Темы и образы художественной прозы Л.Н.Толстого. Особенности психологизма, «диалектика души» в его произведениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы и образы художественной прозы Л.Н.Толстого. Особенности психологизма, «диалектика души» в его произведениях.



Основные темы:

Народная тема

В романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

Национально – героическая тематика

Тема народного патриотизма раскрыта в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», где автор описал исторические события 1805-1812 годов. В произведении показан патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, величие его подвига в Бородинской битве и в партизанском движении.В великой эпопее Толстого идея справедливого мира торжествует над идеей захватнических агрессивных войн.

                                                    Проблема человека

Главным объектом изображения великого писателя была духовная жизнь человека. Именно через человека он шёл к постижению тайны социального, общественного, исторического, нравственного бытия России.

В творчестве Л.Н.Толстого наблюдается колоссальный интерес к человеку как к самобытному и самоценному явлению, которое, однако, сильно зависит от внешних объективных факторов, таких как история, семья, общество и т. д. Изображая человека на фоне громадных исторических событий ("Война и мир"), острых семейных обстоятельств ("Анна Каренина"), сложных социальных противоречий ("Воскресение"), от которых в какой-то степени зависит судьба человека, великий гуманист хотел найти пути спасения человека.

Человек и семья

 

 

Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями, и влияние семейной атмосферы на него самого.

Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина».

А подробно я остановлюсь на самом известном романе писателя «Война и мир». Несмотря на то что сам Толстой говорил, что в романе главная мысль — «мысль народная», нельзя принижать значение «мысли семейной». Ведь по жанровому своеобразию «Война и мир» — это семейная хроника. Если взять голый сюжет, то это будет история нескольких дворянских семей в эпоху Отечественной войны 1812 года. Война рассматривается через призму «семейной мысли».

Как же раскрывается эта мысль в романе? Семей в романе много, но мировоззрение Толстого можно проследить на трех: Ростовы, Болконские и Курагины. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светская жизнь, любовь, война. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

Ведущие образы и герои произведений Л.Н.Толстого, в которых отразились представления писателя о человеке, о жизни, о семье, об истории и т.д. Это такие герои, как Николай Ир-теньев ("Детство", "Отрочество", "Юность"), Андрей Болконский, Пьер Безу-хов, Платон Каратаев, Наташа Ростова, Элен Курагина, Марья Болконская и др. ("Война и мир"), Анна Каренина, Константин Левин, Алексей Каренин, Алексей Вронский, Стива Облонский ("Анна Каренина"), Дмитрий Нехлюдов, Катюша Маслова ("Воскресение").

Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического прошлого, поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества..

Герои Толстого — это развивающиеся, меняющиеся личности, ищущие нравственную, философскую истину. Поэтому вполне закономерно, что, изображая характер своих героев, Толстой передает динамику психологических состояний, всесторонне анализирует внутренний мир человека. В малейшем душевном движении своего героя автор усматривает нравственный смысл, стремится отделить правду от лжи, искренность от фальши.

Толстой пользуется разнообразными формами и приемами психологического анализа:

- психологический анализ от лица автора;

- внутренний монолог;

- авторский комментарий;

- внимание к портрету, жестам, мимике героев;

- символизация снов;

- передача впечатлений героев от внешнего мира, когда внутренний взгляд героя фокусируется на какой-либо одной детали;

особая организация художественного времени (секундное психологическое состояние часто растягивается во времени).

 Психологизм Толстого чрезвычайно глубок. Автор делает понятными все чувства и мысли своих персонажей, подробно раскрывает их нравственный смысл. Отсюда сильнейшее эмоциональное воздействие его произведений.

Лев Николаевич как никто другой показывает развитие, эволюцию человека. На протяжении всего повествования многие персонажи Толстого меняются, изменяется их внутренний мир, но читателю самому предстоит дать оценку – неизбежна ли была смерть Анны Карениной, нашёл ли свою стезю Андрей Болконский…

С лёгкой руки Н. Г. Чернышевского критики назвали «диалектикой души» одну из важнейших особенностей произведений Льва Толстого – проникновение в души своих героев, сопереживание с ними на протяжении всего их развития.

Писатель Л. Н. Толстой изображает внутренний мир того или иного человека, героя своего произведения, по-своему. Открывая «диалектику души», Толстой идет к новому пониманию человеческого характера. С ее помощью, вникая в подробности душевного состояния человека, он подмечает в нем переживания и чувства, неподвластные никому другому. Лев Николаевич, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текучих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его портрет и, главное, характер, даются писателем в движении, складываются постепенно из черт и признаков, проявляющихся в том, как герой действует, о чем говорит и думает, какое впечатление производит на окружающих. Толстого увлекало изображение самого процесса душевной жизни героев, показ «диалектики души». Художественные образы, созданные Толстым, поражают своей жизненностью. Предшественники Толстого, изображая внутренний мир человека, как правило, использовали слова, точно называющие душевное переживание: «волнение», «угрызение совести», «гнев», «презрение», «злоба». Толстой был этим неудовлетворен: «Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д. – слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку». Толстой не ограничивается точными определениями тех или иных психических состояний. Он идет дальше и глубже. Он «наводит микроскоп» на тайны человеческой души и схватывает изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая приблизительность и неточность любых готовых определений. Он вживляет в своих героев свои понятия об окружающем мире. По мере чтения его произведений мы становимся их героями, переживаем за их судьбы и происходящее, с нетерпением ожидаем исхода описываемых событий. Все это говорит о большом таланте великого писателя. Ему, как мне кажется, гораздо проще передать то или иное душевное настроение человека, нежели художнику. В его распоряжении богатый русский язык, который он использует так же широко, как блестящий художник использует палитру с красками для написания портретов. Но что бы понять все безмолвные чувства, которые живописец вкладывает в свое творение, требуется не только внимание, но и некоторое взаимопонимание.

 

 

 3 Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения одного из произведений М. Булгакова – по выбору студента). 4 часа.

1 Урок-диалог.

 Актуализация первичного восприятия и понимания содержания повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, формирование проекта изучения произведения.

1. Урок-проблемная ситуация:

 «Социальный эксперимент в повести М.А. Булгакова. Образы Шарикова, профессора Преображенского, позиция автора в произведении.

Формы работы: формирование проблемных ситуаций, версий, обобщение, аналитический комментарий учителя.

2. Урок-задание:

«Художественное своеобразие повести М.А. Булгакова».

Формы работы: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, составление экспертных текстов.

3. Урок-культурологический диалог:

 «Современное прочтение повести М.А. Булгакова. Фильм В. Бортко «Собачье сердце».

Формы работы: формирование ситуации погружения в киноматериал, оценочных и аналитических версий, составление текстов кинорецензии.

Экзаменационный билет № 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.33 (0.011 с.)