Художественное мастерство Чехова-рассказчика (Тезисы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное мастерство Чехова-рассказчика (Тезисы)



1. Жанр рассказа — малой формы эпических произведений — Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80—90-х годов XIXвека.

В письмах и записях Чехова постоянно встречаются такие высказывания: «Краткость — сестра таланта», «Искусство писать — это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»...

Сам художник мог с полным правом заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах».

Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.

2. Лаконизм — и огромное социальное содержание. Как этого достигает Чехов?

а) заглавием, которое почти всегда имеет точное идейное звучание: «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий» и т. д.;

б) сюжетом, который строится на остром необычном положении, на случаях, как бы нарушающих обычное течение жизни.

в) композиционными элементами: — экспозицией очень краткой;— острым динамичным действием, сосредоточенным обычно около одного события или лица;— неожиданной развязкой, в которой чаще всего и сосредоточена суть рассказа;— художественной деталью, которая заменяет многоречивые описания.

3. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, интонациями. Так, обыватель любит уснащать свою речь «учеными» словами, часто даже не понимая их значения; либерал услаждает себя высокопарной болтовней; лакействующий чиновник подличает и пресмыкается перед «власть имущими»...

Авторская же речь Чехова отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.

4. Для сатирического изображения «футлярной жизни» Чехов использует такие приемы:

— заострение в показе характерных качеств героя, сгущение в нем красок путем подбора ряда однородных деталей;

— резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа;

— герой из привычной для него обстановки попадает в новые для него условия, где резче обозначаются черты его характера;

— эзоповский язык (недоговоренность, иносказания, намеки и т. п.).

5. Сравнения подсказаны самой жизнью, часто используются как прием выделения какой-нибудь комической детали. Эпитеты немногочисленны, новы, оригинальны и органически сочетаются с простыми и привычными словами общенародного языка. В устах положительных героев афоризмы раскрывают их духовное богатство, выражают сокровенные желания и стремления. Отрицательные персонажи тоже употребляют «крылатые слова», но это или все известные истины, или плоские остроты, говорящие о бедности мысли и мещанском самодовольстве.

Своеобразие драматургии. Театр Чехова, общие тенденции:

— синтез традиций русского и зарубежного неореалистического театра /Г.Ибсен/;

— использование элементов поэтики символизма и импрессионизма (подтекст, символ, музыкальность и живописность пьес, создание «настроения»);

— система равнозначных персонажей /как в романе/, введение, кроме внесценичных, «случайных» персонажей, не связанных с основными коллизиями сюжета;

— жизнеподобие, отказ от условностей драмы /«случайные» реплики, параллельные разговоры некоторых персонажей;

— отказ от единства времени /между актами иногда проходит длительное время/ при единстве места;

— отсутствие единства действия /открытый финал/, кроме водевилей /«Медведь»/;

— усиление звучания социальной, философской проблематики;

— развитие нескольких сюжетных линий, наличие нескольких конфликтов;

— нет чёткого деления персонажей на «положительных» и «отрицательных»; «главных» и «второстепенных»;

— «подводное течение»; лиризм;

— поэтика пауз, звуков, большая роль пейзажа;

— текст – повествовательный;

— открытые финалы.

Пьесы А.П.Чехова:

«ИВАНОВ» /1887/ - проблема нравственного падения порядочного человека,

не нашедшего в себе силы противостоять мещанской среде.

«ЧАЙКА» /1895/ - тема искусства и неразделённой любви.

«ДЯДЯ ВАНЯ» /1897/ - об ответственности человека перед совестью, перед

жизнью.

«ТРИ СЕСТРЫ» /1901/ - о победе эгоизма, равнодушия, душевной лени над

людьми умными, чуткими и талантливыми.

«ВИШНЁВЫЙ САД» /1903/ - состояние современного Чехову русского

общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.135.102 (0.007 с.)