикой;

ж) светское государство.

2.2. Конституционную характеристику Российской Федерации как государственного образования составляют те признаки, которые в своей совокупности позволяют рассматривать Россию в качестве суверенного государства, т.е. самостоятельного, равноправного и непосредственного (первичного) участника межгосударственных отношений.

Основные признаки Российской Федерации как государства:

а) государственный суверенитет – присущее государству, его органам верховенство их публичной власти в пределах собственных границ и признанные международным сообществом самостоятельность и независимость их в межгосударственных отношениях;

б) территория – суша и воды с находящимися под ними недрами и над ними воздушным пространством, представляющие собой пространственный предел действия государственного суверенитета;

в) население – совокупность индивидов, находящихся в устойчивой правовой связи с государством либо пребывающих на определённый момент в пределах территории государства.

2.3. Гуманистическую основу конституционного строя Российской Федерации составляют положения статьи 2 Конституции Российской Федерации о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Их юридическое и фактическое признание, соблюдение и защита – являются главной обязанностью российского государства.

Признание выражается в закреплении в Конституции Российской Федерации и законах всего объёма прав и свобод личности, предусмотренных общепризнанными принципами и нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественной природы человека.

Соблюдение требует от государства как воздержания от каких-либо действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы (пассивный аспект), так и создания условий для их эффективной реализации (активный аспект).

Защита предусматривает действия компетентных органов (судебных и административных) по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих гарантий (социальных, финансовых, экономических, правовых и др.) по предупреждению всякого нарушения указанных прав и свобод.

Содержание основных конституционных характеристик Российской Федерации

3.1. Характеристику (признаки) Российской Федерации как демократического государства составляют положения Конституции Российской Федерации:

а) о народовластии, его источнике и формах (статьи 3, 11, часть 1, и 12);

б) о разделении государственной власти в Российской Федерации (статья 10)[51];

в) об идеологическом[52] плюрализме и политическом многообразии (статья 13);

г) об обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

3.2. Характеристика России как федеративного государства

Особенности российского федерализма:

а) огромная территория;

б) специфика экономического развития отдельных регионов;

в) этническое многообразие населения;

г) социокультурные различия.

Критерии (признаки) России как федерации, закрепляются Конституцией Российской Федерации и выражаются:

а) в том, что Россия состоит из государственных образований (статья 5, часть 1)[53];

б) в политическом, организационном и правовом обособлении субъектов от государства (статьи 5, часть 2, и 11, часть 2);

в) в децентрализации государственной власти, т.е. её разделении «по вертикали» (статьи 5, часть 3, и 11, часть 3).

Российский федерализм основывается на установленных частями 3 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации принципах:

а) государственной целостности;

б) единства системы государственной власти;

в) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

д) равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

3.3. Характеристику (признаки) Российской Федерации как правового государства выражают положения Конституции Российской Федерации:

а) о высшем приоритете прав и свобод человека (статья 2)[54];

б) о верховенстве права и Конституции Российской Федерации (статья 4, часть 2);

в) о приоритете международного права над внутригосударственным (статья 15, часть 4);

г) о наличии механизма реализации прав и свобод личности и прежде всего независимого суда.

3.4. Характеристика Российской Федерации как государства с республиканской формой правления

Основной признак республики – выборность и сменяемость главы государства.

Конституционно подразумеваемые критерии российской республики:

а) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью;

б) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;

в) формирование органов государственной власти путём выборов на ограниченный срок.

Российская Федерация – полупрезидентская смешанная республика, поскольку:

а) Президент Российской Федерации избирается всенародно (статья 81, часть 1);

б) является главой государства и обладает собственными прерогативами независимо от Правительства Российской Федерации, иначе говоря, – не является главой исполнительной власти (статья 80);

в) Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации организационно обособленные институты и функционально разграничены;

г) правовой и фактически эффективный механизм воздействия на исполнительную власть находится в «руках» Президента Российской Федерации (статья 83, пункты «а» – «в», «д»), а не парламента (статья 103, пункты «а» и «б» части 1).

3.5. Характеристика Российской Федерации как социального государства закрепляется статьёй 7 Конституции Российской Федерации и определяется:

а) конституционным назначением государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности;

б) единым конституционным условием социального государства – проведение социальной политики.

Основные функции России как социального государства (основные направления социальной политики):

а) охрана труда и здоровья людей;

б) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

в) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

г) развитие системы социальных служб;

д) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

3.6. Характеристика Российской Федерации как государства с рыночной экономикой выражается в следующем:

а) государство не вмешивается в экономику, выступает в качестве регулятора и равноправного участника экономических отношений;

б) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2);

в) в Российской Федерации провозглашаются и реализуются принципы рыночной экономики.

Принципы рыночной экономики (статья 8, часть 1):

а) единство экономического пространства;

б) свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

в) поддержка конкуренции;

г) свобода не запрещённой законом экономической деятельности.

3.7. Характеристика Российской Федерации как светского государства закрепляется статьёй 14 Конституции Российской Федерации и выражается в том, что:

а) религия отделена от государства, хотя оно и признаёт особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры[55];

б) религиозная идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

в) религиозные объединения равны перед законом; религиозное объединение самостоятельно – создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

г) религиозная принадлежность либо непринадлежность к какой-либо религии не имеет самостоятельного юридического значения; государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

д) образование свободно от религиозного, а религиозное образование не является обязательным для преподавания в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм и форм собственности; государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

е) религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государственных и муниципальных органов, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, равно как и государство – в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам.

Общественные объединения

4.1. Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе.

Правовую основу деятельности общественных объединений составляют:

а) Конституция Российской Федерации (статьи 13, части 3 – 5, 14, часть 2, 15, часть 2, и 30);

б) Федеральный закон «Об общественных объединениях»[56];

в) Гражданский кодекс Российской Федерации[57];

г) Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[58];

д) другие федеральные законы об отдельных видах общественных объединений.

Принципы организации и деятельности общественных объединений:

а) свобода ассоциаций[59];

б) добровольность;

в) равенство перед законом;

г) равноправие;

д) самоуправление;

е) законность;

ж) гласность.

4.2. Классификация общественных объединений:

1) по организационно-правовой форме:

а) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

б) общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

в) общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

г) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

д) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

2) по территориальной сфере деятельности:

а) международное общественное объединение – объединение с находящимися на территории Российской Федерации руководящими органами, имеющее свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства – на территории одного и более иностранных государств;

б) общероссийское общественное объединение – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства;

в) межрегиональное общественное объединение – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

г) региональное общественное объединение – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

д) местное общественное объединение – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления;

3) по основной цели деятельности:

а) политическая партия;

б) религиозное объединение – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей[60];

в) профессиональный союз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов[61];

г) благотворительное объединение – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц[62];

д) физкультурно-спортивное объединение – общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации[63];

е) национально-культурная автономия – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры[64];

ж) другие общественные объединения, создаваемые в отдельных отраслях профессиональной деятельности (наука, образование, культура, искусство, туризм и т.д.).

4) в зависимости от участия государства в создании – государственно-общественные объединения[65] и общественно-государственные объединения[66];

5) по гражданско-правовому статусу – общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, и общественные объединения, не являющиеся юридические лица.

5. Политические партии: понятие, требования и общие вопросы деятельности

Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[67].

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов партии, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов;

в) руководящие и иные органы политической партии, её региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

 

Тема VII
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.051 с.)