Предмет и объект познания социологии. Понятие «социального». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект познания социологии. Понятие «социального».



Социология в системе общественных наук.

3. Социология как наука и учебная дисциплина.

Функции социологии.

 

Основная литература:

1. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. – М.: Проспект, 2009. –352 с.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

1. Предмет и объект познания социологии. Понятие «социального». В XXI век Россия вступила, обладая всеми атрибутами общества современного типа – рыночной экономикой, демократической политической системой, массовой культурой и социологией. Уже около полтора десятка лет в нашей стране высшие учебные заведения готовят специалистов, в дипломах которых профессия обозначается как «социолог». Предмет под названием «социология» можно увидеть в расписаниях многих вузов, лицеев, гимназий и школ. Но до сих пор «что такое социология?» оказывается сложным для большинства людей в нашей стране. Широта сферы интересов социологии и является во многом причиной того, что даже вполне образованные люди путают социологию с психологией, демографией, философией и т.д. Поэтому изучение социологии следует начинать с определения ее научного статуса, предмета и объекта.

  Вступление… И если из этого круга вопросов и проблем вас как-то затронул всего один, тогда социологию изучать не только стоит, но и необходимо. Ведь «социолог во многом похож на разведчика. Его работа заключается в том, чтобы с предельной достоверностью описывать некоторый театр социальных действий» (П.Л. Бергер).

  Найти четкую дату возникновения социологии в формате «дд.мм.гг.» невозможно, как впрочем, нельзя этого сделать и для других научных дисциплин. Разве мы можем сейчас указать на тот момент в истории человечества, в которой вдруг, ни с того ни с сего возникли математика, физика или экономика. Нет, поскольку наука не возникает благодаря приказам или указам правительства или главы государства. Возникновение теорий, которые затем, с течение времени перерастают в науку – эта великая тайна человеческой истории. Это то, что древние называли TERRA INCOGNITA – о рифы которой разбивались чаяния и надежды как великих умов, так и тысяч любопытных обыкновенных людей, которые искали истину, философский камень или законы мироздания.

  Нам с вами важно ответить на главный вопрос: Что представляет собой социология как наука? Начнем с этимологии. Термин «социология», впервые введенный французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857), происходит от латинского слова societas (общество) и греческого logos (слово, учение). В буквальном смысле социология – это наука об обществе. Но это достаточно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономикой, историей, демографией и т.д. Но для того, чтобы определиться с понятием «социологии», нам важно выяснить причины появления социологии, а также обозначить ее предмет и объект.

  Можно говорить о множестве причин появления социологии и каждая будет важнейшей. Поэтому имеет смысл привести простой список социальных фактов, в той или иной степени, повлиявших на возникновение и развитие социологи. Разделим их на три категории причин: социальные, экономические и интеллектуальные:

  Социальные причины:

1. В конце 18 – н. 19 вв. развитые страны Европы (Франция и Англия) достигли значительных успехов в промышленности, что способствовало притоку народных масс в города и возникновению общих интересов у рабочих, объединению их в класс и образованию особого этноса граждан.

2. Ускорение темпов развития общества способствовало тому, что социальный мир приобрел наглядную изменчивость на протяжении жизни одного поколения, что позволило человеку сравнивать между «тем как было» и «тем, как стало» - такое происходило впервые за всю историю. Как следствие, возникли сомнения в стабильности существующего социального устройства и вопросы о закономерностях развития общества.

3. Резкое увеличение населения. Достаточно продолжительный период население Европы было приблизительно одинаковым и никогда не превосходило 180 млн. ч. (с 6 в.). Но с 18-1914 г. оно возрастает до 460 млн. ч.

4. Ускорение темпа жизни. Это позволяет говорить о своеобразном шоковом состоянии перед неясностью будущего. Следствием этого стали концепции, теории, стремящиеся спрогнозировать будущее.

Экономические причины:

1. Становление экономики как науки. Появление концепции национальной экономики как саморегулирующейся системы, состоящей из большого числа взаимосвязанных видов деятельности и подчиняющейся в процессах производства, распределения и потребления богатства объективным экономическим законам.

2. Увеличение товарооборота развитых стран Европы, благодаря великим географическим открытиям, позволившее использовать массовое предложение рабочей силы, производить многие товары по более низким ценам и покорять с их помощью еще больше народов.

Интеллектуальные причины:

1. Переосмысление средневековой идеи Просвещения как концепции Божьего управления Историей. Возникли идеи историзма и прогресса, которые являются выражением одной главной мысли о направленном и развивающемся историческом процессе, об обществе как не статичном, развивающемся явлении. Появление идеи естественного порядка, общества, построенного по рациональным принципам, обоснованно в философии Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локком и т.д.

2. Благодаря успехам естественных наук устанавливается надежный метод объяснения мира природы в форме причины и следствия. Социология поэтому стремиться развиваться по аналогии с науками о физическом мире. Кроме того, теории социологии создавались в условиях неграмотности подавляющего числа населения соответственно, народ не мог рефлексивно отвечать на положения социологов. В этом одна из основных причин того, что поведение народных масс понималось по аналогии с природными явлениями.

3. Переход от философского типа мышления к позитивному. Социология возникла в период дифференциации гуманитарного знания – кроме нее в этот период от единой ветви философии отошли такие известные в современном мире науки, как экономика и психология.

4. Накопление огромного числа простых фактов и теоретических знаний, которые требовали специального осмысления в понятиях, отличных от традиционно философских категорий. Этот процесс продолжается по сей день. Если в 19 в. – н. 20 в. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др., то с середины 20 в. социология обогатилась многими частными методами, техниками и процедурами эмпирических исследований. Происходит углубление специализации социологии (социология семьи, экономики, МО и др. – более 40 отраслей).

Как мы видим назвать какую-то одну причину возникновения социологии не возможно. Мы перечислили лишь видимые причины, на самом деле их намного больше.

  Социологиянаука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Предмет социологии (результат исследовательских действий, та часть мироздания, которую наука пытается постичь). Не может, определен однозначно, понятие предмета социологии менялось на протяжении столетий, поскольку он находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых – общество как целостная система, социальные группы, социальные процессы», социальная обусловленность любых явлений.

 

Разграничение объекта и предмета:

Объект изучения                   Предмет исследования (всегда уже)

     
 


объективно существует        если конкретно изучаем предмет

· Чем больше познаем Объект, тем больше мы открываем Предмет.

· Предмет отражает Объект, если совершенны методы.

  Объект социологии (определенная сфера объективного или субъективного мира)  – совместная жизнь людей, совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.  

   Понятие «социального» используется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле – объединяет все разновидности явлений совместной жизни людей – экономическое, политическое и т.д., но также связи, взаимосвязь между ними. В узком – оно выделяет наряду с остальными – сферу общественной жизни – социальную сферу, стремление принадлежать к общности. Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с точки зрения – социальной обусловленности, т.е. обусловленности связями, возникающими между поступками и ситуациями в процессе совместной жизни людей, а также следования людьми ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, ввязанным с принадлежностью к общности – этнической, религиозной, профессиональной и т.д. Но собственно социологический подход предполагает выявление социальной обусловленности не только поступков людей и ситуаций, складывающихся в результате множества поступков многих людей, но и вещей, созданных или используемых людьми, или даже объектов.

2. Социология в системе общественных наук: взаимосвязь с философией, экономикой, демографией, философией истории и т.д.

Мы изучили в самом общем, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею общественных наук.    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.012 с.)