Тема 1. Введение в социологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в социологию



Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Предмет и объект познания социологии. Понятие «социального».

Социология в системе общественных наук.

3. Социология как наука и учебная дисциплина.

Функции социологии.

 

Основная литература:

1. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. – М.: Проспект, 2009. –352 с.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

1. Предмет и объект познания социологии. Понятие «социального». В XXI век Россия вступила, обладая всеми атрибутами общества современного типа – рыночной экономикой, демократической политической системой, массовой культурой и социологией. Уже около полтора десятка лет в нашей стране высшие учебные заведения готовят специалистов, в дипломах которых профессия обозначается как «социолог». Предмет под названием «социология» можно увидеть в расписаниях многих вузов, лицеев, гимназий и школ. Но до сих пор «что такое социология?» оказывается сложным для большинства людей в нашей стране. Широта сферы интересов социологии и является во многом причиной того, что даже вполне образованные люди путают социологию с психологией, демографией, философией и т.д. Поэтому изучение социологии следует начинать с определения ее научного статуса, предмета и объекта.

  Вступление… И если из этого круга вопросов и проблем вас как-то затронул всего один, тогда социологию изучать не только стоит, но и необходимо. Ведь «социолог во многом похож на разведчика. Его работа заключается в том, чтобы с предельной достоверностью описывать некоторый театр социальных действий» (П.Л. Бергер).

  Найти четкую дату возникновения социологии в формате «дд.мм.гг.» невозможно, как впрочем, нельзя этого сделать и для других научных дисциплин. Разве мы можем сейчас указать на тот момент в истории человечества, в которой вдруг, ни с того ни с сего возникли математика, физика или экономика. Нет, поскольку наука не возникает благодаря приказам или указам правительства или главы государства. Возникновение теорий, которые затем, с течение времени перерастают в науку – эта великая тайна человеческой истории. Это то, что древние называли TERRA INCOGNITA – о рифы которой разбивались чаяния и надежды как великих умов, так и тысяч любопытных обыкновенных людей, которые искали истину, философский камень или законы мироздания.

  Нам с вами важно ответить на главный вопрос: Что представляет собой социология как наука? Начнем с этимологии. Термин «социология», впервые введенный французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857), происходит от латинского слова societas (общество) и греческого logos (слово, учение). В буквальном смысле социология – это наука об обществе. Но это достаточно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономикой, историей, демографией и т.д. Но для того, чтобы определиться с понятием «социологии», нам важно выяснить причины появления социологии, а также обозначить ее предмет и объект.

  Можно говорить о множестве причин появления социологии и каждая будет важнейшей. Поэтому имеет смысл привести простой список социальных фактов, в той или иной степени, повлиявших на возникновение и развитие социологи. Разделим их на три категории причин: социальные, экономические и интеллектуальные:

  Социальные причины:

1. В конце 18 – н. 19 вв. развитые страны Европы (Франция и Англия) достигли значительных успехов в промышленности, что способствовало притоку народных масс в города и возникновению общих интересов у рабочих, объединению их в класс и образованию особого этноса граждан.

2. Ускорение темпов развития общества способствовало тому, что социальный мир приобрел наглядную изменчивость на протяжении жизни одного поколения, что позволило человеку сравнивать между «тем как было» и «тем, как стало» - такое происходило впервые за всю историю. Как следствие, возникли сомнения в стабильности существующего социального устройства и вопросы о закономерностях развития общества.

3. Резкое увеличение населения. Достаточно продолжительный период население Европы было приблизительно одинаковым и никогда не превосходило 180 млн. ч. (с 6 в.). Но с 18-1914 г. оно возрастает до 460 млн. ч.

4. Ускорение темпа жизни. Это позволяет говорить о своеобразном шоковом состоянии перед неясностью будущего. Следствием этого стали концепции, теории, стремящиеся спрогнозировать будущее.

Экономические причины:

1. Становление экономики как науки. Появление концепции национальной экономики как саморегулирующейся системы, состоящей из большого числа взаимосвязанных видов деятельности и подчиняющейся в процессах производства, распределения и потребления богатства объективным экономическим законам.

2. Увеличение товарооборота развитых стран Европы, благодаря великим географическим открытиям, позволившее использовать массовое предложение рабочей силы, производить многие товары по более низким ценам и покорять с их помощью еще больше народов.

Интеллектуальные причины:

1. Переосмысление средневековой идеи Просвещения как концепции Божьего управления Историей. Возникли идеи историзма и прогресса, которые являются выражением одной главной мысли о направленном и развивающемся историческом процессе, об обществе как не статичном, развивающемся явлении. Появление идеи естественного порядка, общества, построенного по рациональным принципам, обоснованно в философии Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локком и т.д.

2. Благодаря успехам естественных наук устанавливается надежный метод объяснения мира природы в форме причины и следствия. Социология поэтому стремиться развиваться по аналогии с науками о физическом мире. Кроме того, теории социологии создавались в условиях неграмотности подавляющего числа населения соответственно, народ не мог рефлексивно отвечать на положения социологов. В этом одна из основных причин того, что поведение народных масс понималось по аналогии с природными явлениями.

3. Переход от философского типа мышления к позитивному. Социология возникла в период дифференциации гуманитарного знания – кроме нее в этот период от единой ветви философии отошли такие известные в современном мире науки, как экономика и психология.

4. Накопление огромного числа простых фактов и теоретических знаний, которые требовали специального осмысления в понятиях, отличных от традиционно философских категорий. Этот процесс продолжается по сей день. Если в 19 в. – н. 20 в. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др., то с середины 20 в. социология обогатилась многими частными методами, техниками и процедурами эмпирических исследований. Происходит углубление специализации социологии (социология семьи, экономики, МО и др. – более 40 отраслей).

Как мы видим назвать какую-то одну причину возникновения социологии не возможно. Мы перечислили лишь видимые причины, на самом деле их намного больше.

  Социологиянаука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Предмет социологии (результат исследовательских действий, та часть мироздания, которую наука пытается постичь). Не может, определен однозначно, понятие предмета социологии менялось на протяжении столетий, поскольку он находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых – общество как целостная система, социальные группы, социальные процессы», социальная обусловленность любых явлений.

 

Разграничение объекта и предмета:

Объект изучения                   Предмет исследования (всегда уже)

     
 


объективно существует        если конкретно изучаем предмет

· Чем больше познаем Объект, тем больше мы открываем Предмет.

· Предмет отражает Объект, если совершенны методы.

  Объект социологии (определенная сфера объективного или субъективного мира)  – совместная жизнь людей, совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.  

   Понятие «социального» используется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле – объединяет все разновидности явлений совместной жизни людей – экономическое, политическое и т.д., но также связи, взаимосвязь между ними. В узком – оно выделяет наряду с остальными – сферу общественной жизни – социальную сферу, стремление принадлежать к общности. Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с точки зрения – социальной обусловленности, т.е. обусловленности связями, возникающими между поступками и ситуациями в процессе совместной жизни людей, а также следования людьми ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, ввязанным с принадлежностью к общности – этнической, религиозной, профессиональной и т.д. Но собственно социологический подход предполагает выявление социальной обусловленности не только поступков людей и ситуаций, складывающихся в результате множества поступков многих людей, но и вещей, созданных или используемых людьми, или даже объектов.

2. Социология в системе общественных наук: взаимосвязь с философией, экономикой, демографией, философией истории и т.д.

Мы изучили в самом общем, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею общественных наук.    

Как мы видим, российская социология 19 века носит переходный характер между философией истории, стремящейся установить предельные критерии развития исторического процесса, и собственно социологией, направленной на изучение жизни действительного общества.

Социология развивается по пути углубления, усложнения своей методологии, отражая тем самым усложнение структурных связей современного общества.    

Основные направления и школы российской социологии:

 

1. школа субъективной социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) – акцентировали свое внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Основные положения это направления были сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявлении закономерностей и направленности его развития.

2. психологическая школа (Л.И. Петражитский, А.И. Караев) – акцентировали свое внимание на доминирующей роли психологического фактора в общественном развитии.

3. марксистское направление представлено работами социал-демократов, особое место среди которых занимали Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Г.В. Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Заслуга В.И. Ленина состояла в том, что он творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России: учение о капитализме, социальной революции, коммунистической общественно-экономической формации, классовой структуре общества.

4. плюралистическое направление (М.М. Ковалевский). Выдвинул плюралистический подход в объяснении социальных явлений, который наряду с экономическими условиями учитывал влияние географического, биологического и психологического факторов. Основным законом общественного развития является социальный процесс.

 

Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институционализацией, т.е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов и обществ.

Российские социологии «второй волны» М.М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Лилиенфельд стали хорошо известны в Европе, они избирались в зарубежные академии и научные общества, участвовали в работе Международного института социологии (М.М. Ковалевский был избран его президентом), Организовали Школу общественных наук в Париже, где в первые читался курс социологии для русской публики.

В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая кафедра социологии в России. С 1912 г. на историческом факультете Петроградского университета работала социологическая секция. В 1916 г. создается Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского, которое ставит своими главными задачами развитие социологической науки, социологического образования и распространения социологических знаний.

С 1917 г. начинается присуждение социологической премии по социологии.

Развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были открыты первые кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден первый Социологический институт. 1920 – в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал

 Питирим Сорокин (1889-1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие мировой и отечественной социологии. П.А. Сорокин - один из лидеров правого крыла партии эссеров, после февральской революции 1917 г. – секретарь Керенского, с 1920 – профессор Петроградского университета, в 1922 г. – в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП (б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где достиг значительных успехов на социологическом поприще: стал основателем социологии в Гарварде и президентом Американской социологической ассоциации.

Сорокин является родоначальником теории социальной стратификации и социальной мобильности. Школа интегральной социологии (Питирим Сорокин), где общество рассматривается как социокультурная система в целом. В структуре социологии как науки выделял 4-ре раздела: общее учение об обществе; социальная механика, социальная генетика и социальная политика. Простейшая модель социального явления – взаимодействие индивидов. Смысл человеческого общества, индивида заключается в приспособлении к среде своего обитания различными способами.

 На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х гг. издается обширная социологическая литература: П. Сорокин «Основы социологии» (1922), Хвостов В.М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного прогресса» (1928). Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

 Наряду с разработкой теоретических вопросов проводились и эмпирические исследования. Центральное место среди них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, населения, миграции и культуры.

К сожалению, в 1920-е гг. советская власть начинается относиться к социологической науке все более настороженно и враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры, и прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923 г. было закрыто Социологическое общество имени М.М. Ковалевского.  

Третий этап был самым «черным» в истории российской социологии. В 30-е гг. марксизм окончательно укрепился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм – это и есть социология марксизма», следовательно, эмпирические исследования выводились за пределы социологии. Социология как социальный институт прекращает свое существование.

Четвертый этап. Возрождение социологии начинается в конце 50-х – н. 60-х гг., на волне так называемой «хрущевской оттепели». В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация, члены которой под руководством партийных функционеров представляли советскую социологию за рубежом, боролись с влиянием «буржуазной науки» и готовили кадры социологов в СССР. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление плана социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований.

В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 60-х гг. было создано первое социологическое управление – отдел социологических исследований при Ленинградском университете. 1962 – советская социологическая ассоциация, 1964 – на философском факультете МГУ – кафедра конкретно-социологических исследований (заведующий В. Ядов). 1969 – институт конкретно-исторических исследований АН СССР. 1974 – ж. «Социологические исследования».

Итак, в послевоенное время произошла частичная институционализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами.

Пятый этап. Современный этап бурного развития российской социологии наступил в середине 1980-х гг. На этап этапе социологии выходит из под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 годов.

В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшие необходимость высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 г. можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков.

Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. По данным Министерства общего и профессионального образования РФ, в 1998 г. насчитывалось более 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты вузов. В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам.

Развитие социологической науки в России во второй половине 20 века обусловлено рядом особенностей:

· медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы-верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;

· интегрирующим началом выступало православие;

· заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности – консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и заканчивая большевизмом).

Современная российская социология – это социология либерализма, общественного строя, основанного на экономической свободе личности и на приоритете гражданского общества перед государством.

 

Виды:

· натуральный эксперимент;

· мысленный эксперимент.

 

 

 

 

 

 

Лекция 4.

Типология общества.

3. Общество как самодостаточная система.

4. Социальная структура общества:

4.1. социальная группа;

4.2. социальная организация;

4.3. социальный институт;

4.4. социальные нормы и ценности.

5. Типы социальных изменений в развитии общества.

 

Типология общества.

Тип общества – это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов.

Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков или критериев.

Типологии могут быть:

· сложными (на основе нескольких признаков);

· простыми (на основании одного классификатора).

Попытки разделить историю человечества на периоды существовали всегда. Примером может служить известная классификация истории общества на:

· античность;

· Средневековье;

· Новое время;

· Новейшее время.

Классификация всемирно-исторического процесса на общественно-экономические формации:

· первобытнообщинная;

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая;

· коммунистическая.

 

Определяющим признаком ОЭФ является способ производства, от которого зависят формы всех остальных общественных отношений.

В современном обществе крайне популярна классификация обществ на:

· традиционные;

· индустриальные;

· постиндустриальные.

В основе этой периодизации – лежит представление о поступательном развитии общества как смене различных технологических эпох.

Политический критерий классификации обществ включает в себя идеологическую составляющую (классификация обществ по типу управления):

· либерализм;

· консерватизм;

· социализм;

· нацизм;

· фашизм

 

  3. Общество как самодостаточная система.

Представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных волей и сознанием и преследующих цель удовлетворения собственных интересов. В зависимости от характера потребностей и интересов, которые реализуются в совместной деятельности, выделяют четыре подсистемы общества:

1) экономическая;

2) социальная;

3) политическая;

4) культурная.

Адаптация общества может осуществляться не только посредством специализации функций и дифференциации подсистем по сферам жизнедеятельности, но также благодаря внутренней упорядоченности, согласованности взаимоотношений социальных групп, социальных институтов и норм, составляющих социальную структуру общества.

4. Социальная структура общества

Социальная структура – это определенная форма устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов. Структура определяет устойчивость и стабильность общества.

В основе социального взаимодействия людей лежат потребности и интересы. Они выступают мотивами деятельности человека, то есть побуждают его к социальному действию. Потребности человека могут носить индивидуальный характер, их реализация осуществляется им самим. Общезначимые потребности не могут быть реализованы в одиночку, а являются общими для множества людей.

Общезначимые потребности могут быть следующих видов:

· производство и распределение товаров, услуг и информации;

· нормальное психофизическое жизнеобеспечение;

· саморазвитие и познание;

· коммуникация между членами общества;

· демографическое воспроизводство;

· воспитание и обучение людей;

· контроль за поведением членов общества;

· обеспечение безопасности;

Для удовлетворения общезначимых потребностей индивид объединяется с другими и создает социальные группы.

  4.1. Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных системой общих ценностей, норм и образцов поведения. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются социальные ценности и нормы.

Классификация:

· по способу организации: формальные и неформальные;

формальные – такие группы, цель и структура которых заранее определена (воинские подразделения). В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель;

неформальные – образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению определенной цели.

· по степени частоты социальных контактов: первичные и вторичные;

первичные – небольшие, тесно сплоченные социумы, все члены которых живут вместе и рядом и за счет многочисленных повседневных контактов очень хорошо знают друг друга (семья, группа друзей, школьный класс, студенческая группа, отдел в учреждении);

вторичные – более многочисленные группы, они могут состоять из двух или нескольких первичных, они менее сплочены (школьный коллектив, учебный курс, производственное подразделение от управления и выше).

· по принадлежности индивида: ингруппы и аутгруппы;

ингруппы – это те социальные группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность (моя семья, наш класс, мои друзья).

аутгруппы – такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным (другая семья, другая компания ребят, другой этнос).

Кроме понятия «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы

                                                            

         
Аудитория
 
Фан-группа
 
Толпа


Фафф

Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (концертная, радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств.

Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-звезде и т.д.

Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Потребности социальных групп имеют характеристики:

· массовость проявления;

· устойчивость во времени и пространстве;

· сопряженность.

Функции социальных групп:

· социализации;

· инструментальную;

· экспрессивную;

· поддерживающую.

Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом - с другой.

Малая группа – это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения. Это, как правило, группы людей от 3-15 человек, которые объединены общей сферой деятельности, находятся в непосредственных контактах, эмоциональных отношениях, способствуют выработке групповых норм и динамике групповых процессов

. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы:

· диада;

· триада;

· квадра.

Важнейшим элементами социальной структуры являются общности и группы. Относясь к той или иной общности людей и группе, человек реализует свои индивидуальные стратегии. Объединяясь между собой стихийно или осознанно, люди достигают, как правило, своих целей, решают свои проблемы более эффективно, чем, если бы они действовали индивидуально, обособленно друг от друга.

4.2. Социальная организация - социальные группы, ориентированные на достижение специфических целей и обладающие высокой степенью формализации внутренней структуры. Социальную организацию можно рассматривать как:

1) элемент социальной структуры общества;

2) стратегию деятельности группы, общности, коллектива;

3) степень упорядочности индивидуальных стратегий и действий людей внутри социального целого.

Структура социальных организаций включает в себя элементы:

· совокупность ролей и упорядоченных взаимоотношений между членами организации;

· цели – желаемый результат, к достижению которого стремятся члены организации;

· участников организации – совокупность индивидов, которые в соответствии со своими навыками и качествами занимают определенную социальную позицию в организации;

· технологию – совокупность средств и методов производства продукта, принятия решений, влияния в организации;

· внешнее окружение – наличие тех или иных институтов и организаций, влияющих на деятельность данной социальной организации.

Образцовая организация является эффективным средством деятельности социальных структур. Их элементов и субъектов как движущих сил, действующих сущностей.

4.3 Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество:

· государство свое назначение осуществляет через согласование разнородных интересов, формирование на их основе всеобщего интереса и его реализации с помощью государственной власти;

· право – свод правил поведения, регулирующих взаимодействия людей в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами;

· религия – реализует потребность в поисках смысла жизни, истины идеалов.

4.5 Социальные нормы и ценности обеспечивают упорядоченность социальных связей в обществе. Социальное поведение человека осуществляется на основе тех представлений, которые формируются культурой. Культура на основе социальных ценностей отбирает образцы и стандарты поведения, которые разделяются большинством общества:

·  ценностями являются общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь;

·  социальные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры;

·  правовые нормы являются общеобязательными в силу их связи с государством и опираются на возможность государственного принуждения, которое осуществляют правоохранительные органы;

·   нормы морали обеспечиваются силой общественного мнения.

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.117 с.)