Тема 1. Современное понимание оценки бизнеса: предмет, Цели, подходы, стандарты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Современное понимание оценки бизнеса: предмет, Цели, подходы, стандарты



ТЕМА 1. Современное понимание оценки бизнеса: предмет, цели, подходы, стандарты

План лекции.

1.1. Предмет оценки бизнеса

1.2 Оценка бизнес-линий

1.3 Цели оценки бизнес-линий

1.4 Цели оценки фирмы (предприятия)

1.5 Определения стоимости и подходы к оценке

1.6. Стандарты стоимости

1.7 Сбор и анализ специальных данных необходимых для оценки стоимости бизнеса.

 


Предмет оценки бизнеса

Оценку бизнеса по ее предмету с самого начала нельзя смешивать с анализом финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Оценка бизнеса всегда отвечает на прямой вопрос: «сколько стоит или сколько может стоить бизнес?».

Более конкретно предмет оценки бизнеса в указанном контексте может в разных ситуациях подразумевать определение:

• гипотетической стоимости закрытой компании (акционерного общества, в том числе такого, которое лишь формально называется открытым акционерным обществом (ОАО), чьи акции не размещены на фондовом рынке;

• контрольных цифр максимально приемлемой (для покупателя) или максимально возможной (для продавца) цены за закрытую компанию либо за долю в ней при подготовке сделок по купле—продаже фирмы, а также долевых участий в ней;

• стоимости закрытой компании, какой она сложится через некоторое заданное время в будущем, когда, например, планируется трансформировать ее в открытую компанию (т.е. разместить акции владельцев либо вновь выпускаемые акции на фондовом рынке) или предложить к продаже (возможно, только долю в компании);

• некоторой «действительной» стоимости открытой компании (чьи акции размещены и обращаются на фондовом рынке), более объективной по сравнению с той, на которую указывает фондовый рынок, в случае, если на рынке фирма недооценивается или переоценивается из-за того, что участники фондового рынка пользуются неполной либо недостоверной информацией о компании;

• «действительной» стоимости компании, которая только отчасти является открытой, т.е. такой, чьи акции размещены на фондовом рынке, котируются, но не торгуются, по ним отсутствуют фактически совершаемые сделки купли—продажи, подтверждающие или не подтверждающие имеющиеся котировки цены;

• стоимости имущественного комплекса  по выпуску  некоторого типа продукции;

• стоимости имущественного комплекса многономенклатурной фирмы (многономенклатурного «предприятия») по выпуску и продаже нескольких типов продукции;

• стоимости «бизнес-линии» или «дела» по выпуску и продажам той или иной продукции (товара, услуги), включая, в отличие от оценки имущественного комплекса, и обязательства (долги), возникшие либо которые могут возникнуть в связи с данным «делом»;

• ценности имущественного интереса в некотором льготном и/или обусловленном конкурентными преимуществами контракте (аналогично оценке такого контракта как нематериального актива).

Предмет оценки бизнеса также пограничен с предметами оценки недвижимости и объектов интеллектуальной собственности.

Так, недвижимость всегда можно оценить как основу для бизнеса на основе этой недвижимости, например, по сдаче ее в аренду, а затем перепродаже. Точно так же объекты интеллектуальной собственности можно оценивать на основе прогноза дополнительных капитальных вложений и прибылей (денежных потоков), которые способно принести коммерческое использование объекта интеллектуальной собственности (это особенно принято для оценки патентов на изобретения и полезные модели).

Многие поэтому даже считают, что оценка бизнеса шире оценки недвижимости и оценки объектов интеллектуальной собственности и включает их в себя.

Названные выше возможные в современных условиях предметы оценки бизнеса нуждаются в следующих пояснениях.

1. Главный «водораздел» в достаточно принципиально отличном понимании предмета оценки бизнеса заключается в том, что оценка бизнеса может быть:

• как оценкой фирмы — со всеми ее обязательствами и начатыми осуществляться планами,

• так и оценкой ее имущественного комплекса, т.е. имущества, позволяющего выпускать и продавать продукцию любому, кто приобретет его без обременения обязательствами, ранее возникшими у фирм ы — владельца этого имущества (а также существовавшими у нее бизнес-планами).

В первом случае оценка бизнеса ориентируется на продажу фирмы (долей в ней, акций). Во втором случае она нацелена на проработку вероятных сделок по продаже «в пакете» взаимодополняющего имущества и прав собственности фирмы и/или ее ведущихся (действующих) бизнесов, «бизнес-линий», «дел».

Последнее, однако (в зависимости от условий соответствующего контракта), может подразумевать и передачу обязательств по продаваемому делу. Так, в понятие имущественного комплекса по конкретной продукции и, в частности, в состав заключенных под эту продукцию контрактов, могут войти кредитные контракты (кредитные соглашения) по тем кредитам, которые взяты или которые можно еще взять (соглашения о кредитных линиях) в интересах освоения и выпуска данной продукции. К числу таких займов относятся инвестиционные кредиты и кредитные линии по развитию производства и системы сбыта этой продукции, а также кредиты на нужды финансирования оборотных средств под конкретные крупные заказы на рассматриваемую продукцию.

2. Оценка   бизнеса, когда она проводится в отношении фирмы, которая находится накануне банкротства либо в процессе банкротства (по ее поводу назначена процедура внешнего наблюдения или внешнего управления), осуществляется применительно как к фирме-банкроту, так и к ее имущественному комплексу. В зависимости от того, что из указанного оказывается более значительным (на требуемый текущий или будущий момент оценки), принимаются решения о продаже либо фирмы (долевых участий в ней), либо ее имущественного комплекса.

При этом в противовес продаже фирм активизируются процессы продажи имущественных комплексов (дел) компаний-банкротов, что, в частности, характерно сейчас для динамично реструктурирующейся экономики Украины.

3. Отдельные бизнес-линии по выпуску и продажам определенной продукции служат предметом оценки бизнеса чаще всего тогда, когда нужно не столько оценить для возможной продажи обремененные соответствующими обязательствами имущественные комплексы по этим видам продукции (это сделать трудно, так как они пересекаются из-за использования для разных видов продукции многономенклатурной фирмы одних и тех же универсального оборудования, помещений и пр.), сколько следует оценить рыночную стоимость фирмы, а сделать это можно, предварительно оценив рыночную ценность (не стоимость) ее отдельных бизнес-линий (дел) и затем суммируя их рыночные ценности.                                                  

При этом к полученной сумме необходимо добавлять рыночную (оценочную рыночную) стоимость того имущества фирмы, которое является избыточным для ведения учтенных бизнес-линий (дел). Такое имущество обычно называют избыточными либо нефункционирующими активами.

4. При оценке имущественного комплекса компании в целом или ее отдельных бизнесов оцениваемые предметы становятся тем более характерными предметами оценки, чем менее в конкретной стране развит фондовый рынок и чем более вероятно тогда продать не компанию (ее акции), а ее имущество. Рынки соответствующего имущества в этих странах оказываются более емкими и ликвидными, чем фондовый рынок.

При этом стоимость, позволяющих выпускать выгодную продукцию, может значительно превышать сумму стоимости элементов указанного комплекса, взятых по отдельности. Указанное объясняется тем, что:

1) многие из этих элементов вообще на поверку оказываются неликвидными (слишком специальными) и

2) всегда могут найтись покупатели, готовые предпочесть гораздо более высокий и стабильный доход от эксплуатации имущественного комплекса по выгодной продукции быстрому, но меньшему доходу от простой перепродажи отдельных его элементов.

Описанные выше предметы оценки в принципе альтернативны и в то же время взаимодополняющи. Тем не менее, в рыночной экономике, где решающим фактором является иметь выгодное дело, а не просто фирму, преобладающим среди них выступает оценка бизнеса как оценка соответствующих бизнес-линий (или продуктовых, в широком смысле любого продаваемого продукта, линий).

Очевидно также, что только на основе оценки бизнес-линий предприятия и может происходить оценка молодых растущих фирм, успевших закрепиться на рынке, имеющих явно выраженные конкурентные преимущества и выгодные перспективные продукты, но не успевших накопить сколь-нибудь значительные активы (имущество). Оценивать их, отталкиваясь от накопленного имущества, значило бы резко занизить их стоимость.

Исторически ведение хозяйственных (коммерческих) операций с целью получения прибыли зародилось и долгое время осуществлялось как деятельность физических лиц, которые, имея соответствующие имущество и опыт (технологии), заключали необходимые контракты (с поставщиками, контрагентами, работниками). Эти контракты оформлялись указанными физическими лицами-предпринимателями от собственного лица, т.е. под собственную ответственность, и за свой счет. Они, таким образом, вели собственный бизнес (собственное дело), который им принадлежал напрямую, но за который (по долгам в связи с ним) они несли и прямую, собственным личным имуществом, ответственность. Никакой фирмы, как отдельного перед законом от ее учредителей юридического лица, не создавалось.

Тем не менее, и тогда время от времени, например, при продаже этого бизнеса как всей бизнес-линии в целом (не только и не столько имущества, сколько прав, привилегий, коммерческих секретов, закрепленных так или иначе связей с контрагентами и клиентурой), возникала необходимость оценивать сам этот бизнес.

Лишь впоследствии (во времена Ренессанса XIV—XV вв., когда масштаб подобных бизнесов, оборот по ним резко возросли, увеличив при этом до недопустимого уровня риски для личного имущества физических лиц-предпринимателей, поставив под угрозу существование их домашних хозяйств) владельцы больших либо быстро растущих бизнесов, вынужденные для их поддержания иметь постоянную опасно высокую краткосрочную и среднесрочную задолженность, «изобрели» понятие и статус фирмы или предприятия как отдельного юридического лица, которое контролируется его учредителями (владельцами). Предприниматели в этом случае уже не несут прямой ответственности по долгам и обязательствам бизнеса (что особенно удобно, когда учреждаются фирмы с ограниченной ответственностью их владельцев за обязательства фирм — общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества). Такую ответственность уже надо отслеживать и переносить на предпринимателей через суд. Правда, для предпринимателей вследствие этого осложнился легальный доступ к доходам с вложенного в фирмы капитала и к самому этому капиталу, который после инвестирования в фирму, если рассматривать вопрос строго формально, принадлежит ей уже как отдельному, перед законом равному с предпринимателем, лицу (доходы с капитала и сам капитал официально могут быть выплачены фирмой ее владельцам только в форме дивидендов либо, при ликвидации фирмы, свободного от долгов остатка имущества).

Однако главное, к чему привело такое развитие — это то, что стало легче и реальнее привлекать в предприятия (особенно в нуждающиеся в этом крупные и, наоборот, малые, но быстро растущие) партнерский и заемный капитал: передавать капитал в распоряжение предпринимателей, когда он оказывается на отдельном и подвергаемом аудиту балансе фирмы (а не в личном кармане предпринимателя), для инвесторов спокойнее.

В результате резко увеличились число и разнообразие ситуаций, когда надо оценивать бизнес теперь уже и как стоимость целиком бизнес-линий (дел), имущества предприятий, и в качестве стоимости долей разных и множественных совладельцев фирм. При этом сохранилась и масса ситуаций, когда предметом оценки бизнеса остается собственный, как правило, малый, бизнес индивидуальных предпринимателей — физических лиц.

 

Оценка бизнес-линий

Более развернуто, чем это уже выше сделано, бизнес-линию в широком смысле можно определить как совокупность прав собственности, достаточно долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по своему возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке покупных ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукции.

В таком широком смысле бизнес-дело еще называют продуктовой линией. В инвестиционном анализе бизнес-линию именуют также инвестиционным проектом, который может находиться ни разных стадиях своего жизненного цикли (и начале процесса инвестиций в компоненты бизнес-линии, в середине его, по завершении инвестиционного процесса и в течение периода получения отдачи с ранее сделанных инвестиций).

В узком смысле о бизнес-линии говорят также просто кик о совокупности контрактов (особенно долгосрочных), включая лицензии ни вид деятельности и на технологии, которые являются ключевыми (составляющими так называемые закупочные и сбытовые линии бизнеса) для обусловленного ими потока чистых доходов.

Соответственно бизнес-линии могут служить предметами оценки в качестве:

• продуктовых линий либо инвестиционных проектов (бизнес-линии в широком смысле слова);

• совокупности контрактов, обеспечивающих закупочные и сбытовые линии бизнеса (бизнес-линии в узком смысле слова).

Предметом оценки в последнем случае может выступать даже отдельный льготный долгосрочный контракт, позволяющий регулярно получать определенные дополнительные доходы или регулярно иметь определенную экономию в затратах.

Такой частный случай оценки бизнеса называется оценкой имущественного интереса в указанном контракте. Этот имущественный интерес по своей экономической природе равен увеличению стоимости собственного капитала фирмы, которая имеет соответствующий льготный контракт. Обеспечиваемые им льготы (например, ценовые) приносят регулярные дополнительные доходы (экономию), которые могут быть капитализированы, что и означает увеличение собственного капитала предприятия.

Примерами здесь могут служить долгосрочные льготные (выгодные) договоры поставки товары по цене выше рыночной либо, наоборот, долгосрочные льготные договоры закупки ресурсы (товары, сырья, комплектующего изделия, найми работники и др.) по цене ниже рыночной. Такой же смысл имеет и оценки долгосрочных льготных договоров аренды недвижимости или оборудования (для арендодатели по цене выше рыночной, для арендатора — по цепе ниже рыночной).

 

Цели оценки бизнес-линий

Оценка бизнес-линий и хозяйственной практике может преследовать пять основных целей:

1) оценить вес бизнес-линии фирмы, чтобы суммой их стоимости (плюс рыночная стоимость указанных выше нефункционирующих или избыточных активов) охарактеризовать подлинную рыночную стоимость данной фирмы как действующего предприятия;

2) определить ориентировочную обоснованную максимальную цену, по которой держателю составляющих бизнес-линию контрактов можно продать третьим лицам свою контрактную позицию (права по контракту) в виде контрактной цессии;

3) оценить целиком однопродуктовое предприятие (фирму), цена которого совпадает (без учета нефункционирующих активов) с оценкой его единственной бизнес-линии;

4) оценить рыночную ценность инвестиционного проекта, совпадающего с рассматриваемой бизнес-линией (что в свою очередь может быть использовано в целях отбора инвестиционных проектов для финансирования);

5) установить ориентировочную обоснованную рыночную стоимость уставного (собственного) капитала предприятия, учрежденного для реализации планируемого инвестиционного проекта и имеющего для этого решающие конкурентные преимущества, но еще не приступившего к реализации оцениваемого проекта.

Подчеркнем, что оценка бизнес-линий (и фирм как держателей нескольких бизнес-линий) в расчете на ожидаемые по ним доходы имеет смысл лишь тогда, когда предполагается ведение (продолжение) этих бизнес-линий в течение всего того периода, ожидаемые доходы за который включают в данную оценку. Если длительность периода, в течение которого планируется осуществлять приносящие доходы операции, окажется короче периода учета в оценке бизнеса потенциально возможных от него доходов, то оценка бизнеса при таком подходе будет завышена. И наоборот.

Период учета в оценке бизнес-линии ожидаемых по ней доходов не может быть больше «временного горизонта анализа» инвестора, под которого производится оценка. Применительно ко всем инвесторам или к некоему «среднему» инвестору это означает, что период, в течение которого для рассматриваемой оценки выявляются и учитываются ожидаемые по бизнес-линии доходы, не может быть больше среднего «временного горизонта анализа» или «горизонта планирования» (жизни, потребления), характерного для хозяйствующих субъектов в данной стране и в данных условиях ее развития. Учет рискованности ожидаемых по бизнес-линии доходов составляет предмет отдельного анализа, осуществляемого специальными методами, о которых речь идет в следующих главах.

Первая и вторая из указанных выше целей оценки совпадают, когда предметом оценки оказывается так называемое «однопродуктовое предприятие» (однопродуктовая фирма), имеющее только одну бизнес-линию. Этот простой и наглядный случай в последующем часто будем применять в качестве базового (элементарного).

1.3 Оценка фирм                                           

Оценка фирм (предприятий) и долей в них может, как выше уже отмечено, отталкиваться также от оценки бизнес-линий, осуществляемых фирмой (предприятием). Однако может она производиться и на основе имущества фирмы.

Оба эти подхода естественны для фирмы как предмета оценки, так как фирма (предприятие), будучи отдельным юридическим лицом, имеет и собственное имущество, и собственный счет, на который поступают доходы от ведения ею хозяйственной деятельности.

Как бы промежуточным предметом оценки может быть предприятие, не имеющее статуса юридического лица. Таким предприятием, которое не совпадает с понятием бизнес-линии уже в силу того, что способно иметь несколько бизнес-линий, в состоянии оказаться, например, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество на вере, коммандитное товарищество. Юридической основой подобного предприятия является учредительский договор, которому чаще всего присущи характерные черты договора о совместной деятельности с распределением затрат и ответственности по обязательствам (принимаемым на себя в интересах товарищества его членами), с одной стороны, и прав на получение доходов от целевой деятельности товарищества — с другой. Но и в этом промежуточном случае предметом оценки является как рыночная стоимость всего такого предприятия (товарищества), так и стоимость долей в нем (долевой ответственности и долевого участия в доходах).

Фирма (предприятие) как предмет особой оценки имеет смысл тогда, когда рынок объективно ее (его) оценить не в состоянии. Это происходит в следующих ситуациях:

• оцениваемая фирма является закрытой, т.е. по определению не подвергается оценке на фондовом рынке (речь идет о закрытых акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и товариществах);

• оцениваемая фирма является формально открытой, однако не находится в листинге фондовых бирж, так как не отвечает их требованиям (по размеру, открытости финансовой отчетности и пр.); в то же время на внебиржевом рынке ее постоянная котировка не осуществляется;

• оцениваемое предприятие представляет собой открытое акционерное общество, котируемое на солидной фондовой бирже, но его акции недостаточно ликвидны (по ним мало и редко осуществляются сделки), так что, казалось бы, реально наблюдаемой рыночной стоимости этих акций нельзя доверять;

• весь фондовой рынок в стране недостаточно ликвиден либо очень сильно зависит от краткосрочных внеэкономических факторов, результат чего тождествен предыдущему случаю.

В условиях, когда еще идет «вторичный передел» собственности после ваучерной приватизации, и пакеты в целом заниженных по стоимости (из-за избыточного предложения со стороны нуждающихся акционеров-работников) акций покупаются отчасти «в лихорадке», ради четко не просчитанных экономических целей, цены на них далеки от трезвой оценки рыночной стоимости имущества предприятий или их будущих доходов.

Далее, многие стратегические (крупные, дающие возможность ввести своих представителей в менеджмент) пакеты акций приобретаются не финансовыми институциональными инвесторами, а другими промышленными или сельскохозяйственными (а также других отраслей) компаниями-смежниками в целях нормализации снабжения и сбыта. Следовательно, цена акций в таких пакетах соотносится не с доходами с акций, а с доходами от сделок на товарных рынках (не говоря уже о достижении стратегических целей выживания).

Наконец, после серии скандалов на только еще устанавливающемся фондовом рынке (из-за деятельности фирм-пирамид) подорвано и еще долго не будет восстановлено общее доверие к рынку акций как к самому рисковому из разных секторов фондового рынка. Это ведет к общей недооценке акций на рынке, что усугубляется небольшим его размером (оборотом), который не в состоянии нейтрализовать слишком сильное влияние случайных (внеэкономических) факторов на колеблемость фондового рынка в стране в целом.

Оценка фирм (предприятий) по их имуществу предполагает оценку как их материальных, так и нематериальных активов.

Если материальные активы могут быть впрямую переоценены по рыночной стоимости, взятой по котировкам их аналогов с соответствующих рынков, то нематериальные активы, по которым такие рынки чаще всего отсутствуют, могут оцениваться по принципу оценки тех бизнес-линий, которые они обеспечивают или могут обеспечить в качестве конкурентных преимуществ.

Оценка имущества может также свестись к оценке бизнес-линий и при оценке финансовых активов (составной части материальных активов фирмы), когда в отношении некоторых находящихся в инвестиционном портфеле предприятия неликвидных акций (или паев в неакционерных фирмах) компании-эмитенты этих акций приходится оценивать, также отталкиваясь от оценки их бизнес-линий.

 

Определения стоимости и подходы к оценке

Оценка предприятия изначально зависит от того, в расчете на какой сценарий его развития, т.е. на какой вариант решения по поводу его дальнейшей судьбы, она делается. Поэтому грамотный подход к бизнесу однозначно требует, чтобы любая его оценка делалась в расчете на изначально указываемые определения стоимости предприятия, которых в принципе может быть два (с учетом промежуточных решений):

1) оценка предприятия как действующего (on - going - concern);

2) оценка ликвидационной стоимости предприятия (в расчете на его ликвидацию, подразумевающую прекращение бизнеса).

Существуют следующие подходы к оценке предприятия, в разной мере соответствующие тому или иному определению стоимости бизнеса:

• доходный;

• рыночный;

• имущественный (затратный).

Если предприятие оценивается как действующее (сохраняющее рабочие места), то его естественно оценивать в рамках так называемого доходного подхода. Этот подход предполагает, что рыночная стоимость бизнеса определяется будущими доходами, которые можно получить, продолжая бизнес. При этом на оценку рыночной стоимости предприятия не должна влиять (не должна в ней учитываться) стоимость того имущества, которое имеется на предприятии и является необходимым для продолжения бизнеса и жизни предприятия как действующего. В случае продажи такого имущества (подобная перспектива позволила бы включить его рыночную стоимость в оценку стоимости предприятия) продолжение бизнеса, который на нем основан, станет невозможным и исключит изначальное предположение об оценке предприятия как действующего.

Оценка предприятия как действующего реализуется и в рамках так называемого рыночного подхода. Он сводится к тому, что для оценки рыночной стоимости закрытой или не имеющей размещенных на фондовом рынке акции открытой компании среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находят компанию-аналог (той же отрасли, тою же размера, использующую ту же систему бухгалтерского учета в части методов учета товарно-материальных ценностей и методов амортизации, того же «возраста» и пр.), которую оценивает сам фондовый рынок, и, с соответствующими корректировками, переносят эту оценку на рассматриваемое предприятие.

Ликвидационная стоимость предприятия оценивается преимущественно в рамках так называемого имущественного (затратного) подхода. Его содержание заключается в оценке рыночной стоимости чистых, за вычетом задолженности, активов предприятия. Оно отталкивается от оценки рыночной стоимости всех активов (имущества) предприятия — материальных (реальных и финансовых) и нематериальных, независимо от того, как они отражены (и отражены ли вообще, что касается нематериальных активов) в бухгалтерском балансе предприятия.

Грубой ошибкой в оценке бизнеса является применение к оценке подхода, неадекватного определению стоимости, которое вытекает из сложившейся конкретной социально-экономической ситуации с рассматриваемым предприятием.

Так, если предприятие является градообразующим (монопсонистом на местных рынках труда, который также содержит местную инженерную и социальную инфраструктуру небольшого отдаленного города или поселка), то естественным определением его стоимости (целью оценки) будет, как правило, оценка предприятия как действующего. Но тогда, если предприятие является, например, промышленным, нельзя его оценивать и рамках имущественного (затратного) подхода, который разумен для случая, когда предполагают, что имущество предприятия будет распродаваться и именно таким образом будет для инвестора оправдана цена предприятия, которая исчислена по сумме рыночных стоимостей его активов за вычетом кредиторской задолженности фирмы.

Имущественный (затратный) подход может быть адекватен определению стоимости предприятия как действующего только в случаях, если оцениваемое предприятие:

• относится к категории финансовых компаний с преобладающей долей финансовых активов, рыночная стоимость которых тогда в свою очередь либо берется с фондового рынка (когда финансовый актив является ликвидным или хотя бы регулярно котируемым), либо специально оценивается исходя из ожидаемых по активу (ценной бумаге) доходов (ситуация «матрешки в матрешке», предполагающая для реализации имущественного подхода использование доходного подхода);

• имеет повышенную долю нематериальных активов, которые ценны лишь тогда, когда они используются, т.е. когда предприятие будет действовать.

Оценка предприятия как действующего применительно к оценке имущественного комплекса предполагает, что весь имущественный комплекс останется в одних руках и будет продолжать использоваться для выпуска продукции определенного типа (возможно, обновленной). Тогда сохранятся рабочие места и источники поступлений в местный, региональный и федеральный бюджеты. При этом для оценки несущественно, в чьих руках окажется имущественный комплекс, если он сохраняется как действующий.

Стоимость имущественного комплекса как действующего не обязательно должна совпадать со стоимостью компании, обладающей этим имущественным комплексом и рассматриваемой как действующая, так как:

• в компании могут иметься так называемые избыточные активы, которые не нужны для имущественного комплекса по выпуску и сбыту определенной продукции, но которые могут быть проданы и способны, следовательно, увеличить стоимость компании как действующей;

• стоимость имущественною комплекса как действующего, понимаемая в качестве вероятной выручки о г ею продажи в расчете на разумное время по поиску заинтересованных покупателей, не равна ценности этого комплекса для обладающей им фирмы в силу необходимости уменьшать эту величину при его продаже на сумму издержек трансакций по подготовке и осуществлению продажи комплекса.

В конкретных случаях могут существовать и иные причины.

Ликвидационная стоимость предприятия как имущественного комплекса представляет собой величину вероятной выручки от срочной распродажи входящих в этот комплекс активов, прав собственности и контрактных прав (в увязке с обязательствами по тем же контрактам) по частям. При такой распродаже многие активы и права не смогут быть проданы в силу их низкой ликвидности, т.е. отсутствия по ним активной торговли и наличия лишь узкого круга заинтересованных в подобных специальных активах и правах покупателей (за короткое время распродажи их, возможно, вообще не удастся отыскать). Следовательно, ликвидационная стоимость имущественного комплекса, как правило, ниже стоимости имущественного комплекса как действующего.

Основные приведенные в этой главе понятия систематизируются в схеме на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема соподчиненности понятий при определении целей оценки бизнеса

Во вводной части заключения об оценке бизнеса (как документа) должно обязательно содержаться указание, в рамках какого определения стоимости предприятия оценщик бизнеса устанавливает рыночную стоимость компании или имущественного комплекса.

 

1.6. Стандарты стоимости          

Общепринятые стандарты стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке. Различают четыре основных стандарта оценки бизнеса:

1) обоснованной рыночной стоимости;

2) обоснованной стоимости;

3) инвестиционной стоимости;

4) внутренней (фундаментальной) стоимости.

Все указанные стандарты предполагают, что оценка делается в расчете на так называемые свободные, не вынужденные (в том числе административными вмешательствами), сделки по приобретению бизнеса или его долей.

Основные различия указанных стандартов сводятся к следующему.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса (инвестиционного проекта) производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов, деловых возможностях и пр.), которая равно доступна для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора. Деловые возможности любого потенциального инвестора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считаются равными и неограниченными.

Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.

Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса (инвестиционного проекта) только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора (следовательно, согласно этому стандарту оценка одного и того же проекта будет разной для разных потенциальных инвесторов).

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставления оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).

Классификация стандартов стоимости бизнеса с учетом полноты и достоверности требуемой для оценки информации и ее доступности для разного круга участников рынка может быть отражена в приводимой на рис. 1.2 системе координат (достаточность информации здесь понимается как достаточность для применения того или иного метода оценки бизнеса).

Помимо общепринятых международных стандартов в отдельных странах разрабатывают и утверждают национальные стандарты оценки бизнеса, которые играют роль нормативных методических документов. Они тоже являются рамочными, не диктуют для каждого конкретного случая метод оценки. Однако эти национальные стандарты претендуют на то, чтобы упорядочивать способы расчета для разных методов оценки бизнеса и используемую терминологию.

Рис. 1.2. Классификация стандартов стоимости предприятия

План лекции.

2.1. Содержание концепции управления стоимостью предприятия

2.2. Практическое применение оценки бизнеса в управлении стоимостью предприятия

 


Содержание концепции управления стоимостью предприятия

В наиболее концентрированном виде суть концепции управления стоимостью предприятия сводится к следующему: с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму — курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой не денежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала.

Отмеченное справедливо, так как повышает их собственную инвестиционную привлекательность и кредитоспособность, позволяет легче преодолевать законодательные ограничения на объем операций, увязанный с размером собственного капитала, поскольку увеличение стоимости инвестиционных портфелей подобных инвесторов (акционеров, пайщиков) повышает стоимость их собственного капитала. В случае банков, пенсионных фондов и страховых компаний, правда, это требует регулярного (раз в 2—4 года) «фиксирования» ими курсового дохода, т.е. продажи акций фирмы по их повысившейся рыночной стоимости, чтобы показать свою действительную денежную прибыль.

Инвестиционная привлекательность институциональных инвесторов (акционеров, пайщиков), контролирующих фирму, может также обусловливаться их нестандартным доступом к денежным потокам компании, когда такие инвесторы получают возможность приобретать от фирмы по сделкам с назначенными ими менеджерами товары и услуги и по ценам ниже рыночных, на более благоприятных, чем это принято на рынке, условиях поставки и оплаты, оформлять в фирме своих представителей на искусственно повышенную заработную плату и пр. Такие возможности, однако, в концепции управления стоимостью предприятия не рассматриваются. Это, конечно, сужает ее применимость либо требует соответствующих модификаций рассматриваемой концепции.

Конечно, в том, что касается роста балансовой стоимости собственного капитала, справедливость сказанного обусловливается и тем, что в балансе институциональных инвесторов им будет позволено показывать свои активы (включая инвестиционный портфель) не по первоначальной балансовой стоимости покупки инвестиционных активов за вычетом амортизационных отчислений по изнашиваемым основным фондам, а по их рыноч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 3874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.44 (0.099 с.)