Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис гуманитарности в современном мире.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Кризис гуманитарности в современном мире. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя. 3 Гуманитаризация школьной подготовки как возможность реализации личностно-ориентированного подхода Анализ научной статьи на тему личностно-ориентированного подхода. - Что является целью воспитательной деятельности педагогов? Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.
-Что согласно концепции Духовно-нравственного развития является современным национальным воспитательным идеалом? Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Отвечают ли этому представлению наши воспитанники? Подумайте над следующими вопросами: Существует ли сегодня в действительности опасность «потерять» человека? Что означает выражение «собственно человеческая недообразованность»? Сегодня говорят о деградации человека. Кто более всего виноват в этом – сам человек или больное общество, в котором он живет? Каких умений и навыков недоствет современному человеку? Каким образом можно выстраивать педагогический процесс в условиях противоречия между принциполм невторжения во внутреннюю сферу человека и необходимостью влиять на нее? Свобода человека как вы понимаете? Можно говорить о глубоком нравственном, моральном кризисе в современной России. Многие исследователи говорят о кризисе гуманитарности в современном мире, говорят о проблеме человека. Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская, авторы книги «Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды», дают анализ важных научных трудов, посвященных проблемам гуманистической психологии. Они размышляют о том, что научно-технический прогресс породил у человека новую идеологию - технократическую, новое, технократическое, мышление, идеалами которого стали алгоритмичность, однозначность, точность, надежность, универсальность. Такое мышление не рассматривает мир во всей целостности, многогранности и противоречивости. Они приводят следующие вопросы, которые очень остро стоят сегодня перед человечеством.
Почему небывалые успехи научно-технического прогресса, помимо общеизвестных благ, принесли человеку столько драм и страданий? Почему созданная, казалось бы, для человека, современная технология разрушает природную среду, истощает ресурсы и создает угрозу гибели человечества в огне ядерной катастрофы? Каков же выход из создавшейся ситуации? Изумление человеком – вот что должно быть Красной нитью всего школьного воспитания. В. А. Сухомлинский. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, ставит во главу угла применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Становится понятной необходимость построения такой системы обучения и воспитания школьников, которая бы полным образом удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к учебно - воспитательному процессу в школе. Современные ученые-педагоги: Степенов Е.Н., Александрова М. А и многие другие творчески работающие педагоги считают необходимым для решения данного вопроса построение личностно – ориентированной системы обучения и воспитания школьников. Несмотря на очевидную необходимость предлагаемой системы, следует заметить, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно- ориентированного подхода в педагогической практике. Степанов Е. Н. и Александрова М. А. вместе с группой единомышленников систематизировали уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытались расширить границы его использования в деятельности педагогов в учебно – познавательном процессе.
Определение личностно – ориентированного подхода с философской точки зрения звучит следующим образом: «Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности» В сформулированном определении отражены следующие важные аспекты, такие как: Личностно – ориентированный подход является, прежде всего ориентацией в педагогической деятельности; Личностно – ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; Личностно – ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
В чем отличие традиционного подхода от личностно-ориентированного? Существующая система образования целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке понимающем и сознающем себя, общество и культуру. Проблема школы состоит в том, что она готовит человека, не умеющего человекосообразно вписаться в культуру, в сложный окружающий мир. Образование является орудием закрепления воспроизводства социальных и экономических структур, чем механизмом формирования и совершенствования индивида, коллективных ценностей и знаний, позволяющих человеку менять свою судьбу. Ценностью и целью трациционного образования является учебный предмет, а не личность. Педагоги исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьника. С точки зрения Степанова Н. И. и Александровай М. А. к основным понятиям личностно – ориентированного подхода можно отнести следующие:
индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающие их от других индивидов и человеческих общностей; личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; самоактуализированная личность – человек, осознанно и актуально реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои способности и возможности; самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей; субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности; Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности; педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением. Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода: 1. принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; 2. принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ; 3. принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
4. принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно - воспитательного процесса в классе и школе; 5. принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; 6.принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля; Методы и приемы, составляющие технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской соответствуют таким требованиям, как: диалогичность; деятельностно - творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений. Исходя из теоретических и практических исследований ведущих российских педагогов и собственного опыта работы, можно сделать вывод о наиболее приемлемых методах работы лично-ориентированного подхода, таких как: 1. метод диалога; 2. игровые методы; 3. рефлексивный метод; 4. метод педагогической поддержки; Диагностические методы; Так, перед нами встает задача – пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, формирования образа Я, повышения уровня эмоциональной культуры, культуры мышления и педагогического общения – всего того, что составляет основу профессионально-личностного роста гуманистически ориентированного педагога. Это очень сложная задача. На протяжении долгого времени в педагогике, да и жизни утвердились определенные стереотипы, по-мнению некоторых психологов являются крайне опасными. Один из таких стереотипов – это комплекс традиционных представлений о соотношении мира взрослых и мира детства. Традиционоо считается, что мир человека – это мир взрослого человека. Мир детей является пусть важным, но все же элементом мира взрослых (взрослый воздействует – дети сырье – воспроизведение мира взрослых сего проблемами, в т.ч. духовно-нравственными) Необходимо отходить от старых традиционных отношений между миром взрослых и миром детей: Принципы традиционных отношений: -Принцип субординации: мир детства – это часть мира взрослых, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям; мир детства – несамостоятельный придаток мира взрослых, его обоз, его склад заготовок, его материал. -Принцип монологизма: мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – это мир учителей и воспитателей, мир взрослых существует, а мир детства только взрослеет, усваивая содержание мира взрослых, их взаимодействие монологично и однонаправлено а приори, содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям.
- Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы детям; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых, всегда лишь воспринимал воздействия мира взрослых, но никогда не воздействовал на него. -Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль традиционно рассматривался как необходимый элемент процессов обучения и воспитания, обеспечивающих практически принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых. -Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых лестнице возрастов; в соответствии с данным принципом мир детства обречен на взросление, любые отклонения р/м как аномалии, прявления инфантилизма как проявления психических и физических заболеваний, нормальное взросление – рождение полноценной, т.е. социально адаптированной личности. - Принцип деформации: мир детства всегда, так или иначе, деформирован вторжением мира взрослых. «Чистая природа мира детства» взрослым практически неизвестна, так как в любом из детских возрастов мир взрослых видит только проявления взрослости или отклонение от этих проявлений (инфантилизм, необученность, невоспитанность)
- Как вы думаете, а какие ценности (фактически) господствуют в мире взрослых? (Богатства, власть, рассудок – экономическое, политическое и интеллектуальное могущество – именно они ведут к глобальным проблемам) Фрагмент деловой игры «Подготовка к диалогу» Кризис гуманитарности в современном мире.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.028 с.) |