Теория личностных конструктов Дж. Келли и ее применение в психокоррекции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория личностных конструктов Дж. Келли и ее применение в психокоррекции.



Дж. Келли считает задачей психолога выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые являются источником негативных переживаний, и обучение клиента новым способам мышления. Он предлагает техники непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. В основе его подхода – теория личностных конструктов – сконструированных человеком субъективных средств, помогающих ему понимать мир. Конструкт является биполярной оценочной шкалой, фиксирующей канал движения информации, способ поведения, форму отношения. Личность рассматривается как система определенным образом иерархизированных (ядерных и периферических) конструктов. Конструкты имеют индивидуальный характер; так, конструкт «интересный – скучный человек» у одного клиента представлен полярностями «гармоничный, саморегулирующийся – незрелый, несамостоятельный», у другого – «веселый – грустный, постоянно находящийся в депрессии» (в свою очередь эти конструкты также интерпретируются индивидуально, требуют уточнения; порожденные ими конструкты тоже субъективно трактуются и т.д.).

Одна из техник, используемых Дж. Келли и позволяющих клиенту изучить иерархию его конструктов – «подъем по лестнице». Анализируя полюса выявленного конструкта, психолог задает клиенту вопросы: «Что это значит?», «Почему?», на основе ответов вычленяется новый конструкт, к его содержанию, в свою очередь, также задаются вопросы, определяются конструкты, составляющие содержание первого. Метод «триады» предполагает сравнение трех человек, известных клиенту, на основе определенного качества, выступающего полюсом конструкта: «Чем двое из этих людей, отличаются от третьего?»; далее задается вопрос: «А чем третий человек не похож на них?» (выявляются два полюса конструкта; затем осуществляется сравнение этих людей по другому признаку или выбирается для сравнения другая тройка людей, вычленяются все новые и новые конструкты. После выявления конструктов к полярным качествам задаются вопросы: «Чем это качество лучше?», «Каковы его преимущества?», «Каковы минусы противоположного качества?»; клиент получает возможность оценить границы действия конструкта и предпринять попытки для его перестройки. Для решения вопроса о перестройке личностных конструктов Дж. Келли использует «метод фиксированной роли». Клиента просят посмотреть на мир глазами другого человека и написать на себя характеристику от имени этого человека, далее в эту характеристику вносится изменение одной или нескольких черт и предлагается сыграть роль этого нового персонажа. Клиент получает возможность изучения неизвестного ему поведения, определяемого измененным конструктом. Коррекционная работа заключается в перестройке конструктов, определяющих дезадаптитвное поведение.   

Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса.

А. Эллис стремится освободить человека от барьеров и стереотипов индивидуального сознания, обеспечить клиенту более свободный и непредубежденный взгляд на мир. Выделяется две системы «когниций»: рациональная, которая отличается гибкостью суждений (имеют вероятностный характер, характер пожелания, предпочтения, вызывают умеренные эмоции) и иррациональная, содержащая ригидные убеждения (категоричны, вызывают неадекватно-сильные эмоции). Психолог помогает клиенту анализировать поведение по схеме: событие – его восприятие – обдумывание – исход. Выявляются иррациональные установки и суждения клиента: катастрофические, обязательного долженствования, обязательного удовлетворения потребностей, глобальные оценки; обсуждаются эмоциональные последствия их принятия. Коррекция предполагает реконструкцию иррациональных установок на трех уровнях: когнитивном (обоснование целесообразности принятия), эмоциональном (представление проблемных ситуаций в позитивном или негативном эмоциональном ключе и соотнесение эмоций с действием установок), поведенческом (прямое действие как подтверждение новых установок). Используются техники обсуждения и опровержения иррациональных установок, рационально-эмотивного воображения (пересмотр ситуации и описание возможных изменений эмоций), ролевой игры (проигрывание тревожащих ситуаций и проработка интерпретаций, особенно самообвинения и самоуничижения), атаки на страх (выполнение действий травмирующего характера и анализ эмоциональных последствий).

Когнитивный подход А. Бека.

А. Бек считает необходимым научить клиента видеть свою склонность к порождению ошибочных идей и отказываться от таких идей. Основой личностных убеждений выступают когнитивные структуры (схемы), формируемые на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Когнитивные схемы могут быть адаптивными и дисфункциональными (например, «когнитивная триада депрессии», содержащая представления о себе как неприспособленном и всеми отверженном неудачнике, о мире, предъявляющем чрезмерные требования и воздвигающем непреодолимые барьеры, о будущем как безнадежной перспективе). Когнитивные искажения, систематически проявляющиеся в суждениях человека под влиянием эмоций, требуют коррекции. Таковы, например, персонализация – склонность интерпретировать любые события только в аспекте личных значений, дихотомическое мышление – поляризованная оценка событий, выборочное извлечение – концептуализация событий на основе вырванных из контекста деталей, произвольные умозаключения (уставшая от тяжелой работы женщина считает себя плохой матерью, т.к. стремится к отдыху, а не занятиям с ребенком), сверхгенерализация – обобщение на основе единичного случая, катастрофизация, преувеличение («меня засмеют», «это будет ужасно»). В коррекционной работе используются техники сократовского диалога (задаются вопросы, подводящие к целесообразным, разумным суждениям), декатастрофизации (включения клиента в ситуацию «что, если …» с последующим осмыслением отсутствия катастрофического характера последствий), когнитивной реатрибуции (рассмотрения альтернативных причин травмирующих событий), переформулирования в позитивном ключе и другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.005 с.)