Тема 1. 3. Налоговая система РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 3. Налоговая система РФ



1.Понятие налоговой системы. Ее структура

2.Принципы налогообложения в РФ

3.Налоговая политика государства

4.Налоговый контроль

5.Перспективы развития налоговой системы РФ

 

Самостоятельная работа. Написать реферат на тему: «История развития налоговой системы России», подготовиться к его защите

1.Налоговая система любого государства является результатом исторического развития. Влияние на формирование налоговой системы оказывает множество факторов. В современных условиях налоговая система находится в тесной взаимосвязи с конституционно-правовыми основами и устоявшейся финансовой системой государства, поскольку сама налоговая система государства является составной частью финансовой системы. Наибольшее влияние на формирование налоговой системы имеет сформировавшаяся бюджетная система, так как налоги и сборы являются носителем фискальной функции, призванной обеспечить бюджет государства финансовыми ресурсами.

 В юридической и экономической литературе нет единого мнения и по поводу понятия "элементы налоговой системы".

При рассмотрении налоговой системы следует учитывать, что составной частью налоговой системы является система налогов и сборов, и эти категории  нетождественны.

Система налогов и сборов – результат исторического развития общества, своеобразная модель сложившихся в обществе отношений по формированию публичных финансов государства.

Также при определении налоговой системы необходимо иметь в виду все ее составные элементы. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, система налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

 Основными взаимосвязями между элементами налоговой системы являются:

 1. Порядок уплаты и применения мер по обеспечению уплаты налогов и сборов;

 2. Процедура налогового учета и налогового контроля;

 3. Процедура реализации прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых администраций;

 4. Порядок вменения и реализации ответственности за совершение налоговых правонарушений;

 5. Порядок обжалования актов и действий налоговой администрации;

 6. Порядок установления, изменения, отмены налогов и сборов.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под воздействием как внутри-, так и внешнесистемных факторов, т.е. она является не статической, а динамической.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, о том, что налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения.

 

2. На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло

существовать без налогов. Налоговый опыт показал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

1. Уровень     налоговой       ставки, т.е.        уровень  доходов, должен

устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части населения, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, в налоговом законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходит по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщиков в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплаты или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом государственной экономической политики – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

 

3.Проведение в РФ экономических реформ и переход к рыночным отношениям потребовал выработки новой налоговой политики, выступающей на первый план в системе мер государственного воздействия на экономические процессы.

Реализацией новой налоговой политики является проводимая с конца 1991 г. налоговая реформа, охватившая все сферы деятельности юридических и физических лиц. Налоговые проблемы в переходный период в РФ являются чрезвычайно сложными и острыми. Становление введенной в 1992 г. принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и соответствующих преобразований при отсутствии преемственности налогового права. Происходящие в России изменения в области политики, экономики, бюджетных, правовых отношений требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, стабильной налоговой системы. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую роль приобретает Налоговый кодекс.

Изменение налоговой системы, предусмотренное Налоговым кодексом, направлено на решение следующих задач:

-построение стабильной, понятной, единой в границах РФ налоговой системы, взаимодействие всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

-создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, наращиванию научного богатства России и ее граждан;

-уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;

-формирование единой налоговой правовой базы;

-совершенствование системы ответственности за налоговые нарушения;

-совершенствование налогового администрирования.

 

4 Налоговый контроль – это контроль, который осуществляют налоговые органы с целью проверки исполнения налогового законодательства. Налоговый контроль представляет собой контроль со стороны государства за правильностью начисления и перечисления в бюджеты всех уровней налогов и сборов. Налоговый контроль относится к единой глобальной общегосударственной системе финансового контроля за хозяйственно-экономической деятельностью предприятий и физических лиц. Налоговый контроль осуществляется уполномоченными налоговыми органами в рамках налогового законодательства Российской Федерации. К сфере налогового контроля относится соблюдение налогового законодательства, правильность начисления налогов и сборов, порядок и сроки их перечисления в федеральный и местный бюджеты, а также контроль за исполнением должностными лицами предприятий и учреждений своих обязанностей в сфере налогообложения, выявление налоговых нарушений и выдача распоряжений для принудительного перечисления налогов и сборов в федеральный и региональный бюджеты. Деятельность органов налогового контроля характеризуется несколькими основополагающими принципами, обязательными для соблюдения: принцип законности, принцип юридического равенства, принцип соблюдения прав гражданина, принцип гласности, принцип ответственности, принцип независимости, принцип регулярности, принцип планомерности, принцип объективности и достоверности, принцип всеобщности и единства. От налогового контроля не может быть освобождено ни одно физическое либо юридическое лицо на всей территории Российской Федерации. Начальным этапом налогового контроля является обязательное ведение налогового учета и регулярная сдача налоговой отчетности юридическими и физическими лицами. При нарушении налоговой дисциплины (некорректный размер налоговых выплат, нарушение сроков перечислений в бюджет и т.д.) применяются системы штрафных санкций – с разделением по физическим и юридическим лицам. Размер штрафных санкций прописан в налоговом законодательстве Российской Федерации, а конкретно – в Налоговом Кодексе РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.247.166 (0.013 с.)