Конфликты и герои драм и комедий А. Н. Островского (произведения по выбору экзаменующегося). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликты и герои драм и комедий А. Н. Островского (произведения по выбору экзаменующегося).



Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового.

А.Н.Островский показал, как зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком живущим по законам совести».

«Гроза», опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо, нежели во всех предшествующих пьесах, раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.

Образами Дикого, Кабанихи, Феклуши, полусумасшедшей барыни драматург показал, что господствовавшие в тогдашней жизни общественные отношения основаны были на диком произволе, деспотизме и жестоком насилии. Дикой и Кабаниха, богатейшие люди города Калинова, держат всю власть в своих руках. Они делают все, что им заблагорассудится.

В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.

В центр драмы «Гроза» Островским поставлена Катерина – натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Она сама говорит о себе, что уродилась такая горячая. «Если очень мне тут опостынет, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» - говорит она. – «Здесь все как будто из-под неволи».

В главной героине драмы писатель нарисовал новый тип – самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца темного царства.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.

Добролюбов назвал Катерину характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что он представляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи».

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам кабанинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму. Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий темного царства.

«Темное царство»: Кабанова Марфа, Игнатьевна, Дикой Савел, Прокофьевич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша.

Жертвы «темного царства»: Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон.


 

3. Организация работы по развитию культурологической компетенции обучающихся на уроках русского языка. Примеры (класс и тему урока выберите самостоятельно).

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

 Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.    

                                                         Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексная работа с текстом;

- лингвостилистический анализ текста;

- «самодиктанты»;

- сочинение-рассуждение;

- редактирование текста;

- различные виды диктантов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами;

- составление синквейнов, кластеров к тексту;

- коммуникативные и игровые ситуации.

Начиная с 5 класса, учащиеся ставят перед собой коммуникативные задачи, определяют цель высказывания, ищут способы аргументации собственных мыслей. Коммуникативная компетенция может быть сформирована на уровне текста. При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направ­ленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить). Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству.

                     5 класс. Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

 Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

· по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

· по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

· по наличию орфограмм;

· по количеству слогов.

                                                              

Экзаменационный билет № 22

1. Местоимения как особый класс имен. Разряды, грамматические категории, особенности употребления и правописания.

2. Новаторство прозы и драматургии А.П.Чехова как отражение новых тенденций в литературном процессе конца XIX и начала XX веков.

3. Приемы организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).

 

Местоимение как часть речи

Термин «местоимение» произошел от лат. pronomen, что означает «вместо имени». Но содержание местоимений значительно шире их замести­тельной функции. Об этом еще в конце ХIХ в. писал Г. Павский: «Местоиме­ния не заменяют имён, а служат только указанием на них или напомина­нием об них, вовсе не выражая качества, вида, числа вещей». Учёные отмечали, с одной сто­роны, отсутствие у многих местоимений «прототипов» среди именных час­тей речи, с другой – возможность замещать, кроме именных частей речи, также наречия.

По вопросу о месте местоимений в системе частей речи современного русского языка существуют две противоположные точки зрения: одни учё­ные считают местоимения частью речи (М.В. Ломоносов, А.X. Востоков, А.Н. Гвоздев и др.), другие отказывают в самостоятельности и распределя­ют по знаменательным частям речи (А.А. Потебня, А.М. Пешковский, В.Н. Мигирин и др.).

Помня о том, что каж­дая часть речи выделяется по совокупности дифференциальных признаков, определяемых с учетом критериев разграничения частей речи, назовём основные лексико-грамматические характеристики местоимений.

1. Местоимения входят в состав знаменательной лексики. Они обладают прономинальным способом отображения объективной действительности и этим признаком очень чётко отграничиваются от остальных знаменательных частей речи.

2. Местоимения не имеют особого, свойственного только им категориального значения, отличных от других частей речи грамматических признаков (исключая частные характеристики). Они опираются на ка­тегориальные значения имени существительного, прилагательного, чис­лительного, наречия и безлично-предикативных слов, имеют ряд об­щих с ними морфологических и синтаксических особенностей, объединя­ют все эти свойства в себе, реализуя свою семантику через один из пяти основных типов прономинации.

К числу признаков, объединяющих класс местоименных свойств, от­носятся также высокий уровень абстракции, контекстуально-ситуативная конкретизация значения, общие синтаксические свойства: способ­ность выступать в качестве уточняемых и обобщающих слов, легко употребляться в эллиптических предложениях и т. д. Выделяя местоимения в самостоятельную часть речи, нужно подчеркнуть, что производится это на несколько иной, чем у номинативных слов, основе, то есть местоимения представляют собой не чисто лексико-грамматический класс слов, а скорее семантико-функциональный класс слов.

В связи с отмеченными особенностями соотношения знаменательных частей речи и местоимений последние иногда называют «поперечной» частью речи, то есть расположенной не в одной ряду со знаменатель­ными частями речи, а как бы «поперек» их. От объёма и границ местоимений зависит определение этой части речи. Приведём некоторые из дефиниций: «К разряду местоимений от­носятся такие слова, которые указывают на предметы и на их призна­ки, но не называют их и не определяют их содержания» Грамматика–1960, т.[. «Местоимения]1, с. 387 – это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и [количества, а только указывают на них...» Шанский, Тихонов,.]1981, с. 149

Эти определения соответствуют узкому пониманию термина «место­имение». В широком понимании местоимения можно рассматривать как особую часть речи, обладающую категориальной соотносительностью с именами существительными, прилагательными, числительными, наре­чиями, безлично-предикативными словами; имеющую особый прономинальный способ отображения объективной действительности.

Указание, замещение и прономинальный способ отображения в системе местоимений. Указательность называется главным семантическим признаком местоимений во многих учебниках, в том числе и в школьном. Понятие о местоимениях как указательных словах было широко распространено еще в XIX в., затем пере­шло во многие последующие издания, но на самом деле оно ошибоч­но, так как, во-первых, не охватывает всю местоименную лексику; во-вторых, абсолютно нелогично считать указательными все местоимения и в то же самое время в их составе выделять самостоятель­ный разряд указательных местоимений.

Ни указательность, ни замещение не являются главными семантическими признаками, позволяющими объединить все местоиме­ния в одну часть речи и отграничить их от других частей речи. Этим признаком может служить только прономинация – такой способ отображения, при котором за звуковым комплексом не закрепляется определённое содержание, значение переменно и зависит от кон­текста и ситуации. Например, местоимение он может в зависимости от ситуации обозначать портфель, туман, кот, повар, Евгений Петрович и т. п. Слово, образованное с помощью прономинального способа отображения, не обладает «вещественным» содержанием, относится к сфере знаменательной лексики. Прономинальный способ характерен только для местоименной лексики. Имена существитель­ные, прилагательные, числительные, наречия, глаголы, безлично-предикативные слова обладаю т номинативным способом отображения, при котором за звуковым комплексом закрепляется постоянное со­держание, одно или несколько значений. Таким образом, способ отображения может быть представлен как главный критерий, раз­граничивающий местоименную и номинативную (назывную) лексику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.019 с.)