Новое платье короля, притча о суфийских мудрецах, Библия (уважительное, почтительное, совершенно особенное отношение), Достоевский, Толстой, Сент-Экзюпери, Гольшмит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое платье короля, притча о суфийских мудрецах, Библия (уважительное, почтительное, совершенно особенное отношение), Достоевский, Толстой, Сент-Экзюпери, Гольшмит.



Сегодня как раз то время, когда есть возможность переосмыслить базовые ценности мира взрослости и сформулировать новые принципы отношений между миром взрослых и миром детства.:

-Принцип равенства: мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их достоинства и недостатки гармонично дополняют друг друга.

-Принцип диалогизма: мир детства, так же кака и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослых, - конценнтрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью, т.е. духовностью и нравственностью; взаимодействие этих двух миров должно строится как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив, - движение содержания мира детства в мир взрослости.

-Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов; любая акция одного из этих миров не должна наноситьущерба другому; прежде всего, мир взрослых должен принять как закон следующее: дети не должны страдать от действий взрослых какими бы побуждениями эти действия не мотивировались

-Принцип свободы: мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь не был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

- Принцип соразвития: развития мира детства – это процесс параллельный развитию миру взрослости; аномалией этого процесса развития является лишь остановка самоактуализации как ребенка, так и взрослого, т.е любая стагнация учебно-воспитательного процесса; цель развития любого человека – прогрессирующая гармонизация внутреннего Я и внешнего Я.

- Принцип единства: мир детства и мир взрослостине образует двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей, между этими мирами не должно бытьь какой-либо границы, не перейдя которую человек является ребенком, а перейдя взрослым.

-Прицип принятия: особенности любого человека должны быть приняты другими людьми такими, какие они есть.

Т.О. только в настоящем подлинном диалоге видится будущее мира человека, только при этом условии взрослые и дети в будущем станут другими не похожими на сегодняшних.

Как уже было сказано, основные претензии общество предъявляет не к недостаточной обученности, низким знаниям, умениям и навыкам, а к пассивности, эгоистичности, бездуховности и аполитичности современной молодежи.

- В чем причина? (Навязывание ценностей – проблема в способах передачи ценностей от поколения к поколению)

- Каков выход? (необходими перейти от акцентирования внешней системы ценностей к внутренним, пересмотреть приоритетность отдельных ролей, функций, методов и процессов: от формирования к развитию, от преподавания к учению, от господства над учеником к равноправию не на словах, а на деле; необходимо перейти к реальному опыту и внутреннему миру детей, не с ценностями общества к ребенку, а с ребенком к ценностям общества). Меняется роль учителя – от учителя транслятора - к учителю фасилитатору (Активизатору, инициатору)

Выход в гуманизации и гуманитаризации образования. Необходимо повышать роль гуманитарных дисциплин и вообще гуманитарной составляющей образования. По мнению Роджерса, выходом из создавшейся ситуации может стать ориентировпнная на учащихся гуманистическая практика. Должна быть перестройка личностных установок учителя:

1. Открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям

2. Уверенность учителя в спососбностях и возможностях каждого ученика

3. Видение внутреннего мира и поведения ребенка с его внутренней позиции (посмотреть на все и на учителя глазами ребенка)

Т.о., учитель понимающий и прнимающий внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для активизации их осмысленного учения и личностного развития.

 Общие методические приемы:

-использование ресурсов учения и создание особых условий

- создание разнообразных обратных связей

- заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися

-распределения класса на группы по степени готовностив отношении свободного (гуманистического) обучения

- организация групп свободного общения.

Переход очень сложный и осторожный. В первую очередь меняются личностные установки преподавателя, а не методы и приемы обучения.

Как уже отмечалось личность воспитывается личностью, духовность - духовностью, нравственность - нравственностью. Это значит, идея воспитания личности ведет к реализации на практике педагогики сотрудничества и психологии воспитания воспитателей.

Принципы:

- диалогизации (преобразование суперпозиции взрослого и субординированной позиции ребенка, в позиции соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей)

-проблематизации (взрослый актуализирует, стимулирует тенденцию ребенка к личностному росту, его исследовательскую активность, создает условия для совершения нравственных поступков)

- персонификации (отказ от ролевых масок)

- индивидуализации

Все принципы служат актуализации творческого потенциала учителей и учащихся, стимулируют их личностный рост.

Только около 10 % учителей обладают достаточным уровнем таких профессиональных качеств, как пристальное и постоянное внимание к другому человеку, глубокое его понимание, уважение к нему, искренность в выражении своих чувств и переживаний. Большинство взрослых слепы и глухи к внутренним переживаниям детей.

Легко с этими принципами согласиться, но нелегко им следовать, трудно перестраиваться.

Почему? (Привыкли, страх перед новым, риск утраты авторитета, риск обнаружения собственной компетентности, слабая методическая разработанностьэтих принципов)

       Вывод: учителя нуждаются в помощи не только методистов, но и психологов. Одним из средств реализации гуманистического подхода в образовании являются методы группового тренинга, которые создают условия для личностного роста учителей: это и создание т.н. педагогической техники, овладение основами актерского мастерства, развитие отдельных коммуникативных способностей и навыков (эмпатии, толерантности, диалогичности), активизация мотивационных ресурсов учителей.

       Важно повышать психологическую культуру учителя, важными составляющими которой являются:

- убеждения (отношения, установки, мотивы,)

- культура переживаний (эмоции, журнал эмоций)

-представления учителя о самом себе (насколько я развиваюсь, насколько использую свои возможности, развиваю творческий потенциал,)

-культура педагогического влияния (мы создаем благоприятные условия для самостоятельного, нравственного, духовного развития учащихся)

 

 

В заключении можно сделать вывод о том, что наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии сданной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

 

Литература:

 

1. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой «Классному руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа,:М. «ТЦ Сфера», 2002.

2. Черникова Т. В., Сукачева Г. А. «Старшеклассник без стрессов и тревог», программы занятий методические рекомендации,: М. «Глобус».

 

Фрагмент деловой игры «Подготовка к диалогу»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.007 с.)