Компьютерные программы как средства преподавании психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерные программы как средства преподавании психологии



Основные

-Ур ок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог-психолог в те­чение точно установленного времени руководит коллективной и иной деятельностью постоянной груп­пы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы рабо­ты, создающие благоприятные условия дня того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

2. Дополнительные

- Школьная лекция - модификация урока передачи усвоения новых знаний. Лекция побуждает школьни­ков к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи

- Школьная лекция позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руко­водством учителя, проработку материала, позволяет учителю вместе с учащимися осуществлять глубо­кий анализ, давать выверенные оценки разнообразной информации, учить школьников делать это само­стоятельно.

- Экзамен - форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.

- Школьная конференция сосредоточивает и мобилизует духовные силы школьников, развивает позна­вательные интересы, обеспечивает полноценное повторение и закрепление учебного материала.

- Консультация заключается в том, чтобы одним школьникам помочь преодолеть трудности и препятст­вия в освоении отдельных тем, разделов программы, а другим - оказать поддержку в углубленном изу­чении предмета.

- Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с опре­деленной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, кинотеатр, на выставку и т.д.

- Лабораторная работа - использование этой формы обучения неразрывно связано с идеями самостоя­тельной работы учащихся и их взаимообучения.

- Факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и инте­ресов учащихся

- Кружки и клубы по интересам - строятся на принципах добровольности, развития инициативности и самостоятельности детей, романтики и игры, учета индивидуальных особенностей


Методы преподавания в школе

 

Методы психологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы подразделяются на:

1) словесные;                                                                                                                                    

2) наглядные;

3) практические.

Словесные методы занимают ведущую позицию в работе с дошкольниками. Это рассказ, объясне­ние, беседа, придумывание сказок и их инсценировка. Здесь важно отметить, что дошкольникам необ­ходимо объяснять все доступным языком, не загромождая речь сложными предложениями и понятиями. Речь психолога должна быть образной. Помимо речевого воздействия воспитатель оказывает также и неречевое влияние на детей: дистанция в общении, визуальный контакт, мимика, поза, жестикуляция.

Необходимо побуждать детей к активности, используя выражения: «Вспомните, сравните, опиши­те, расскажите...».

Наглядные методы - это использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и помогают де­тям лучше усваивать знания.

Выделяют три основных вида наглядности: предметная, изобразительная и словесная.

Предметная наглядность - это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов.

Изобразительная наглядность - это демонстрация на занятиях изображений предметов. В дошко­льном учреждении широко используется художественная наглядность, которая отражает изображаемый предмет во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фильмов, фотографий, картин. Существуют требования к способам демонстрации наглядности:

1. Она должна быть согласована с содержанием материала.

2. Ее необходимо вводить на занятии постепенно, в соответствующий момент, по мере необходи­мости.

3. Демонстрация должна быть организована так, чтобы все дети могли хорошо видеть объект.

4. Необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций и предметов.

5. Следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.

Практические методы заключаются в том, что дети не только слушают, смотрят, но и выполняют определенные познавательные действия. Эти методы реализуются на занятиях и играх. Методы преподавания психологии подросткам и старшеклассникам

Обычно различают традиционные и интерактивные методы.

К традиционным методам можно отнести следующие:

Метод словесного обучения относится к числу наиболее распространенных во всех типах школ и системах обучения главным образом потому, что устное изложение знаний является мощным средст­вом, направляющим познавательную и практическую деятельность ученика. Учащимся не только пере­даются знания, но и формируется интерес к предмету, он обучается анализу и обобщению фактов, уме­нию ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения, приме­няемые в преподавании психологии в школе: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ используется для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа как метода обучения и его главная харак­теристика заключается в том, что изложение ведется но четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально.

Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся знаний у учащихся представ­лений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической культу­ры, так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся у учащихся объем знаний, проверяется прочность и сознательность усвоения учебного ма­териала, развивается самостоятельность суждений.

Объяснение - важный момент сообщения новых знаний, суть которого в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучении и используется прежде, чем учитель переходит к рассказу по новой теме, или в процессе работы с новым учебным материалом.

Метод проблемного обучения. Практические все теоретические занятия в данном курсе проводятся методом проблемного обучения. Ценность применения данного метода обучения определяется тем, что учащиеся вместе со взрослым ставят решают учебную проблему. Основной путь постановки учебной проблемы - создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием -противоречие.

Организацию проблемного обучения рекомендуется строить при помощи создания реальных про­блемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач.

Метод погружения. Применение этого метода при обучении психологии связано с тем, что неко­торые психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для психологии и ни один психологический феномен практически невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция. Понятие, приобретая кон­текстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему знаний, в гештальт, и только по­том, когда оно усвоено настолько, что при объяснении феномена подросток вынужден им пользоваться и у него уже появилась потребность его сформулировать (раз оно вводится в сознательный строй речи), понятие можно раскрывать и определять. Формулировка понятия нужна для запоминания, удобства из­ложения мысли и дальнейшего использования.

Метод проектов. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки исследовательской работы. Суть метода заключается в том, что педагог-психолог выстраивает программу личностного развития учени­ка совместно с ним и на основе выявления его личности значимого интереса. Для этого рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий дать задание: «Напишите сочинение на тему: «Самое-самое». После того как ученики сдадут сочинение необходимо вступить с ними в личный разговор, как бы продолжая это сочинение. Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается значимый инте­рес ребенка, актуальный для него на данный момент.

Сферой исследования может быть любая психологическая и педагогическая проблема, а также сфера исследовательских интересов педагог-психолог.

Метод наблюдения одновременно является методом познания и психологического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора ин­формации. Наблюдение за поведением, проявлением психических состояний человека и психологиче­ских свойств личности, развитием психики в онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Данный метод позволяет изучить закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях.

Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, посколь­ку это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности. Ничто не содейст­вует в такой степени развитию систематического строго научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательств. При изучении психологии все указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно применить методики по исследованию индивидуальных вариаций чувст­вительности, особенностей внимания, типов памяти, видов мыслительных операций и др. Аудио-, видеометод — подача учебного материала при помощи аудио- и видеосредств. К активным групповым методам относятся: •дискуссионные методы; •игровые методы; * сензитивный тренинг.

Дискуссионный метод. Дискуссионные методы социального обучения являются гибким инстру­ментом в развитии социальной адаптации подростка, самопознания, креативности, а также решают многие внутриличностные проблемы.

В силу своей высокой лабильности и полифоничности дискуссионный метод может считаться универсальным методом в обучении психологии. Кроме того, он обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении себя. В этом смысле метод может рассматриваться как дидактический прием в процессе целенаправленного фор­мирования психологической культуры.

Дискуссионные методы в практике обучения психологии позволяют уяснить свою позицию уча­стнику в межличностных отношениях. Развивают субъективную активность. Формируют комму­никативные навыки и умения. Дают возможность аргументировать свои идеи. Удовлетворяют потребность в самоуважении и др.

Игровые методы. Согласно философско-культурной концепции игра в общем виде представляет собой вид деятельности, который является элементом всей человеческой культуры. Метод отличается двуплановостью, т.е. участники игры прибывают в 2-х реальностях: искусственно созданной, действи­тельной, поэтому игроку постоянно приходиться соотносить между собой эти 2 реальности, он совер­шает действия, принимает решение, в результате чего происходит усвоение знаний и умений. Обу­чение происходит латентно.

Различают два вида игр: операциональные (например, деловая игра) и ролевые (с элементами драматизма, имитации действительности).

Операциональные игры входят в группу инструментального обучения. Они имеют сценарий, ал­горитм решения и позволяют обучаемым видеть результат этого решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Ролевые игры строятся на предположениях, что человек лучше всего усваивает в динамических процессах, тем более, если он в них включен. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации. Ролевая игра позволяет уяснить собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с той или иной социально-психологической реальностью. Развить эмпатию и освоить механизмы идентификации. Освоить ос­новные модели поведения и формы общения и др.

Сензитивный тренинг. Данный метод проводится по принципу «Группы встреч» К. Роджерса, т.е. «...свобода выражения мыслей и чувств по поводу личностно значимых проблем...». При помощи сензитивного тренинга обращается внимание на такие актуальные образования для подросткового возрас­та, как тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии.

Метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и другие виды творчества) включает ряд методик, объединенных общей методологией и технологией построения. Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собст­венным творчеством, дать ему почувствовать экзистенциальную сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности - ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы (М.Е. Бурно).

Метод строится на идее о том, что убедить человека в своей значимости и найти смысл жизни по­может субъективное творчество и положительное переживание.

Данный метод проводится в форме практического занятия. Использование данного метода откры­вает новые возможности для обучения, как в плане самораскрытия подростка, так и для осуществления коррекционной работы с ним.

Метод творческого самовыражения практически является для подростка тренингом креативности и самопознания, позволяет удовлетворить присущую каждому растущему человеку потребность в твор­честве, открывая ему путь к себе.

Метод психической саморегуляции и тренировки психики Данная группа методов включает различ­ные приемы и технологии управления своим состоянием: аутогенной тренировки, пси­хофизиологической гимнастики, приемы эмоциональной разгрузки. Они используются в настоящем курсе, потому что их применение позволяет делать более продуктивной деятельность подростка и мо­билизовать его духовные силы. Овладение методами психической саморегуляции приводит к возникно­вению у подростка более гибкой модели поведения, открытой для импровизации, позволяющей учиты­вать индивидуальность и непрерывную изменчивость каждой конкретной ситуации. На занятиях по са­морегуляции учащиеся приобретают опыт сознательного воздействия на собственные установки, моти­вы поведения, организацию жизненного пространства и ориентацию «на будущее».

Круглый стол - используется для повышения эффективности усвоения теоретической проблемы путем рассмотрения их в различных аспектах с участием специалистов различного профиля. Главный момент - тема, требующая глубокого, всестороннего рассмотрения.

Метод круглого стола имеет разнообразные формы реализации, но важным условием выступает необходимость разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разными позициями и точка­ми зрения на ее практическое воплощение в жизнь.

Использование вышеперечисленных методов в комплексе позволяет создать более благоприятные условия для самопознания и самораскрытия подростков.

25. Психологическое образование учащихся в средних специальных учебных заведениях

 

Цель преподавания психологии в средних специальных учебных заведениях - подготовка специа­листов к работе с людьми. К этой группе специалистов относятся:

• учителя, воспитатели, работники всех видов образовательно-воспитательных учреждений;

• младший и средний медицинский персонал, социальные работники;

• руководители среднего звена, технологи, менеджеры, работники торговли;

• командиры воинских подразделений.

Объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек или группа людей. Отсюда вытекает непосредственная значимость психологических знаний для их профес­сиональной деятельности.

Главным направлением преподавания психологии по программам данного типа является формиро­вание профессиональной психологической компетентности.

Согласно подходам В.Н. Карандашева - это направление определяет цели преподавания психоло­гии поданным образовательным программам:

• обучение основам психологических знаний; •знакомство с методами психологии;

• обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профессиональной специа­лизации студентов;

• обучение применению психологических знаний для решения практических задач в рамках бу­дущей профессиональной деятельности;

• формирование общей психологической культуры студентов.

Цель преподавания психологии будущим специалистам естественно-научного, технического, строительного профиля - подготовка специалистов к работе с объектами живой и неживой природы.

К этой группе относится широкий круг специалистов. Основным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля являются объекты природы, знаки и знаковые системы, технические системы и устройства различного типа. В связи с этим психология в этих программах рас­сматривается как общеобразовательный и общекультурный предмет. Главным в изучении психологии является психологическое просвещение; формирование психологической грамотности и психологиче­ской культуры студентов. Соответственно цели преподавания психологии в рамках данных образова­тельных программ формулируются следующим образом:

• формирование у студентов представления о системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине и практической деятельности;

• знакомство с методами психологического познания и психологической практики;

• формирование у студентов понимания основных психических процессов и явлений;

• обучение студентов психологии как средству познания других людей;

• усвоение студентами психологических знаний как средства самопознания;

• обучение студентов психологии как средству саморазвития и самосовершенствования. Организация учебных занятий по психологии в средних специальных учебных заведениях имеет

следующие задачи:

• развитие умений самостоятельной работы;

• стимулирование интеллектуальной деятельности;

• стимулирование познавательной активности студентов;

• формирование навыков анализа психологических явлений, эмоциональных состояний, особенно­стей межличностного взаимодействия.

На семинарах студенты имеют возможность закрепить знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Помимо этого, подготовка к семинарам по перво­источникам (а не только учебникам) и выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. Необходимость подготовки к таким занятиям развивает умения самостоятельного поиска и пе­реработки информации. При определенной форме организации занятий, при определенном типе поста­новки заданий и вопросов на семинарах они могут стимулировать аналитическую и обобщающую ин­теллектуальную деятельность студентов, развивать их критическое мышление при усвоении знаний.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный тип организации занятия предполагает прежде всего активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на ос­нове данных лекций, учебников или первоисточников.

Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозак­лючение на основе услышанного или прочитанного материала и определенным образом составленных вопросов и заданий.

Практическое занятие по психологии, в отличие от семинарского, предполагает не просто обсуж­дение студентами учебного материала, а выполнение ими определенных практических заданий. Систе­му таких заданий - часто называют практикумом. Практические занятия по психологии могут выполнять в учебном процессе следующие функции:

• закрепление теоретических знаний на практике;

•усвоение умений исследовательской работы;

•усвоение умений практической психологической работы;

• применение теоретических знаний для решения практических задач;

• самопознание;

• саморазвитие.

Те или иные функции могут выдвигаться на первый план в зависимости от того, в рамках каких образовательных программ проводятся занятия.

Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следующие:

• демонстрационный эксперимент;

• индивидуальные задания;

• групповые задания;

• эксперимент в парах (подгруппах); •решение психологических задач;

• дискуссия.

Лабораторная работа - одна из разновидностей практических занятий. Она предполагает исполь­зование специального оборудования и приборов. Лабораторные работы часто проводятся, например, при изучении познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, память, мышление. В них реализуются учебные модели лабораторных психологических экспериментов.

Консультация как вид учебных занятий - это беседа преподавателя и студентов, в которой студен­ты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по определенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Она может иметь разные цели. Например, это может быть разъяснение отдельных трудных вопросов учебного курса в специально отведенные для этого еженедельные часы.

 


26. Психологическое образование в вузе.

 

Общей целью изучения психологии в вузе является формирование у студентов умения психологи­чески мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения, или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и пр.).

При этом преподаватель психологии может строить свою работу так, чтобы общая цель препода­вания достигалась главным образом на лекционных и практических занятиях; практические умения - на лабораторных и практических занятиях, а также в период практики в учебных заведениях, судах и про­куратурах, медицинских клиниках, на предприятиях и фирмах.

Действенность методики преподавания, по мнению Бадмаева, зависит от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.

К основным психологическим дисциплинам, преподаваемым в вузе относятся: история психоло­гии, общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, медицинская психология, юридическая психология.

Среди современных активных методов обучения В.Я. Ляудис выделяет следующие группы, наибо­лее интересные для использования:

1)метод программированного обучения;

2)метод проблемного обучения;

3) метод интерактивного (коммуникативного) обучения.

Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля примени­тельно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности студента, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний посредством организа­ции человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

В каждом из этих методов используется свой инструментарий;

• в программированном обучении - дозированный шаг программы, алгоритм;

•в проблемном обучении - проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические про­граммы;

• в интерактивном обучении коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партиту­ры диалогов и полилогов между участниками группы по совместному решению.

Так, методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. Методы проблемного обучения были в известной мере реакцией на чрезмерную формализацию процесса обучения в русле методов программирования. Эти методы, в отличие от методов программирования, акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Они поставили в центр организации и управления мотивы и способы мыслительной деятельности за счет процедур его включе­ния в проблемную ситуацию. Однако, если это был шаг вперед, преодолевающий формализм програм­мированного обучения, то шаг этот делался в расчете на индивидуальный процесс учения.

Методы интерактивного обучения обратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Тем самым был сделан наиболее решительный шаг к тому, чтобы поставить в центр управления обучением самого обучаемого человека в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса, к признанию, что обучение — это процесс социальный, коллективный, а не сугубо индивидуальный.

Каждый из этих методов создал присущий ему инструментарий действий, которым выражается сущность метода и очерчиваются границы его влияния как средства управления процессом развития познавательной деятельности обучаемых. В системе методов программированного обучения этот инст­рументарий - дозированный шаг программы, алгоритм; проблемного обучения - проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы; интерактивного обучения - коллективные дис­куссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов и полилогов в процессе коллективного решения проблем (с выделением фаз и циклов взаимодействия) между участниками совместного реше­ния задач.

Эти новые средства управления процессом формирования мыслительной деятельности (если учесть многообразие ее форм), конечно, не могут быть эффективны, взятые по отдельности. Поэтому алгорит­мы, эвристика и сценарии коллективного решения проблемы должны рассматриваться как многообраз­ные способы, которые могут реализоваться в целях управления обучением лишь в системе, с учетом наиболее адекватной сферы применения каждого из них. Для формирования мышления мало пригодны только алгоритмы, и, напротив, для обучения простому навыку сложные эвристики неэкономичны. Прием коллективного решения проблемы как раз будет соответствовать задаче формирования «чувства ситуации» и интуиции.

Следовательно, методы активного обучения и разработанные в них приемы, лишь образуя систему, могут обеспечить управление всеми формами познавательной деятельности, связанными с усвоением психологического знания.

Использование методов программированного обучения в высшем учебном заведении в совре­менной образовательной и воспитательной системе связано с компьютером, который является частью системы, также включающей педагога, учебную нишу, обычные средства обучения.

Системообразующим свойством такой системы является взаимодействие трех основных видов: • между преподавателем и студентом;

• между отдельными студентами и их группами в процессе совместной деятельности;

• студента с самим собой (саморегуляция, рефлексия).

Взаимодействие «студент - ПЭВМ» относится к одному из перечисленных видов в тех случаях, ко­гда педагогические функции непосредственно выполняет компьютер. В комплексной системе обучения органом управления выступает педагог.

Персональный компьютер позволяет реализовать в обучении:

• справочно-информационные,

• коммуникативные,

• конструкторско-комбинаторные,

• мультимедиа функции.

Особое значение приобретают проблемы Internet, дистанционное обучение. Таков широкий спектр возможностей решения задач повышения информационной культуры личности и общества. Под­черкнем в этом плане необходимость усиления внимания проблемам искусственного интеллекта и экс­пертных обучающих систем. Internet предоставляет возможности практически мгновенного доступа к огромному объему информации, предлагая при этом мощные средства поиска (по тематике, ключевым словам и др.), упрощает общение.

Психологический компонент взаимоотношений человек-компьютер основывается на следующих факторах:

1. Механизмы восприятия и первичной обработки информации человеком.

2. Роль мотивации и эмоций во взаимодействии человека и компьютера.

3. Исследование восприятия амбивалентных образов.

4. Возникновение паттернов и проблема формирования знаковых систем.

5. Иерархия знаковых систем.

6. Моделирование динамики взаимодействия человек-компьютер.

7. Разработка тестов и экспериментальное исследование и идентификация моделей.

8. Моделирование формирования нового знания и возникновения «инсайт»-ситуаций. Выделяются следующие уровни восприятия и переработки информации: сенсорный, ассоциатив­ный, когнитивный.

Перспективным направлением развития личности в процессе овладения компьютерными техно­логиями является разработка рекомендаций по следующим направлениям: проектирование сценариев диалога человек-компьютер; идентификация пользователя и обучение; согласование основных рабо­чих характеристик человека и компьютера; проблема создания «инсайт»-ситуаций.


Виды и формы контроля

В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида:

1) контроль промежуточных результатов усвоения. Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчест­вом. В качестве форм такого контроля можно предложить:

а) оперативный контроль (на лекции). За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается дать в письменном виде. Замечания препо­даватель делает на следующем занятии;

б) блицконтроль. По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, студентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соответствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ;

в) контрольное задание с письменным отчетом. Это может быть любое задание (перечислить.., срав­нить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические задачи... и др.).

Все предложенные формы контроля — групповые.

Контроль и оценка знаний, умений, навыков также осуществляется в ходе текущей, промежуточной аттестации студентов. Текущий контроль и оценка проводятся в рамках текущих занятий. Формы про­ведения определяются преподавателем. Промежуточный контроль и оценка проводятся по итогам изу­чения всего учебного курса. Преподаватель в процессе промежуточной оценки студента, выставляя ему определенную отметку, дает гарантию того, что студент усвоил знания по соответствующему курсу.

2) итоговый контроль - это проверка конечного результата. К такому виду контроля относятся се­местровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют разные дидактические функции.

Зачет проводится после окончания темы или раздела. Его основные функции - обучающая и кон­трольная. Отсюда вопросы к зачету должны быть максимально дробными, чтобы студенты не упустили ни одного элемента знаний. В процессе прохождения зачета преподаватель уточняет знания студентов, обучает их.

Виды зачета:

1) традиционный вид - индивидуальная вопрос-ответная форма:

- по билетам или вопросам (полное выслушивание вопросов);

- опрос-интервью (по тезаурусу или по вопросам, предполагающим краткий ответ) в присутствии всей группы по очереди;

2) мозговой штурм - групповая форма.

Группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек. Каждой подгруппе дается карточка из 5-7 вопросов (вопросы проблемного характера). Предлагается обсудить вопросы с использованием любых источни­ков (лекции, учебники, монографии...).

Завершается зачет беседой группы с преподавателем, где преподаватель уточняет правильность отве­тов и качество усвоения каждым. Если студент показывает низкий уровень знаний, то он отправляется для работы в следующую пятерку;

3) игра - групповая форма.

Например, защита концепции. Группа разбивается на 2-3 подгруппы по количеству обсуждаемых концепций. Каждая подгруппа получает план и заранее готовится к игре (распределяет обязанности и пр.).

В процессе игры выступают представители каждой группы, которые оцениваются группой экспертов (из числа студентов). Завершается игра подведением итогов, оцениванием и определением победителей.

Виды экзамена:

1) традиционный - собеседование по вопросам билета.

Вопросов к экзаменам должно быть немного, но обобщенного характера. Можно включить прак­тические вопросы, задачи и вопросы на знание первоисточников. При оценивании ответов целесооб­разно учитывать, прежде всего, обобщенность, логичность, знания теоретических законов и фактов, персоналий, культуру речи.

Преподаватель должен указать студенту на положительные и отрицательные стороны ответа;

2) письменный экзамен;

3) тестирование - тест учебных достижений.

К итоговому контролю относятся также разного вида контрольные, курсовые, дипломные работы и государственный экзамен.

Итоговый контроль и оценка также осуществляются в ходе аттестации, проводимой по заверше­нии всей образовательной программы, и осуществляется Государственной аттестационной комиссией. Положительная итоговая оценка, выставленная Государственной аттестационной комиссией, свиде­тельствует о том, что студент достиг целей образовательной программы. Совокупность предметов, изу­ченных студентом, и отметок, которые он получил, характеризует степень его подготовленности по­данной образовательной программе.

Условия эффективности контроля:

1. Объективность (наличие единого критерия).

2. Незыблемость выносимых оценок (не подлежат сомнению).

3. Гласность.

Основные принципы контроля:                                      

1. Профессиональная направленность.

2.Надежность.                            

3. Валидность.

4.Системность.                        

5. Систематичность.

Основные принципы проверки и оценки, на которые следует ориентироваться преподавателю психо­логии (по В.Н. Карандашеву):

1. Объективность. Заключается в необходимости оценивать знания учащихся независимо от субъ­ективного мнения оценивающего. Различные проверочные процедуры обеспечивают объективность в разной степени: I) с ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.117 с.)