Выявление проблем и формулирование целей исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление проблем и формулирование целей исследования



        

    На практике, как правило, возможны две ситуации:

1.Руководство автотранспортного предприятия самостоятельно определяет конкретную проблему и ставит перед исследовательской группой цель и задачи маркетингового исследования. В этом случае деятельность исследовательской группы на данном этапе состоит в уточнении формулировки цели и задач исследования, а также в определении содержания и формы представления его результатов;

2. У руководства автотранспортного предприятия отсутствует ясное представление о цели и задачах исследования, и оно ограничивается неопределенной постановкой проблемы. В этом случае исследовательской группе предстоит провести предварительное исследование, направленное на конкретизацию проблемы и формулирование на ее основе целей и задач маркетингового исследования.

    Следует подчеркнуть, что в любом случае успех деятельности исследовательской группы на данном этапе во многом зависит от ее умения привлечь к этой работе руководство и специалистов АТП.

 

8.1.2 Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информаци и

Источники маркетинговой информации могут быть первичными и вторичными.

Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует, будучи собранная для других целей.

  Первичные данные – информация, собранная впервые, для какой – либо конкретной цели.

Исследования обычно начинают со сбора вторичных данных. Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны.

Однако нужных данных может не оказаться или они могут быть устаревшими или ненадежными. В этом случае исследователю придется собирать первичные данные, которые окажутся более актуальными и точными.

Вторичные данные бывают внешние и внутренние.

Внутренними источниками вторичной информации для автотранспортного предприятия могут послужить:

· данные бухгалтерского учета; показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные производственно-технологических подразделений;

Внешние источники вторичной информации включают:

· материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями, в том числе федеральными и местными (например, бюллетени фонда имущества, бюллетени государственной налоговой инспекции и т.д.);

· отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;

· издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.);

· публикации торговых и промышленных ассоциаций, в т.ч. ассоциаций маркетинга по отдельным видам продукции (например, ассоциации товаропроизводителей, рекламодателей и т.д.);

· журналы по различным товарам и технологиям;

· газеты, теле- и радиореклама.

Систематизация вторичной информации производится, как правило, после завершения ее сбора из внутренних и внешних источников и направлена на облегчение процесса ее последующего анализа. Анализ вторичной информации включает оценку ее полноты, достоверности и непротиворечивости для решения поставленных перед исследователями задач. 

 Положительная оценка указанных характеристик вторичной информации позволяет приступить к формулированию выводов и разработке рекомендаций.

В этом случае после завершения данного этапа исследования следует переход к завершающему его этапу, т.е. к представлению полученных результатов. В случае же неудовлетворительной оценки указанных выше характеристик вторичной информации (недостаточной полноты, достоверности или ее противоречивости) определяется потребность в дополнительной первичной информации, т.е. создается предпосылка для перехода к следующему (третьему) этапу исследования.

        

Планирование и организация сбора первичной информации

Планирование и организация сбора первичной информации по праву считается самым трудоемким этапом процесса проведения маркетингового исследования. Процедура составления плана выборки (выборка – это сегмент населения, призванный олицетворять собой все население в целом) включает последовательное решение трех следующих задач:

1. Определение объекта исследования.

2. Определение структуры выборки.

3. Определение объема выборки.

Значение процедуры выбора метода сбора первичной информации и орудия исследования состоит в том, что результаты этого выбора определяют как достоверность и точность подлежащей сбору информации, так и продолжительность, и дороговизну ее сбора.

Различают четыре основных метода сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент, имитация, опрос.

1. Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством фиксации действий исследуемых объектов без установления исследователями контактов с ними и при отсутствии контроля за факторами, влияющими на их поведение.

2. Эксперимент – представляет собой метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление исследователями контроля за всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов.

3. Имитация – метод сбора данных, генерируемых ЭВМ с помощью заранее разработанной математической модели, точно воспроизводящей поведение объекта.

4. Опрос – метод сбора информации путем установления контактов с объектом исследования.

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте, личное интервью.

В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию предметов.

Исследователи выделяют в анкетах два типа вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа. Закрытые вопросы это набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию.

Формулировки вопросов анкеты, должны быть тщательно разработаны, и отвечать следующим требованиям.

Требования к формулировке вопросов анкеты:

1. Вопрос должен быть ясным и понятным опрашиваемому, не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса, были понятны.

2. Вопрос не должен содержать двойного отрицания.

3. Интервалы вариантов ответов не должны пересекаться.

4. Вопросы не должны содержать слова «часто», «очень часто», «много», «мало», «редко», и т. п. (так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно).

5. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

6. В анкете, следует предусмотреть в целях проверки искренности, несколько фильтрующих вопросов, позволяющих выявить противоречия в ответах.

7. В основе последовательности вопросов должен лежать принцип «от общего – к частному».

8. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых, и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты (т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа от беседы).

9. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, (т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес). Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

10.  Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точных возрасте, доходе, месте жительства. Следует ограничиться вилкой (25-34; 35-40лет).

11.  Количество вопросов в анкете не должно быть большим, обычно ограничиваются 10-15 вопросами т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

После разработки анкеты важно провести её опробование в реальных условиях, т. е. провести тестирование с её помощью небольшого количества людей, относящихся к данной категории, которая подлежит исследованию. Иначе без этой проверки нельзя будет выявить недостатки анкеты и провести её доработку. После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления, производится их систематизация и анализ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.006 с.)