Цели оценки фирмы (предприятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели оценки фирмы (предприятия)



Наиболее часто в мировой практике оценка фирм (предприятий) производится в следующих целях:

1) проверить, насколько объективны (независимы от случайных и временно действующих факторов) текущая рыночная котировка акций той или иной открытой компании с достаточно ликвидными акциями, а также текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении: мелким и портфельным инвесторам это позволяет определиться в ожидаемом продолжении или изменении данного тренда, стратегическим же инвесторам — принять более обоснованное решение о приобретении или продаже контрольных пакетов такой компании, не опираясь только на данные фондового рынка;

2) следить за рыночной стоимостью закрытых компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым иной способ получить сколь-либо надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе недоступен;

3) подготавливать предложения по цене купли—продажи закрытых компаний или предприятий с недостаточно ликвидными акциями;

4) использовать при составлении и аудите финансового отчета компаний всех типов для предоставления их владельцам (по открытым компаниям — всем участникам рынка) полной информации об истинном финансовом положении и перспективах предприятия.

Последняя из перечисленных целей нуждается в особых комментариях.

Результатом оценки компании общепринятыми методами оценки бизнеса всегда является получение такой оценки собственного (уставного) капитала компании, которая чаще всего не совпадает со стоимостью ее собственного (уставного) капитала, указываемой в бухгалтерском балансе предприятия. Дело в том, что на последнюю решающее влияние оказывают такие не имеющие прямого отношения к истинной стоимости этого собственного капитала обстоятельства, как существующие нормы амортизации (которые, например, могут отстать от действительных темпов физического, экономического, функционального и технологического износа соответствующих основных фондов), время постановки на баланс амортизируемых активов, выбранные фирмой методы амортизации. Капитализированные ранее объявлявшиеся и текущие прибыли могли быть завышены или занижены вследствие завышения либо занижения самих этих прибылей при использовании разных выбиравшихся самим предприятием методов учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции (ФИФО — FIFO, ЛИФО — LIFO, метод скользящей средней). Наконец, как это в особенности присуще Украине, при повышенной инфляции на величину балансовой стоимости собственного капитала, исчисляемой при сведении баланса как разность между остаточной балансовой стоимостью активов и стоимостью обязательств, решающее воздействие способны оказать уровень общенациональных коэффициентов переоценки основных фондов с учетом накопившейся инфляции, а также время и регулярность проведения кампании по такой переоценке.

Недаром получаемую при оценке бизнеса величину стоимости собственного капитала предприятия, подчеркивая ее отличие от балансовой стоимости собственного (уставного) капитала, в англоязычном обиходе называют fair value, т.е. истинной (честной) стоимостью.

Конечно, владельцам компании (акционерам, пайщикам), а также тем, кому в будущем может быть предложено купить ее или доли и ней, крайне важно знать, насколько балансовая стоимость ее собственного (уставного) капитала расходится либо совпадает с оценкой обоснованной рыночной стоимости этого капитала. В этом заключается один из фундаментальных способов защиты (посредством адекватного информирования) интересов акционеров (пайщиков) и всех теперешних и потенциальных участников фондового рынка.

 

Определения стоимости и подходы к оценке

Оценка предприятия изначально зависит от того, в расчете на какой сценарий его развития, т.е. на какой вариант решения по поводу его дальнейшей судьбы, она делается. Поэтому грамотный подход к бизнесу однозначно требует, чтобы любая его оценка делалась в расчете на изначально указываемые определения стоимости предприятия, которых в принципе может быть два (с учетом промежуточных решений):

1) оценка предприятия как действующего (on - going - concern);

2) оценка ликвидационной стоимости предприятия (в расчете на его ликвидацию, подразумевающую прекращение бизнеса).

Существуют следующие подходы к оценке предприятия, в разной мере соответствующие тому или иному определению стоимости бизнеса:

• доходный;

• рыночный;

• имущественный (затратный).

Если предприятие оценивается как действующее (сохраняющее рабочие места), то его естественно оценивать в рамках так называемого доходного подхода. Этот подход предполагает, что рыночная стоимость бизнеса определяется будущими доходами, которые можно получить, продолжая бизнес. При этом на оценку рыночной стоимости предприятия не должна влиять (не должна в ней учитываться) стоимость того имущества, которое имеется на предприятии и является необходимым для продолжения бизнеса и жизни предприятия как действующего. В случае продажи такого имущества (подобная перспектива позволила бы включить его рыночную стоимость в оценку стоимости предприятия) продолжение бизнеса, который на нем основан, станет невозможным и исключит изначальное предположение об оценке предприятия как действующего.

Оценка предприятия как действующего реализуется и в рамках так называемого рыночного подхода. Он сводится к тому, что для оценки рыночной стоимости закрытой или не имеющей размещенных на фондовом рынке акции открытой компании среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находят компанию-аналог (той же отрасли, тою же размера, использующую ту же систему бухгалтерского учета в части методов учета товарно-материальных ценностей и методов амортизации, того же «возраста» и пр.), которую оценивает сам фондовый рынок, и, с соответствующими корректировками, переносят эту оценку на рассматриваемое предприятие.

Ликвидационная стоимость предприятия оценивается преимущественно в рамках так называемого имущественного (затратного) подхода. Его содержание заключается в оценке рыночной стоимости чистых, за вычетом задолженности, активов предприятия. Оно отталкивается от оценки рыночной стоимости всех активов (имущества) предприятия — материальных (реальных и финансовых) и нематериальных, независимо от того, как они отражены (и отражены ли вообще, что касается нематериальных активов) в бухгалтерском балансе предприятия.

Грубой ошибкой в оценке бизнеса является применение к оценке подхода, неадекватного определению стоимости, которое вытекает из сложившейся конкретной социально-экономической ситуации с рассматриваемым предприятием.

Так, если предприятие является градообразующим (монопсонистом на местных рынках труда, который также содержит местную инженерную и социальную инфраструктуру небольшого отдаленного города или поселка), то естественным определением его стоимости (целью оценки) будет, как правило, оценка предприятия как действующего. Но тогда, если предприятие является, например, промышленным, нельзя его оценивать и рамках имущественного (затратного) подхода, который разумен для случая, когда предполагают, что имущество предприятия будет распродаваться и именно таким образом будет для инвестора оправдана цена предприятия, которая исчислена по сумме рыночных стоимостей его активов за вычетом кредиторской задолженности фирмы.

Имущественный (затратный) подход может быть адекватен определению стоимости предприятия как действующего только в случаях, если оцениваемое предприятие:

• относится к категории финансовых компаний с преобладающей долей финансовых активов, рыночная стоимость которых тогда в свою очередь либо берется с фондового рынка (когда финансовый актив является ликвидным или хотя бы регулярно котируемым), либо специально оценивается исходя из ожидаемых по активу (ценной бумаге) доходов (ситуация «матрешки в матрешке», предполагающая для реализации имущественного подхода использование доходного подхода);

• имеет повышенную долю нематериальных активов, которые ценны лишь тогда, когда они используются, т.е. когда предприятие будет действовать.

Оценка предприятия как действующего применительно к оценке имущественного комплекса предполагает, что весь имущественный комплекс останется в одних руках и будет продолжать использоваться для выпуска продукции определенного типа (возможно, обновленной). Тогда сохранятся рабочие места и источники поступлений в местный, региональный и федеральный бюджеты. При этом для оценки несущественно, в чьих руках окажется имущественный комплекс, если он сохраняется как действующий.

Стоимость имущественного комплекса как действующего не обязательно должна совпадать со стоимостью компании, обладающей этим имущественным комплексом и рассматриваемой как действующая, так как:

• в компании могут иметься так называемые избыточные активы, которые не нужны для имущественного комплекса по выпуску и сбыту определенной продукции, но которые могут быть проданы и способны, следовательно, увеличить стоимость компании как действующей;

• стоимость имущественною комплекса как действующего, понимаемая в качестве вероятной выручки о г ею продажи в расчете на разумное время по поиску заинтересованных покупателей, не равна ценности этого комплекса для обладающей им фирмы в силу необходимости уменьшать эту величину при его продаже на сумму издержек трансакций по подготовке и осуществлению продажи комплекса.

В конкретных случаях могут существовать и иные причины.

Ликвидационная стоимость предприятия как имущественного комплекса представляет собой величину вероятной выручки от срочной распродажи входящих в этот комплекс активов, прав собственности и контрактных прав (в увязке с обязательствами по тем же контрактам) по частям. При такой распродаже многие активы и права не смогут быть проданы в силу их низкой ликвидности, т.е. отсутствия по ним активной торговли и наличия лишь узкого круга заинтересованных в подобных специальных активах и правах покупателей (за короткое время распродажи их, возможно, вообще не удастся отыскать). Следовательно, ликвидационная стоимость имущественного комплекса, как правило, ниже стоимости имущественного комплекса как действующего.

Основные приведенные в этой главе понятия систематизируются в схеме на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема соподчиненности понятий при определении целей оценки бизнеса

Во вводной части заключения об оценке бизнеса (как документа) должно обязательно содержаться указание, в рамках какого определения стоимости предприятия оценщик бизнеса устанавливает рыночную стоимость компании или имущественного комплекса.

 

1.6. Стандарты стоимости          

Общепринятые стандарты стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке. Различают четыре основных стандарта оценки бизнеса:

1) обоснованной рыночной стоимости;

2) обоснованной стоимости;

3) инвестиционной стоимости;

4) внутренней (фундаментальной) стоимости.

Все указанные стандарты предполагают, что оценка делается в расчете на так называемые свободные, не вынужденные (в том числе административными вмешательствами), сделки по приобретению бизнеса или его долей.

Основные различия указанных стандартов сводятся к следующему.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса (инвестиционного проекта) производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов, деловых возможностях и пр.), которая равно доступна для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора. Деловые возможности любого потенциального инвестора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считаются равными и неограниченными.

Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.

Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса (инвестиционного проекта) только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора (следовательно, согласно этому стандарту оценка одного и того же проекта будет разной для разных потенциальных инвесторов).

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставления оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).

Классификация стандартов стоимости бизнеса с учетом полноты и достоверности требуемой для оценки информации и ее доступности для разного круга участников рынка может быть отражена в приводимой на рис. 1.2 системе координат (достаточность информации здесь понимается как достаточность для применения того или иного метода оценки бизнеса).

Помимо общепринятых международных стандартов в отдельных странах разрабатывают и утверждают национальные стандарты оценки бизнеса, которые играют роль нормативных методических документов. Они тоже являются рамочными, не диктуют для каждого конкретного случая метод оценки. Однако эти национальные стандарты претендуют на то, чтобы упорядочивать способы расчета для разных методов оценки бизнеса и используемую терминологию.

Рис. 1.2. Классификация стандартов стоимости предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.014 с.)