Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика чтения лекций по психологии.
Вузовская лекция — одно из главных звеньев дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала и вовлечение их в самостоятельную учебно-исследовательскую работу. В образовательном процессе современной высшей школы лекцию часто называют «горячей точкой», поскольку, во-первых, в педагогической литературе и практике не существует однозначного мнения о дидактической ценности лекции как формы обучения; во-вторых, для подготовки и проведения лекции от преподавателя требуется определенный уровень профессиональной готовности, педагогического мастерства. В настоящее время наряду со сторонниками лекционного изложения учебного материала есть и противники введения лекции в учебный процесс. Последние руководствуются следующими доводами: 1. Лекция приучает студентов к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельную мыслительную деятельность, критическое мышление. 2. Лекция уменьшает мотивацию студентов к самостоятельной учебной и исследовательской работе. 3. Лекции более востребованы, если нет учебников или их недостаточно. 4. В ходе лекции затруднена реализация личностно ориентированного подхода в обучении, обучающиеся на разном уровне усваивают учебный материал, поскольку некоторые из них успевают лишь осмыслить материал, другие — только механически записать слова лектора. Однако вместе отказ в учебном процессе от лекций снижает научный уровень профессиональной подготовки студентов. В этой связи лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Именно в ходе лекционного занятия преподаватель концентрированно, системно, в логической связи излагает новый учебный материал. При этом он раскрывает понятийный аппарат конкретной научной области, ее методологию; обосновывает внутри- и межпредметные связи; проводит анализ и дает научную оценку состояния и развития теории и практики; показывает значимость изучаемого предмета и соответствующей науки для профессионального становления студентов. Кроме того, лекция является наиболее экономичным способом передачи обучающимся новой информации, нового учебного материала. При этом выдвигается важнейшее педагогическое требование к ее проведению — в условиях внедрения учебно-методических комплексов, современных информационных технологий, когда становятся доступными для каждого студента электронные и бумажные версии лекционного материала, лекция приобретает проблемно-исследовательский характер и превращается из пассивной в активную форму обучения.
В учебном процессе складывается ряд обстоятельств и ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, а именно: - при отсутствии учебников по новым курсам лекция выступает в качестве основного источника информации; - новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели; - отдельные разделы учебника особенно сложны для самостоятельного изучения студентами и требуют методической переработки лектором; - по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции, поэтому лекция необходима для их объективного освещения; - лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью развития у них мотивов к учению, познавательной активности; формирования мировоззрения, профессионального мышления. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции на студентов играет важную роль в преподавании как социально-гуманитарных, так и естественно научных дисциплин. Другими преимуществами лекции выступают: - творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие; - лекция — весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний; - лекция активизирует мыслительную деятельность студентов, если содержание лекции ими понято и осмыслено. В этой связи задачей лектора является развитие активного внимания студентов, вовлечение их в ходе лекции в разные виды самостоятельной работы. В последнее время в практике высшей школы наметилась тенденция свободного выбора студентами учебных курсов, что актуализирует проблему лекторского мастерства. От уровня методической подготовки преподавателя, его мастерства зависит максимальное использование педагогически потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Как известно, процесс обучения начинается на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой студентов. В этой связи достаточный научно-методический уровень проведенной лекции является условием эффективной организации учебного процесса, включения обучающихся в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.
«Лекция в вузе не должна сводиться к пересказу содержания учебника или других литературных источников, она представляет личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определенной области знаний и всегда носит авторский характер». Таким образом, лекция представляет собой специально организованную совместную деятельность преподавателя и студентов, проходящую по установленному порядку, в определенном месте и направленную на решение образовательных задач. Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции: - информационную (передача новой информации, учебного материала, научных знаний). Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас. Лекция для студента - это форма получения научной информации, преподносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного. - ориентирующую (вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки). Лекция ориентирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезисов теорий, идей (когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, какими объективными жизненными потребностями они были обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения). Список рекомендуемой лектором литературы также ориентирует слушателей в изучении темы. - методологическую (дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования); - мотивационно-стимулирующую (побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению); - воспитательную (осмысление и принятие ценностей; формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором-преподавателем); - развивающую (развитие мышления, речи, памяти, специальных способностей и т.д.). - разъясняющая, объясняющая. Это, прежде всего, относится к основным научным понятиям, составляющим стержень темы, излагаемой теории или гипотезы. - убеждающая. Она осуществляется прежде всею через доказательство утверждений лектора. Провозглашение даже самых очевидных истин с подчеркиванием их «важности», или «чрезвычайной важности» в лучшем случае запоминается или берется студентами на веру из уст авторитетно-то для них человека лектора, специалиста в данной науке. Студенты верят сказанному, но это еще не значит, что они убеждаются. Чтобы убедить, надо доказать, что дело обстоит именно так и иначе быть не может по какой-то причине. Тем не менее, для обеспечения убедительности лекции можно и нужно пользоваться фактами в качестве средства доказательности научной истины. Доказательство фактами имеет громадное значение в преподавании психологии, в которой теоретические выводы делаются на основе обобщения экспериментальных фактов. Доказательство логическое - такое рассуждение, в процессе которого одна мысль обосновывается с помощью других, если их истинность для слушателей или очевидна, или известна им как ранее доказанная. Всякое логическое доказательство состоит из трех частей: тезиса, который нужно доказан.; доводов, с помощью которых этот тезис обосновывается, и демонстрации, т.е. показа последовательной связи мыслей, вытекающих с неизбежностью друг из друга и приводящих в конечном счете к выводу, в истинности которого убеждается слушатель.
- увлекающая или воодушевляющая, так как помимо сообщения важной и нужной для студентов научной информации, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой. Содержание и структура лекции Важными требованиями к подготовке лекции являются определение ее структуры и отбор содержания материала. 1. Прежде, чем подойти к построению лекции и отбору лекционного материала, необходимо четко сформулировать тему и определить цель лекции. Тема лекции, как правило, определяется с учетом учебной и рабочей программ, а также учебника или учебного пособия. Однако учебная программа вовсе не ставит своей задачей деление материала на отдельные лекции. Она определяет лишь основное содержание предмета с выделением крупных разделов или тем. Только преподаватель решает, как определить границы учебного материала для каждой отдельной лекции и соответственно сформулировать ее тему. Более сложной педагогической задачей для лектора является определение цели лекции. Для этого необходимо отчетливо представлять не только содержание всего учебного курса, но и его место среди других дисциплин, а также его научно-практическую значимость и роль в профессиональной подготовке будущего специалиста.
2. Второй важный этап подготовки к лекции — отбор лекционного материала, работа над его содержанием. Какие же источники используются для отбора материала к предстоящей лекции? К ним следует отнести: учебную программу, в разделах которой определены конкретные вопросы, подлежащие изучению; другие источники (учебники и учебные пособия, труды ученых, научные статьи, оригинальные тексты, справочная литература, художественные произведения и т.д.); специальная отечественная и зарубежная литература по рассматриваемой проблеме. Отбирая материал для лекции, преподавателю необходимо определить объем и содержание материала, представленного на лекции, а также предназначенного для изучения на практических занятиях и самостоятельного усвоения студентами. Содержание материала будет во многом зависеть от вида лекции (вводная, тематическая, обзорная и т.д.), а также от состава студентов, уровня их знаний поданной дисциплине (начальный, достаточный, глубокий). При этом учитывается и профессиограмма специалиста, где указываются функции, знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник в результате обучения с целью выполнения профессиональных задач. 3. На третьем этапе подготовки к лекции отобранный материал должен пройти дидактическую обработку, что предполагает коррекцию содержания лекции в соответствии с дидактическими принципами обучения в высшей школе: связи теории с практикой; научности; систематичности и последовательности; доступности; активности, сознательности и самостоятельности в усвоении знаний; прочности усвоения; оптимального уровня трудности в обучении и др. 4. Четвертый этап связан с подготовкой технических, включая компьютерные, средств обучения (ТСО) (графопроекторы, диапроекторы, кодоскопы. учебное телевидение и т.д.), а также дидактических средств обучения (раздаточный материал, таблицы, схемы, плакаты, репродукции и т.д.). При этом учитываются количество студентов и уровень материально-технической оснащенности аудитории. 5. На пятом этапе осуществляется работа по текстовому оформлению лекции. В зависимости от стажа, педагогического мастерства, а также имеющегося учебно-методического обеспечения учебной дисциплины преподаватели разрабатывают: - план лекции; - план-конспект лекции; - конспект лекции; - полный текст лекции. В некоторых зарубежных вузах (например, в Англии) наличие конспекта или текста лекции на занятиях является обжа тельным требованием к деятельности преподавателя. По мнению руководства вузов, это свидетельствует о серьезности подготовки преподавателя к занятию, его готовности к профессиональному совершенствованию, уважении к студентам.
Структура лекции во многом зависит от особенностей учебного материала и дидактических целей. Лекция может строиться как индуктивное (от частного к общему) или дедуктивное (от общих положений к частным выводам) изложение учебного материала. Это может быть также последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов по заданному плану.
Традиционно лекция состоит из вступления, основной части и выводов. Такая структура лекции условна. Но каждая лекция должна: - представлять законченное целое; - иметь связь с предыдущим материалом; - готовить слушателей к следующей теме. Существуют общие требования к определению структуры лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое следование ему. В план включаются основные вопросы лекции, подлежащие рассмотрению. Эти вопросы в дальнейшем могут быть включены в экзаменационные билеты. Дидактически целесообразным представляется напоминание содержания предыдущей лекции, установление ее взаимосвязи с новым материалом. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции необходимо подвести итог представленному материалу, выделить его научно-практическую значимость, а также осуществить рефлексию лекционного занятия. Оценка качества лекции Оценку качества лекции составляют результаты оценивания следующих ее структурных компонентов: содержание, методика, руководство работой студентов, индивидуальные особенности лектора, результативность лекции. Раскроем смысл каждого из них. Содержание лекции должно удовлетворять следующим требованиям: научность, соответствие современному уровню развития науки; культурологический (аксиологический, мировоззренческий) аспект содержания: наличие методических вопросов, правильная их трактовка; активизация мышления студентов путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции; освещение истории вопроса, показ различных концепций; связь с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов; включение материала, которого нет в учебнике; разъяснение особо трудных для освоения студентами вопросов; представление заданий для самостоятельной работы; связь с предыдущим и последующим материалом; внутрипредметные, межпредметные связи. Методика чтения лекций: четкая структура лекции, логика и системность изложения; наличие (отсутствие) плана лекции; следование ему; сообщение литературы к лекции; доступность и разъяснение новых терминов и понятий; доказательность и аргументированность выдвигаемых положений; выделение главных идей и выводов; использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку внимания и др.); подведение промежуточных итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, а затем и всей лекции; применение наглядных пособий, ТСО; использование лектором опорных материалов (текст; конспект, отдельные записи, таблицы и др.); реализация в ходе лекции проблемных (исследовательских) методов и приемов изложения. Руководство работой студентов: использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, ораторские приемы; обеспечение мотивации и учебно-познавательной активности студентов; вовлечение студентов в ходе лекции в самостоятельную учебную и поисковую деятельность; требование конспектирования и контроля за ведением конспекта; обучение студентов методике записи и оказание помощи в этом; просмотр конспектов: по ходу лекции, после нее или на семинарских и практических занятиях. Индивидуальные особенности лектора: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт с аудиторией. Результативность лекции: информационная и научная ценность, практическая значимость, достижение воспитательных и дидактических целей. Выделяют основные дидактические требования к профессиональной готовности лектора-преподавателя. Во-первых, лектор должен обладать определенной психологической культурой. Действительно, важнейшими целями при проведении лекции выступают передача смысловой информации и речевое воздействие на слушателей. Достичь указанных целей возможно при сформированной у лектора психолого-педагогической культуре, главными составляющими которой являются: знание предмета и свободное владение текстом, учет индивидуальных особенностей студентов, владение приемами развития у обучающихся мотивов к учению (познанию, образованию) и познавательной активности на лекции, сформированность коммуникативных умений, мобильность и способность к импровизации и готовность к разрешению складывающихся учебно-социальных ситуаций. В ходе лекции преподавателю часто приходился менять настроение аудитории, доказывать, убеждать. Вместе с тем и студенческая аудитория оказывает своим поведением, вопросами, репликами «обратное» воздействие на лектора. При этом речь лектора-преподавателя должна состоять не только из заготовленного заранее и отшлифованного текста. Лекция как «живой» телевизионный эфир предполагает постоянную импровизацию, учет конкретной ситуации в ходе выступления, ее непредсказуемости; при этом нередко преподавателю приходится преодолевать прямое сопротивление аудитории. Во-вторых, лектор-преподаватель должен владеть психологическими средствами воздействия на аудиторию. Среди таких средств выделяются: 1) Вербальные средства: голос (сила, высота, звучность, тембр), интонация, темп речи, паузы (логическая и психологическая) 2) Невербальные средства: поза, жесты, мимика, взгляд Указанные средства используются на лекции как для передачи информации, так и для создания необходимой психологической атмосферы, позволяющей влиять на сознание (освоение знаний, способов мышления, формирование мировоззрения и др.), эмоциональную сферу личности слушателя (мотивы, потребности и др.). Например, в педагогической практике широко известен простой психолого-методический прием — начинать речь так называемой начальной паузой. Она нужна для того, чтобы сконцентрировать внимание аудитории, дать студентам возможность рассмотреть и принять оратора, подготовиться к восприятию речи. Лектору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться, увидеть аудиторию. С одной стороны, паузой можно заинтриговать слушателей, а, с другой, — ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях реализация этих противоположных приемов паузы (ее разворачивание в начале лекции или внезапное начало речи) направлена на пробуждение у студентов интереса к обучению, познавательной активности; привлечение и удерживание их внимания. Заметим, что понятие внимания — ключевое в психологии речевого общения. Под вниманием понимается сосредоточенность деятельности субъектов в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, осмысление и запоминание материала. Однако, внимание характеризуется неустойчивостью, оно подвержено колебаниям. Устойчивость внимания зависит от разнообразия и объема информации, соответствия ее содержания познавательным интересам студентов; умения лектора избегать монотонности речи, снимать усталость у слушателей и т.д. В психологической литературе и практике существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание. Наименее эффективным приемом является призыв к студентам быть внимательными (Прошу внимания! Послушайте, пожалуйста! Прошу сосредоточиться и т.д.). В-третьих, к деятельности преподавателя по проведению лекции выдвигается важнейшее методическое требование — владение разнообразными композиционными, речевыми и методическими приемами. К композиционным приемам относятся: - интригующее начало лекции; - вопросно-ответный ход рассуждения; - развертывание тезиса по нарастающей; - контрастное сопоставление аргументов; - экспрессивное заключение. Среди речевых приемов выделяются: - использование литературных образов, цитат, крылатых выражений; - художественность изложения; - разностилевая, экспрессивная лексика; - драматизация речи; - интонационная выразительность; - варьирование силы и высоты голоса, темпа речи; - логические и психологические паузы. К эффективным методическим приемам можно отнести: - рассмотрение проблемных ситуаций; - дискуссионно-полемический характер изложения; - обращения к аудитории (риторические вопросы); использование наглядности и технических средств обучения. Для качественного проведения лекции важное значение имеют психологические аспекты речевой культуры лектора-преподавателя. Неточности, допущенные в речи, могут оказать отрицательное влияние на восприятие самого содержания материала. Например, несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателя негативные эмоции; излишне торжественные выражения; банальные — раздражают; неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию. Речевые ошибки дают и еще один отрицательный психологический эффект. Они отвлекают внимание студентов от сущности высказывания и концентрируют его на форме произношения лектором слов. Иногда студенты вообще перестают вникать в содержание учебного материала, а только следят за тем, как преподаватель произносит речь. Наиболее распространенными словами-паразитами в речи преподавателей высшей школы являются: «ну, вы знаете», «так сказать», «в общем», «то бишь», «например», «короче говоря» и т.д. С психологической культурой лектора-преподавателя непосредственно связана его этическая культура, такт, умение наладить общение со студентами. Эту сторону речевого мастерства называют коммуникативной культурой или культурой общения. К ней относят: 1. Создание благоприятного морально-психологического климата в учебной аудитории. 2. Такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, в общительности, чуткости, внимании. 3. Речевой этикет (приветствие, обращения, система жестов и мимических движений оратора, соблюдение пространственных отношений между говорящим и слушающими). Большую этическую нагрузку несет начальная фраза речи лектора. К неэффективным приемам начала выступления относят выражения типа: «Я не знаю, с чего мне начать выступление», «Вряд ли вам понравится то, что я сейчас скажу», «Вам, конечно, пока неизвестно...». «Вы никогда не услышите..», «Вы, наверное, еще не знаете, не читали и т.д.», «Не знаю, сумею ли я вас заинтересовать, сообщить что-то новое», «Мы вряд ли успеем» и т.д. Психологический и этический аспекты публичного выступления, как в фокусе, сходятся в личности лектора-преподавателя. В конечном итоге именно его личные качества определяют состояние и функционирование модели речевого поведения. Выступающий одновременно является и автором, и исполнителем, и режиссером своей речи, что повышает требования к его психолого-педагогической подготовке. Лекция в учебном процессе современного вуза является активно используемой формой обучения. Можно констатировать, что педагогический потенциал лекции еще не в полной мере исчерпан, существуют новые горизонты развития данной формы обучения. 29. Виды лекций. Методические требования к лекции по психологии. Классификации современной вузовской лекции В педагогической литературе существует ряд классификаций лекции по различным основаниям: 1. По месту лекции в учебном курсе: - вводная; - установочная; - тематическая (текущая); - обзорная; - обобщающая; - ориентирующая; - заключительная (итоговая). 2. По преимущественной форме обучения в вузе: - лекции при стационарном обучении; - лекции при вечернем обучении; - лекции при заочном обучении; - лекции в рамках дистанционного обучения. 3. По частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава: - разовая лекция: - тематическая лекция; - цикловая лекция. 4. По способам подачи учебного материала: - информационная лекция; - проблемная лекция; - лекция-дискуссия; - лекция-полилог; - лекция-визуализация, включая лекцию с компьютерным сопровождением: - лекция-консультация. Большое распространение в вузовской практике обучения получила классификация лекции по ее месту в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая, обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная. Вводная лекция является вступлением к изучению учебного предмета, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, раскрываются современный уровень развития данной науки и ее будущее, предлагается основная и дополнительная литература. Кроме того, на вводной лекции студенты должны получить четкое представление о подготовке к лекции и другим учебным занятиям, о формах контроля, содержании и видах самостоятельной работы. Установочная лекция в основном читается студентам-заочникам, обучающимся на заочных отделениях и факультетах вузов. Ее цель — помочь студентам самостоятельно овладеть той или иной учебной дисциплиной. На лекции обычно рассматриваются предмет, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение курса для профессиональной подготовки и т.д. Дается обзор учебников и учебных пособий, специальной литературы по проблематике курса. Наиболее часто в учебном процессе используются тематические, или текущие лекции по основным курсам и спецкурсам. В них систематически и подробно рассматриваются отдельные темы учебных дисциплин; изучаемые в темах вопросы зачастую соответствуют зачетным и экзаменационным вопросам. Обзорная лекция обычно читается после изучения дисциплины на выпускных курсах перед государственными экзаменами; ее цель — систематизировать полученные студентами знания, обобщить материал, более глубоко рассмотреть некоторые методологические проблемы, проработать те вопросы курса, которые не были раскрыты в процессе чтения тематических лекций. Обобщающая лекция завершает изучение определенного раздела (темы) дисциплины, при этом рассмотренный ранее материал обобщается и систематизируется на более высоком научно-теоретическом уровне и интегрируется со знаниями, полученными студентами в ходе самостоятельной работы. Обобщающая лекция ориентирует студентов в истории и современном состоянии определенной отрасли знания или научной дискуссии по актуальным проблемам; раскрывает их теоретическое и прикладное значение, чтобы способствовать самостоятельному применению обучающимися обобщенных знаний и опыта для решения современных профессиональных задач. Обобщающая лекция может быть и введением в историографию науки, ее разделов или проблем, а также представлять собой обобщенный историко-научный материал, позволяющий раскрыть «методы выдающихся исследователей, открытий, перепроверок и опровержений прежних теорий в той или иной науке» (Б.М. Бим-Вад). Как разновидность обобщающей лекции в практике преподавания выделяются ориентирующая и заключительная лекции. На ориентирующей лекции анализируется состояние исследований по конкретным научным проблемам, обосновываются различные подходы, концепции к их разрешению, указывается дополнительная литература по рассматриваемым вопросам, ставятся конкретные научно-практические задачи для разработки студентами в рамках курсовых и дипломных проектов. Заключительная (итоговая) лекция подводит итоги изучения всего курса (спецкурса), углубляет и обобщает ранее полученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность. На ней может быть проведена рефлексия учебной деятельности студентов по изучению дисциплины, включая результаты их самостоятельной работы, организовано анкетирование студентов по вопросам совершенствования преподавания данного курса. Несмотря на разнообразие классификаций современной вузовской лекции преподавателю-лектору в каждом конкретном случае при выборе вида лекции рекомендуется учитывать: - особенности слушателей; - место и время проведения лекционного занятия; - образовательные цели; - необходимость разработки соответствующего учебно-методического обеспечения лекции; - степень материально-технического оснащения процесса обучения; - собственные ресурсы и возможности. В современном вузе преподаватели, осуществляя учебно-воспитательный процесс, обращаются преимущественно к таким лекциям, в ходе которых создаются условия для более эффективной организации самостоятельной работы студентов, а именно: классической; проблемной; монографической; лекции-дискуссии; бинарной лекции, или «лекции вдвоем»; лекции-провокации, или лекции с запланированными ошибками; лекции аудиовизуализации; лекции-пресс-конференции. Классическая, или традиционная лекция является начальной и самой распространенной лекционной формой организации учебного процесса, в ходе которой преимущественно используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Однако она перестала быть лекцией-диктантом, ведь в настоящее время каждый студент снабжен учебником и другой литературой. Классическая лекция видоизменилась по своему содержанию и характеру проведения. Этому способствуют постановка проблемных вопросов; введение рассказа, фрагментов дискуссии; использование наглядных, аудиовизуальных, и в том числе компьютерных средств. Обогащая студентов новейшей научной информацией, лекция должна освещать гипотезы, нерешенные вопросы в конкретной сфере науки, вызывать интерес к изучаемой дисциплине, давать установку к самостоятельной работе, поисковой и творческой деятельности. Проблемная лекция впервые появилась в американских университетах. Профессора США обычно начинают проблемную лекцию с заранее подготовленных по теме вопросов и затем ведут ее, опираясь на ответы студентов. В отечественных вузах проблемная лекция имеет свою модификацию. Преподаватель включает серию проблемных вопросов в канву всей лекции. Как правило, это сложные, ключевые для темы вопросы. Студенты приглашаются для размышлений и поиска ответов на них по мере их постановки. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию их аналитического мышления, умения вести дискуссию. Проблемные вопросы ставились на лекциях еще во времена Я.А. Коменского (1592-1670), но эта методика не носила систематического характера. Лишь в XX веке дидакты выделили проблемную лекцию в самостоятельную форму учебной работы. Монографическая лекция фактически соответствует лекции классического типа по методике проведения. Цель ее «состоит в раскрытии определенной темы по одной монографии фундаментального характера, в показе видения проблемы глазами известного ученого, исследователя, педагога-новатора. Монографическая лекция может содержать два-три проблемных вопроса, но они не должны отвлекать студентов ОТ авторской трактовки самой проблемы». Лекция-дискуссия проводится по проблемам более сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение. Существует несколько методических вариантов проведения лекции-дискуссии. 1. Студенты в самом начале лекции задают преподавателю вопросы по заранее объявленной теме. Он отвечает на них, разворачивая содержание материала; одновременно задает студентам уточняющие вопросы, размышляет с ними, тем самым вовлекает обучающихся в дискуссию. Преподаватель создаст благоприятную атмосферу для восприятия материала, сам выступает то в роли участника дискуссии, то в роли лектора. 2. Дискуссия занимает не весь временной объем лекции, а лишь часть ее. Преподаватель предлагает студентам два-три вопроса по теме лекции, которые рассматриваются в дискуссионной форме с опорой на предыдущие знания обучающихся. 3. Преподаватель приглашает на лекцию для участия в дискуссии двух-трех специалистов (экспертов) по определенной проблеме. Студенты могут задавать приглашенным экспертам вопросы, при этом разворачивается дискуссия между всеми участниками учебного процесса. Данный вариант лекции-дискуссии в западноевропейских университетах трактуют как мастер-класс. Бинарная лекция («лекция вдвоем»), или лекция с приглашением экспертов все активнее внедряется в практику современной высшей школы. Под последним названием данный тип лекции в педагогической литературе встречается чаще. Отличительной методической особенностью бинарной лекции является участие в ее проведении двух-трех специалистов — экспертов по теме лекции. Это могут быть преподаватели-коллеги, ученые, представители сферы профессии. Важно, чтобы они имели разные точки зрения на рассматриваемую проблему, благодаря чему возникает проблемная ситуация, разворачивается полилог, в который вовлекаются и студенты. Необходимо, чтобы все участники дискуссии, формируя свое отношение к обсуждаемому вопросу, проявляли культуру дискуссии и совместного поиска истины, взаимопонимание и уважение к оппонентам. Традиционно студенты привыкли к получению информации из одного источника, которым, как правило, является преподаватель, что не в полной мере способствует повышению качества усвоения учебного материала. «Лекция вдвоем» изменяет эту ситуацию, поскольку появляются два-три источника персонифицированной информации, что делает процесс ее восприятия и освоения более эффективным и качественным, способствует вовлечению студентов в сравнение, анализ, обобщение и др. мыслительные операции, осуществление выбора и самоопределения. Таким образом, для бинарной лекции характерна высокая степень мыслительной активности студентов. Лекция-провокация, или лекция с запланированными ошибками может быть применена на старших курсах, когда студенты достаточно подготовлены теоретически. Цель лекции данного типа состоит в том, чтобы пробудить у студентов интерес к проблематике лекции, активизировать их познавательную деятельность, держать их в интеллектуальном напряжении в течение всего занятия, развивать внимание и мышление. Преподаватель, готовясь к лекции, включает в ее текст определенное количество ошибок содержательного или методического характера, маскирует их, чтобы студентам было затруднительно их распознать. Студенты, воспринимая учебную информацию, отмечают ошибки, корректируют содержание мат
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.114 с.) |