Законодательство о налогах и сборах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство о налогах и сборах



Система нормативно правовых актов (далее НПА) по вопросам налогообложения призвана регулировать систему общественных отношений возникающих по поводу установления и взимания налогов.

Эти отношения, являются предметом правового регулирования налогового законодательства, которое представляет собой достаточно сложный комплекс отношений и имеет свои специфические черты.

Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:

- по установлению налогов;

- по введению налогов;

- по взиманию налогов;

- по осуществлению налогового контроля;

- по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц;

- по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые отношения- это властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов,- с другой.

Налоговые отношения носят имущественный характер, поскольку налоги, сборы, пени, штрафы взимаются в виде денежных средств, а каждый налог имеет свое экономическое основание- имущество, доход, стоимость товаров. Однако в отличие от имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, характеризуемых равноправием их участников, налоговым отношениям всегда свойственно неравенство сторон и наличие соподчинения их участников, основанное на правовых предписаниях государства.

Иерархию НПА регулирующих налоговые отношения можно представить в виде схемы (рисунок 4).

Закон- НПА, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащие первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений.

Подзаконный нормативный акт (ПНА)- это нормативный правовой акт, издаваемый на основе и во исполнение законов органами государственной власти в пределах своей компетенции.

 

Рисунок 4 -  Иерархия нормативных актов, регулирующих налоговые отношения

 

Кодекс- это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений.

Налоговый кодекс занимает центральное место в системе налогового законодательства. Его правовой статус определен ст. 1 этого документа.

Во- первых, Налоговый кодекс- единственный нормативно- правовой акт, устанавливающий систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

Во- вторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с НК РФ и не могут ему противоречить.

Международный договор - это соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией и регулируемое международным правом.

Основными актами РФ, регулирующими порядок вступления в силу НПА, являются:

1. Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

2. Указ Президента РФ от 23.05.96 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»».

Общие условия установления законодательно- нормативных актов:

1. Обязательное официальное опубликование;

2. Регистрация в Министерстве Юстиции.

В случае выполнения общих условий установления НПА, следует определиться с датой вступления в силу нормативного акта. Существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1. Порядок вступления в силу закона может быть определен в самом законе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка «Вступает в силу со дня официального опубликования».

2. Порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом- законом о введении его в действие.

Вступление в силу актов налогового законодательства имеет свои особенности, определенные ст. 5 НК РФ.

В соответствии с п.1 данной статьи акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Налоговый кодекс РФ также предусматривает, что Федеральные законы вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Прекращение действия нормативного акта означает утрату им юридической силы. Нормативный акт может прекратить свое действие в результате:

1. Истечения срока, на который он был принят;

2. Прямой отмены;

3. Принятие нового нормативного акта равной или большей юридической силы регулирующего тот же круг общественных отношений.

Учитывая условия нестабильности российской нормативной базы ее противоречивость и громоздкость, вызванных реформирование, налоговым законодательством конкретизированы общие правила действия нормативных актов во времени:

1. Акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягощающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют;

2. Акты, устанавливающие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика, имеют обратную силу;

3. Акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие правовое положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, если это прямо предусмотрено.

 

Налоговый контроль

 

Налоговый контроль является методом налогового администрирования. Его цель:

1. Препятствовать уходу от налогов;

2. Обеспечивать своевременное и полное поступление налоговых обязательств в бюджет.

Налоговый контроль – это установленная законодательством совокупность приёмов и способов, которыми руководствуются компетентные органы, обеспечивающие соблюдение налогового законодательства.

Существуют следующие формы налогового контроля:

1. Регистрация и учёт налогоплательщиков и плательщиков сборов;

2. Приём и обработка налоговых деклараций;

3. Учёт налоговых поступлений и задолженностей;

4. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых обязательств в бюджет;

5. Налоговый контроль за крупными расходами.

Формы проведения налогового контроля:

1. Налоговая проверка (камеральная, выездная);

2. Получение объяснений от налогоплательщика;

3. Осмотр помещений и территорий;

4. Проверка данных учёта и отчётности.

Основной формой проведения налогового контроля является налоговая проверка. Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. Налоговые проверки бывают двух видов:

Камеральная проверка – это проверка предоставляемой организациями отчётности и документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налога. Проводиться по месту нахождения налогового органа. Данные результатов камеральных проверок используются при проведении иных видов проверок. Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст. 88 НК РФ. Проведение данной проверки осуществляется должностным лицом налогового органа без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации. Основными этапами проведения налоговой камеральной проверки являются:

- Проверка полноты предоставления документов налоговой отчётности;

- Визуальная проверка правильности оформления документов;

- Проверка своевременности предоставления отчётности;

- Проверка правильности арифметических подсчётов сумм обязательств перед бюджетом;

- Проверка обоснованности льгот и ставок по налогам;

- Проверка правильности исчисления налоговой базы.

На основании камеральной проверки подготавливается информация для отбора налогоплательщиков для осуществления выездных налоговых проверок.

В течение 10 дней с даты окончания камеральной проверки составляется акт налоговой проверки, на сумму доплат по налогам выявленных в результате камеральной проверки и налоговые органы выставляют требования об уплате налога и пени. Согласно ст. 69 НК РФ требованием является письменное извещение о недоплаченной сумме налога с указанием срока, в который её необходимо погасить с учётом пени. В соответствии со ст. 70 НК РФ требования об уплате налога должно быть направлено не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога. Если требование связано с решением налогового органа по результатам камеральной проверки, то оно должно быть направлено налогоплательщику в 10-дневный срок с датой вынесения соответствующего решения.

Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Основанием для проведения проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя. Порядок проведения выездной проверки регламентируется ст. 89 НК РФ, в соответствии с которой, проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествующих году проведения проверки. Выездная проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требований по предоставлению документов и предоставлением им документов. Вышестоящий налоговый орган на основе мотивированного решения руководителя (заместителя) может увеличить продолжительность проверки до 3 месяцев.

По итогам проведения выездной проверки проверяющий составляет справку о проведённой поверке, в которой фиксирует предмет проверки и сроки её проведения. Не позднее 2 месяцев с даты составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки, в котором содержится информация с изложением сути и документального подтверждения фактов выявленных правонарушений налогоплательщика, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению. Акт составляется в 2 экземплярах.

По итогам проведения налоговых проверок установлен чёткий порядок производства по делам о налоговом правонарушении, процедура которого может быть представлена следующим образом (рисунок 2).

Акт налоговой проверки, составленный по результатам налоговой проверки, должен быть вручен должностному лицу под подпись. В случае несогласия налогоплательщика с результатами отраженными в Акте можно предоставить Письменное возражение по нему в течении 15 дней с даты получения акта, в котором указывает обоснования своего несогласия и обстоятельства исключающие и смягчающие его вину.

В течение 10 дней от конечной даты установленной для подачи налогоплательщиком Письменного возражения налоговый орган должен назначить дату для рассмотрения материалов налоговой проверки, на которое приглашается налогоплательщик. По итогам рассмотрения в течении 10 дней должно быть вынесено одно из трех решений:

- Решение об отказе привлечения к ответственности;

- Решение о привлечении к ответственности;

- Решение о назначении дополнительных мероприятий.

В случае если по результатам рассмотрения материалов проверки будет принято Решение о назначении дополнительных мероприятий, то по итогам их проведения должно быть назначено дополнительное рассмотрение результатов проверки, на основании итогов которого будет принято окончательное решение о привлечении либо не привлечении налогоплательщика к ответственности. Максимальный период времени, отведенный НК РФ для осуществления всех процедур между решениями, составляет один месяц.

В случае если налогоплательщик согласен с результатами Решения или занял пассивную позицию в отстаивании своих прав, то налоговый орган в течение 10 дней с даты вынесения Решение выставляет Требование об уплате недоимки, пени и штрафа. В случае если налогоплательщик согласен с требованиями, то он уплачивает указанные в нем суммы недоимки, штрафа или пени, либо обеспечивает их другими способами по согласию с налоговыми органами. Если налогоплательщик не исполняет добровольно Требование, то налоговый орган выставляет инкассовое поручение на списание средств со счетов налогоплательщика, в случае если средств не достаточно, то принимается решение о взыскании имущества судебными приставами, если и имуществе не достаточно для покрытия обязательств, штрафов и пеней, то налоговый орган обращается в суд. Общий порядок действия по истребованию налоговых обязательств с налогоплательщика представлен на рисунке 3, на реализацию которого налоговому органу НК РФ отводится 60 календарных дней.

Рисунок 5 –Производство по делам о налоговых правонарушениях


Рисунок 6 – Действия налоговых органов в случае неудовлетворения требования налогоплательщиком

В ситуации, когда налогоплательщик не согласен с Решением, вынесенным по материалам проверки, и занял активную позицию в отстаивании своих интересов, то процедура его действий наглядно представлена на рисунке 7. При возникновении такой ситуации налоговый орган приостанавливает дело до вынесения решения вышестоящим органом.

Обжаловать действия, бездействия налоговых органов или их должностных лиц налогоплательщик может в течение 3 месяцев с того момент, а когда узнал или должен был узнать о нарушении двумя способами.

 Первый способ – путем подачи жалобы в вышестоящий орган, которая должна быть рассмотрена в течении 1 месяца, по окончании которого должно быть вынесено одно из следующих решений:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- изменить или вынести другое Решение;

- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

- отменить Решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.

Второй способ – путем подачи искового заявления (жалобы) в суд (для юридических лиц – в арбитражный; для физических лиц в суд общей юрисдикции). Порядок рассмотрения искового заявления (жалобы)


Рисунок 7 – Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц


осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Следует отметить, что с 2009 года НК РФ установлен досудебный порядок рассмотрения жалобы в налоговых органах - как обязанность налогоплательщика, без него обращаться в суд нельзя.

При рассмотрении дел в судебном порядке о выявленных нарушениях в налоговой сфере, на основании заявлений поданных как налогоплательщиками так и налоговыми органами виновные могут привлекаться к ответственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.025 с.)