Особенности продажи алкогольной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности продажи алкогольной продукции



Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Правовое регулирование вопроса производства и оборота алкогольной продукции представляет собой систему нормативных правовых актов разной юридической силы и предмета правового регулирования. Основным нормативным актом в этой системе можно назвать Федеральный закон №171-ФЗ.

Конкретизируют его положения многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы закона. Все эти документы обладают юридической силой и применяются в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности.

Согласно понятиям, содержащимся в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ, оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции утвержден статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ.

В соответствии с этой статьей, поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями, только при наличии у них соответствующих лицензий.

Только организациям с 1 января 2006 года выдаются лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а с 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели исключены из числа субъектов, обладающих правом на розничную продажу алкогольной продукции.

Алкогольная продукция включает в себя (согласно Федеральному закону №171-ФЗ) питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водку) и вино. К алкогольной продукции не относятся пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Следовательно, если к 1 июля 2006 года индивидуальный предприниматель не перерегистрировался в юридическое лицо, из всех напитков с содержанием этилового спирта торговать он сможет только напитками, не относящимися к алкогольной продукции. Таким образом, предприниматель, занимающийся розничной продажей алкогольной продукции с 1 июля 2006 года должен либо отказаться от ее продажи, либо зарегистрировать юридическое лицо для продолжения предпринимательской деятельности.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

§ в детских, образовательных и медицинских организациях;

§ на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

§ в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

§ несовершеннолетним;

§ без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона №171-ФЗ, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона №171-ФЗ.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции:

§ в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения);

§ на прилегающих к ним территориях. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации;

§ в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи алкогольной продукции местах.

Также в соответствии с пунктом 136 Правил продажи, запрещается розничная продажа алкогольной продукции если на этикетке отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека.

К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления (пункт 22 - 24 ГОСТ Р 51303-99).

Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка (синоним понятия «ларек») - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли (пункт 35 - 38 ГОСТ Р 51303-99).

В статье 346.27 НК РФ установлены отличающиеся значения вышеуказанных понятий. Важно отметить, что следующие значения понятий, установленные в статье 346.27 НК РФ, применяются только для целей главы 26.3 НК РФ.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику (пункт 5 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ.

Обратите внимание!

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ).

Кроме этого, субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Требования к документам, сопровождающим оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон №102-ФЗ) в Федеральный закон №171-ФЗ введена так же статья 10.2, в которой определены документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется, в соответствии с требованиями данной статьи 10.2 Федерального закона №171-ФЗ, только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона №171-ФЗ, статьей 10 Закона «О защите прав потребителей», Таможенным кодексом Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1996 года №161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №872 утверждаются:

· Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации;

· Правила заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации.

Выше указанным Постановлением устанавливается следующее:

Ø при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара;

Ø при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара;

Ø при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки;

Консигнационные услуги это один из видов посреднической деятельности, построенный по модели поручения или комиссии.

Ø контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами;

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждаются:

· форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

· Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Указанные сопроводительные документы подтверждают легальность производства и оборота алкогольной продукции.

Отсутствие в момент проверки необходимых документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Законодательство в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагает непосредственно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (по деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции) обязанность соблюдать правила продажи алкогольной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 января 2005 года №А28-11188/2004-506/13).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.014 с.)