Общество как предмет познания социальных наук. Признаки общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как предмет познания социальных наук. Признаки общества.



Общество понимается в научном и обыденном смысле. В обыденном сознании понятие «общество» характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее (например, профессиональное общество).

В научном понимании общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Общество – это структурированный динамический процесс взаимодействия людей, стремящихся удовлетворить свои потребности и достигающих этого благодаря общности норм, языка и ценностей.

Общество характеризуется рядом признаков:

· это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. Понятие общества знаменует переход от инстинктивного объединения людей к сознательному;

· это результат объединения людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей;

· это устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. В них находят свое отражение те потребности, которые не могут быть удовлетворены индивидуально;

· это наличие публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права;

· это социокультурная система, которая вырабатывает устойчивые правила поведения (нормы) и устанавливает общепризнанные в обществе цели (ценности).

 

Типология общества.

Тип общества – это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов.

Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков или критериев.

Типологии могут быть:

· сложными (на основе нескольких признаков);

· простыми (на основании одного классификатора).

Попытки разделить историю человечества на периоды существовали всегда. Примером может служить известная классификация истории общества на:

· античность;

· Средневековье;

· Новое время;

· Новейшее время.

Классификация всемирно-исторического процесса на общественно-экономические формации:

· первобытнообщинная;

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая;

· коммунистическая.

 

Определяющим признаком ОЭФ является способ производства, от которого зависят формы всех остальных общественных отношений.

В современном обществе крайне популярна классификация обществ на:

· традиционные;

· индустриальные;

· постиндустриальные.

В основе этой периодизации – лежит представление о поступательном развитии общества как смене различных технологических эпох.

Политический критерий классификации обществ включает в себя идеологическую составляющую (классификация обществ по типу управления):

· либерализм;

· консерватизм;

· социализм;

· нацизм;

· фашизм

 

  3. Общество как самодостаточная система.

Представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных волей и сознанием и преследующих цель удовлетворения собственных интересов. В зависимости от характера потребностей и интересов, которые реализуются в совместной деятельности, выделяют четыре подсистемы общества:

1) экономическая;

2) социальная;

3) политическая;

4) культурная.

Адаптация общества может осуществляться не только посредством специализации функций и дифференциации подсистем по сферам жизнедеятельности, но также благодаря внутренней упорядоченности, согласованности взаимоотношений социальных групп, социальных институтов и норм, составляющих социальную структуру общества.

4. Социальная структура общества

Социальная структура – это определенная форма устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов. Структура определяет устойчивость и стабильность общества.

В основе социального взаимодействия людей лежат потребности и интересы. Они выступают мотивами деятельности человека, то есть побуждают его к социальному действию. Потребности человека могут носить индивидуальный характер, их реализация осуществляется им самим. Общезначимые потребности не могут быть реализованы в одиночку, а являются общими для множества людей.

Общезначимые потребности могут быть следующих видов:

· производство и распределение товаров, услуг и информации;

· нормальное психофизическое жизнеобеспечение;

· саморазвитие и познание;

· коммуникация между членами общества;

· демографическое воспроизводство;

· воспитание и обучение людей;

· контроль за поведением членов общества;

· обеспечение безопасности;

Для удовлетворения общезначимых потребностей индивид объединяется с другими и создает социальные группы.

  4.1. Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных системой общих ценностей, норм и образцов поведения. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются социальные ценности и нормы.

Классификация:

· по способу организации: формальные и неформальные;

формальные – такие группы, цель и структура которых заранее определена (воинские подразделения). В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель;

неформальные – образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению определенной цели.

· по степени частоты социальных контактов: первичные и вторичные;

первичные – небольшие, тесно сплоченные социумы, все члены которых живут вместе и рядом и за счет многочисленных повседневных контактов очень хорошо знают друг друга (семья, группа друзей, школьный класс, студенческая группа, отдел в учреждении);

вторичные – более многочисленные группы, они могут состоять из двух или нескольких первичных, они менее сплочены (школьный коллектив, учебный курс, производственное подразделение от управления и выше).

· по принадлежности индивида: ингруппы и аутгруппы;

ингруппы – это те социальные группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность (моя семья, наш класс, мои друзья).

аутгруппы – такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным (другая семья, другая компания ребят, другой этнос).

Кроме понятия «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы

                                                            

         
Аудитория
 
Фан-группа
 
Толпа


Фафф

Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (концертная, радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств.

Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-звезде и т.д.

Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Потребности социальных групп имеют характеристики:

· массовость проявления;

· устойчивость во времени и пространстве;

· сопряженность.

Функции социальных групп:

· социализации;

· инструментальную;

· экспрессивную;

· поддерживающую.

Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом - с другой.

Малая группа – это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения. Это, как правило, группы людей от 3-15 человек, которые объединены общей сферой деятельности, находятся в непосредственных контактах, эмоциональных отношениях, способствуют выработке групповых норм и динамике групповых процессов

. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы:

· диада;

· триада;

· квадра.

Важнейшим элементами социальной структуры являются общности и группы. Относясь к той или иной общности людей и группе, человек реализует свои индивидуальные стратегии. Объединяясь между собой стихийно или осознанно, люди достигают, как правило, своих целей, решают свои проблемы более эффективно, чем, если бы они действовали индивидуально, обособленно друг от друга.

4.2. Социальная организация - социальные группы, ориентированные на достижение специфических целей и обладающие высокой степенью формализации внутренней структуры. Социальную организацию можно рассматривать как:

1) элемент социальной структуры общества;

2) стратегию деятельности группы, общности, коллектива;

3) степень упорядочности индивидуальных стратегий и действий людей внутри социального целого.

Структура социальных организаций включает в себя элементы:

· совокупность ролей и упорядоченных взаимоотношений между членами организации;

· цели – желаемый результат, к достижению которого стремятся члены организации;

· участников организации – совокупность индивидов, которые в соответствии со своими навыками и качествами занимают определенную социальную позицию в организации;

· технологию – совокупность средств и методов производства продукта, принятия решений, влияния в организации;

· внешнее окружение – наличие тех или иных институтов и организаций, влияющих на деятельность данной социальной организации.

Образцовая организация является эффективным средством деятельности социальных структур. Их элементов и субъектов как движущих сил, действующих сущностей.

4.3 Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество:

· государство свое назначение осуществляет через согласование разнородных интересов, формирование на их основе всеобщего интереса и его реализации с помощью государственной власти;

· право – свод правил поведения, регулирующих взаимодействия людей в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами;

· религия – реализует потребность в поисках смысла жизни, истины идеалов.

4.5 Социальные нормы и ценности обеспечивают упорядоченность социальных связей в обществе. Социальное поведение человека осуществляется на основе тех представлений, которые формируются культурой. Культура на основе социальных ценностей отбирает образцы и стандарты поведения, которые разделяются большинством общества:

·  ценностями являются общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь;

·  социальные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры;

·  правовые нормы являются общеобязательными в силу их связи с государством и опираются на возможность государственного принуждения, которое осуществляют правоохранительные органы;

·   нормы морали обеспечиваются силой общественного мнения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.021 с.)