Вопрос 7. Производственная программа предприятий общественного питания. Показатели производственной программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 7. Производственная программа предприятий общественного питания. Показатели производственной программы



Товарооборот общественного питания выражает экономи­ческие отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации пи­тания.

Товарооборот предприятия питания состоит из двух основных частей:

– реализации продукции собственного производства;

– продажи покупных товаров.

    Чтобы решать задачи различного уровня сложности и повы­сить точность расчетов, при разработке прогноза товарооборота используется комплекс простых и сложных методов прогнози­рования, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.

План товарооборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть — реали­зация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продук­ции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчи­тывают производственную программу предприятия.

В зависимости от специализации, типа предприятий обществен­ного питания, состава обслуживаемого контингента, спроса на продук­цию используются различные методы расчета производственной про­граммы:

1)на основе численности потребителей;

2)на основе планового меню;

3) по данным изучения спроса потребителей;

4) по данным ожидаемого выполнения плана;

5) на основе расчета производственной мощности и коэффици­ента ее использования;

6) на основе расчета пропускной способности зала и степени ее использования.

Для большинства заводских, студенческих и других столовых, обслуживающих в основном постоянный контингент, выпуск продук­ции определяют по численности потребителей с учетом среднего ко­личества блюд на одного человека.

Численность потребителей, пользующихся услугами предпри­ятий общественного питания, рассчитывают несколькими способами: выборочным подсчетом, по реализации вторых блюд, по общей реали­зации блюд, по средней стоимости покупки. При этом необходимо учи­тывать возможные изменения численности и состава обслуживаемых контингентов в районе деятельности предприятия (рост населения за счет ввода в эксплуатацию новых домов, сезонные колебания потока потребителей, открытие новых учреждений и т.д.).

Среднее количество блюд, приходящихся на одного потребите­ля, можно определить на основе анализа данных о фактической реализации обеденной продукции за предплановый период и также о пред­полагаемых изменениях в спросе.

Планируемый выпуск блюд рассчитывается по формуле

 

ВБ=ЧПхДхБ,

 

где   

ВБ — общий план выпуска блюд, тыс. блюд;

ЧП среднедневная численность потребителей в планируемом периоде, человек;

Д — количество дней работы предприятия в планируемом периоде; Б — среднее количество блюд, приходящихся на одного потребителя в день в планируемом периоде.

Общий объем выпуска обеденной продукции группируют по ви­дам блюд (первые, вторые, сладкие, горячие и холодные закуски). Удельный вес блюд по группам определяют по данным предпланового периода и данным изучения спроса.

Метод расчета производственной программы по плановому меню дает возможность точнее определить объем выпуска продукции, по­требность в сырье и затраты рабочего времени на приготовление и ре­ализацию блюд.

Плановое меню представляет собой производственное задание по выпуску продукции с указанием ассортимента и количества блюд на каждый день планируемого периода. В отличие от суточного меню, в котором указывается набор блюд на день, плановое меню составля­ют на более продолжительный период — неделю, декаду, месяц. Пла­новое меню является инструментом оперативного управления про­изводственно-торгового процесса предприятий общественного питания, и его разработка, особенно на длительный период (месяц, квартал), дол­жна базироваться на большом информационном материале, отражаю­щем количество и состав потребителей, состояние и возможные коле­бания конъюнктуры спроса на отдельные виды кулинарной продукции, производственные возможности предприятия и другие условия.

Данный метод состоит в том, что по каждой группе продукции оп­ределяют перечень и количество блюд, которые должны быть реализо­ваны на каждый день недели, декаду или месяц. После этого по всем видам блюд определяют среднесуточный выпуск и удельный вес каждо­го наименования блюд в соответствующей группе. Умножая среднесу­точный выпуск блюд на число дней в планируемом периоде, определя­ют задание по выпуску блюд в групповом ассортименте.

Расчет выпуска блюд по данным изучения спроса потребителей можно производить на любом предприятии общественного питания.

Его сущность заключается в том, что на основании наблюдения за ежед­невной реализацией блюд по ассортименту в течение небольшого отрез­ка времени (неделя, декада, месяц) устанавливают среднесуточный вы­пуск блюд и, учитывая перспективы работы предприятия, намечают предполагаемый среднесуточный план выпуска блюд.

Расчет на основе данных ожидаемого выполнения плана за отчет­ный период является наиболее распространенным методом планирова­ния выпуска блюд на предприятиях, где контингент потребителей не по­стоянен. Ожидаемое выполнение плана по выпуску блюд в текущем году корректируют исходя из необходимости увеличения выпуска обеденной продукции и производственных возможностей предприятия. Ожидаемое выполнение плана должно быть исчислено в сопоставимом" с планируемым периодом виде. После определения общего выпуска блюд определяют их выпуск по отдельным группам (первые, вторые, сладкие, холодные). Расчет производится умножением количества блюд, предусмотренного планом, на удельный вес каждой группы блюд в общем выпуске.

Один из методов определения плана выпуска продукции основан на расчете производственной мощности предприятия и коэффициента ее использования.

Основным фактором производственной программы выступает производственная мощность.

Производственная мощность предприятия – максимально возможный выпуск продукции в единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в установленных производственной программой и бизнес-планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации производства и труда.

Производственная мощность выражается теми же единицами измерения, в которых определен объем выпуска продукции в производственной программе – в тоннах, метрах штуках и т.д.

Производственная мощность определяется по мощности основных цехов, в расчет включается все оборудование основного производства, за исключением технологически необходимого резерва и оборудования опытно-экспериментальных участков, а также используемого для профессионально-технического обучения.

Производственная мощность в общественном питании — максимально возможный выпуск предприятием (цехом) продукции определенного ассорти­мента в единицу времени (в смену, за сутки, месяц, год). Производ­ственную мощность рассчитываем в соответствии с режимом ра­боты. При этом учитывают применение новой техники и техноло­гии, рациональных методов организации труда, время эксплуата­ции оборудования.

Производственная мощность рассчитывается в натуральных показателях. Так, производственная мощность кухни определяет­ся в блюдах и рассчитывается по формуле

 

 

 

где В — продолжительность работы столовой, мин;

П— время простоя оборудования, мин;                                                                                                                  

в — средняя продолжительность одной варки, мин;

Ок — емкость котлов, л;                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Об — емкость одного блюда, л

Кз — коэффициент заполнения емкостей

Производственная мощность — величина не постоянная. Боль­шое влияние на ее изменение оказывают технический прогресс и совершенствование организации труда и производства, ритмич­ность снабжения предприятия сырьем и др.

Отношение планового, или фактического выпуска продукции к величине производственной мощности называется коэффициентом использования производственной мощности (Кнс):

Кнс = Впл(Ф)/Мср

Где: Внл(Ф) – плановый или фактический объем производства в натуральных единицах.

Величина производственной мощности находится под влиянием различных факторов. Наибольшее влияние оказывает группа технических факторов. К ним относятся:

- количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес активной части основных фондов;

- качественный состав основных фондов, уровень прогрессивности используемого оборудования на всех стадиях производственного процесса;

- возрастной состав оборудования с учетом морального износа, темпы обновления основных фондов;

- степень прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.01 с.)