Функции, система и источники науки российского конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции, система и источники науки российского конституционного права



2.1. Функции науки российского конституционного права:

а) прогностическая (проспективная) – направлена на осуществление квалифицированного анализа государственно-правовых тенденций, прогнозирования оптимальной модели властных отношений, соответствующей публичным интересам общества. Прогнозирование особенно актуально для науки конституционного права, поскольку позволяет не только предвидеть «движение», развитие общественных отношений, но и придать им юридическую форму с тем, чтобы рассчитать и обеспечить стабильность их конституционного регулирования на долгосрочную перспективу;

б) гносеологическая – выражается в познавательном содержании науки, в её направленности на собирание и анализ знаний, что способствует как повышению качества юридического образования, так и уровня политической и правовой культуры населения в целом;

в) коммуникативная – выражается в информационном содержании науки, что помогает эффективной совместной деятельности различных органов публичной власти, граждан и их общественных объединений, а также других участников государственно-властных отношений. Коммуникативные качество конституционно-правовой науки проявляется также в преемственности, накоплении, сохранении знаний и в возможности их передачи через поколения.

2.2. Система науки конституционного права – упорядоченная совокупность относительно самостоятельных (обособленных) комплексов теоретических положений, обусловленных логической связью между собой.

Система науки конституционного права России включает в себя следующие основные разделы:

а) исследование соответствующего категориально-понятийного аппарата;

б) учение о Конституции России в её историческом развитии;

в) сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации;

г) системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя России;

д) изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления и реализации основных прав и свобод человека и гражданина;

е) анализ формы территориального устройства России, федеративных отношений – отношений государства (Российской Федерации) с составляющими его частями (субъектами Российской Федерации);

ж) анализ формы правления и характеризующих её институтов публичной власти.

2.3. Источники науки российского конституционного права – это формы, в которых находит своё закрепление конституционно-правовая мысль – теоретические положения, научные взгляды и идеи, а именно:

а) как действующие, так и недействующие конституционно-правовые нормы;

б) практика реализации конституционно-правовых норм – правомерное и неправомерное поведение субъектов отношений, реализующих свои конституционные права и обязанности;

в) научные труды по конституционно-правовой тематике – диссертации, монографии, научные статьи и др.

3. История развития науки российского конституционного (государственного) права России (общие положения)

Исторические этапы развития:

а) конец XIX века – октябрь 1917 г. – становление и развитие государственно-правовой мысли в условиях самодержавия;

б) 1917 г. – вторая половина 80-х г.г. XX века – формирование конституционно-правовой идеологии научного коммунизма, связанное со становлением и развитием советского государства и социалистической системы;

в) с конца 80-х г.г. до наших дней – характеризуется: анализом и комментированием Конституции Российской Федерации; признанием ценностей демократии, прав человека, верховенства права и закона; расширением предмета научных исследований; обновлением методологической базы науки конституционного права, отказом от догматических и демагогических постулатов прошлого; плюрализмом в методологии исследований; возможностью использования передовых достижений зарубежной политической и правовой мысли.

4. Учебная дисциплина конституционного (государственного) права России

Учебная дисциплина российского конституционного права представляет собой систему минимально необходимых с точки зрения объёма и достаточных для познания студентами теоретических положений, сущностных характеристик отрасли конституционного права и содержания её институтов для выработки умения применять знания о них на практике.

Источники учебной дисциплины:

а) учебники и учебные пособия по конституционному (государственному) праву России;

б) учебно-методические разработки по конституционному (государственному) праву России – программы курсов, планы и практикумы семинарских занятий и др.

 

Тема III
ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА ОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.004 с.)