Цели использования игровых методов в психокоррекции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели использования игровых методов в психокоррекции.



1. Преодоление скованности, безболезненное снятие психологических защит. Данная функция игры особенно важна на начальной стадии коррекционного процесса.

2. Диагностика и самодиагностика клиента. Игра как инструмент диагностики и самодиагностики позволяет мягко, ненавязчиво обнаружить психологические проблемы, которые клиенту легче принять, поскольку ситуация их обнаружения условна, не является реальной жизненной ситуацией.

3. Стимулирование искренности и открытости участников коррекционной группы. (в силу психологической связи игры с детством).

4.  Интенсификация обучения клиента. В игре, имеющей высокую процессуальную мотивацию, происходит обучение новым коммуникативным умениям, отрабатываются и закрепляются его поведенческие навыки.

5. Обнаружение и раскрытие творческого потенциала клиента (в игре высок удельный вес креативного компонента).

Направленная и ненаправленная игровая психокоррекция.

Направленная, или директивная, игровая коррекция предполагает активное участие ведущего на этапах определения сюжета игры, разыгрывания ситуаций (регуляция поведения участников), варьирования игрового действия в коррекционных целях, анализа действий участников. Ненаправленная, или недирективная, игровая коррекция подразумевает стихийное развитие игрового сюжета, свободное самовыражение участников в игре, расширение репертуара самовыражения, саморегуляцию поведения участников. В числе целей ненаправленной игровой коррекции – сублимация подавляемых бессознательных импульсов, эмоциональный катарсис, свободная вербализация чувств и переживаний, инсайт – более глубокое понимание себя и других. В директивной коррекции основные инструменты влияния на участников – определение роли и ролевых предписаний, интерпретация действий. В недирективной коррекции определяющее влияние оказывает техника зеркального отражения, объективирование мыслей и чувств клиентов. 

 

Лекция 31. Арттерапия.

Литература

· Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990.

· Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

· Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

 

1.Арттерапия как метод психокоррекционной работы.

2.Цели арттерапии.

3.Формы арттерапии.

Арттерапия как метод психокоррекционной работы.

Арттерапия – метод психокоррекционного воздействия посредством искусства (в частности, изобразительной деятельности), предполагающий самовыражение через искусство, развитие способности клиента к конструктивным действиям с учетом реалий окружающего мира. Основной принцип арттерапии – одобрение и принятие продуктов творческой деятельности клиента, независимо от их качества, содержания и формы. Механизмы коррекционного воздействия арттерапии – повышение самооценки, укрепление чувства «Эго» и самоуважения, идентификация и интернализация (принятие) ценностей, сублимация и канализация негативных эмоциональных импульсов.

Основным направлением арттерапии выступает включение клиента в изобразительную деятельность. В коррекционной работе исследуются характерные для клиента типы создаваемых изображений (каракули, конвенциональные стереотипы-схемы, пиктограммы, художественные произведения). Каракули как тип изображений характерны для маленьких детей, у более старших детей они могут выражать чувство беспомощности и одиночества; у взрослых каракули появляются пари изучении свойств материалов для рисования, а также при деструктивном поведении с потерей контроля над действиями. Рисование конвенциональных схем (геометрические фигуры, изображения сердца и т.д.) могут выполнять защитную функцию маскировки истинных мыслей и переживаний, а также функцию сублимации подавленных желаний. Стереотипизация и повторение изобразительных действий рассматриваются как проявление защитных механизмов личности. Пиктограммы, в отличие от стереотипов-схем, имеют личностный характер, они зачастую непонятны другим; расшифровка символического значения пиктограмм позволяет лучше понять клиента, оценить динамику его изменений в коррекционной работе. Художественные произведения, в отличие от пиктограмм, понятны другим людям, выполняют функции самовыражения клиента и коммуникации его аффекта (символически выражают подавленный аффект посредством сублимации).

В коррекционной работе наряду с терапией посредством изобразительной деятельности используется также музыкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, танцевальная терапия (последняя может быть отнесена также к телесно-ориентированным методам). 

Цели арттерапии.

Выделяются следующие цели арттерапии:

1. Выход негативных чувств в процессе создания произведений искусства или работы с ними.

2. Диагностика и интерпретация проблем клиента.

3. Проработка мылей и чувств.

4. Налаживание отношений с членами группы, с психологом.

5. Самовыражение.

6. Развитие художественных способностей.

Формы арттерапии.

Выделяют две формы арттерапии: пассивную – рассматривание картин, созданных другими людьми (в том числе, «вхождение» в картину), прослушивание музыки знергетизирующего или расслабляющего характера, чтения книг, подобранных в соответствии с коррекционными задачами; активную – создание собственных творческих произведений.

Занятия арттерапией могут быть структурированными (задаются тема, манера исполнения, используемые инструменты и материалы для работы) и неструктурированными (клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты).

В зависимости от преследуемых в коррекционной работе целей выделяют виды арттерапии: творческая (цели – самовыражение, развитие художественных способностей), интегральная (цель – сплочение группы, интеграция мнений и чувств), деятельная (проработка мыслей и чувств, техники исполнения), проективная (диагностика и интерпретация проблем), сублимационная (выход негативных чувств). В разных видах арттерапии с учетом решаемых задач применяются разные формы работы: общегрупповые, по микрогруппам, индивидуальные.

  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.006 с.)