Создание ситуации выбора и успеха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание ситуации выбора и успеха.



Т.О. можно говорить о гуманитаризации школьного образования

3. Гуманитаризация выступает одной из стратегических линий развития современного образования [124]. Гуманитарная парадигма образования – в противовес «наполнительной» модели образования – ориентирована на становление человека в культуре, на раскрытие истинного, глубинного в нём.

В наиболее обобщённом виде гуманизацию образования можно определить, следуя Э.Д.Днепрову, как преодоление основного порога старой школы – её обезличенности, поворот школы к ребёнку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это – создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребёнка, для его самоопределения. Это – преодоление прежней безвозрастности образования, учёт психофизической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребёнка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребёнка. Основным смыслом педагогического процесса становиться развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования [43].

Следуя М.В. Булановой-Топорковой, гуманизацию образования можно определить как процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности [107].

А.Б. Орлов, анализируя публикации последнего времени, указывает, что в психолого-педагогическом контексте термин «гуманизация» используется в двух значениях.

Во-первых, под гуманизацией многие авторы понимают гуманитаризацию содержания образования. В данном случае аспектами гуманитаризации оказываются увеличение в учебных программах удельного веса гуманитарных дисциплин при изменении самого типа этих дисциплин с целью развития гуманитарного мышления учащихся и гуманитарного сознания учителей, создание нового поколения учебников и учебных пособий, в том числе и для предметов негуманитарного цикла, дифференциация и индивидуализация содержания в соответствии с психологическими особенностями учащихся, диалогизация учебного содержания, преподавание этого содержания в форме разного рода учебных диалогов и т.д. и т.п. Иначе говоря, под гуманизацией понимают приближение к человеку, очеловечивание учебного материала, средств его преподавания и усвоения.

Во-вторых, термин «гуманизация» используется также для обозначения либерализации и демократизации педагогического общения, когда на смену авторитарно-командным отношениям между педагогом и учащимися приходят более мягкие (равноправные, партнёрские, демократические, человечные) отношения, когда педагогический арсенал вместо окрика, команды, наказания и т.п. наполняют более гуманные формы педагогического взаимодействия: совет, просьба, поощрение и т.п., когда традиционный фронтальный способ организации занятий замещается различными формами группового обучения и т.п.

Не отрицая важности, полезности и значимости (особенно для нашей системы образования) гуманизации, понимаемой таким образом, А.Б. Орлов глубоко убеждён, «что действительная гуманизация школы не может быть сведена лишь к изменениям содержания образования и стиля педагогического общения. Школа, в широком понимании, - это не только и не столько знания и отношения между людьми, сколько сами люди. 

Подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого студента, включенных в образовательный процесс. Гуманизация личности, становление человека в человеке – вот то непременное условие, без которого любые педагогические изыски и инновации в сфере содержания и общения будут лишь своеобразной маскировкой, камуфляжем старого педагогического мышления, тоталитарного образования [105].

На близких позициях стоит С.В. Белова. Гуманитарное образование, по её мнению, это образование, которое направлено на приобретение личностью специфического опыта быть Человеком, являющегося базовым для всех остальных видов опыта. Именно оно позволит совершить переход общества от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (А.Г. Асмолов), столь необходимой в настоящее время.

Гуманитарное образование предполагает обращенность к внутреннему человеку, к миру его ощущений, переживаний, отношений. Оно направлено на формирование и поиск каждым своего индивидуального способа познания и деятельности. При всей значимости социальных организаций и при всей мощи созданной человеком техники не они, в конечном счете, определяют судьбу человечества. Суть проблемы, которая встала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается в преодолении кризиса внутри человеческого существа. Гуманитарное образование затрагивает человека. Цель человека, а, следовательно, и его образования, состоит в понимании им своей сущности, в человеческом самораскрытии. Гуманизация личности, становление Человека в человеке – вот то непременное условие, без которого любые педагогические изыски и инновации в сфере содержания и общения будут лишь своеобразной маскировкой старого педагогического мышления, тоталитарного образования [15].

Т.О.

Т.О. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

Только личность может воспитать личность, Следовательно, самоценность личности педагога, как и личности ребенка – альфа и омега всего педагогического процесса.

Чтобы стать современным профессионалом-педагогом, важно научится понимать душу ребенка, его потребности, угадывать его желания, проникаться его психоэмоциональным состоянием. Умение понимать другого зависит от умения педагога понимать самого себя, осознавать свое «Я», принимать самого себя.

Так, перед нами встает задача – пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, формирования образа Я, повышения уровня эмоциональной культуры, культуры мышления и педагогического общения – всего того, что составляет основу профессионально-личностного роста гуманистически ориентированного педагога.

Это очень сложная задача. На протяжении долгого времени в педагогике, да и жизни утвердились определенные стереотипы, по-мнению некоторых психологов являются крайне опасными. Один из таких стереотипов – это комплекс традиционных представлений о соотношении мира взрослых и мира детства. Традиционоо считается, что мир человека – это мир взрослого человека. Мир детей является пусть важным, но все же элементом мира взрослых (взрослый воздействует – дети сырье – воспроизведение мира взрослых сего проблемами, в т.ч. духовно-нравственными)

Необходимо отходить от старых традиционных отношений между миром взрослых и миром детей:

Принципы традиционных отношений:

-Принцип субординации: мир детства – это часть мира взрослых, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям; мир детства – несамостоятельный придаток мира взрослых, его обоз, его склад заготовок, его материал.

-Принцип монологизма: мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – это мир учителей и воспитателей, мир взрослых существует, а мир детства только взрослеет, усваивая содержание мира взрослых, их взаимодействие монологично и однонаправлено а приори, содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям.

- Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы детям; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых, всегда лишь воспринимал воздействия мира взрослых, но никогда не воздействовал на него.

-Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль традиционно рассматривался как необходимый элемент процессов обучения и воспитания, обеспечивающих практически принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.

-Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых лестнице возрастов; в соответствии с данным принципом мир детства обречен на взросление, любые отклонения р/м как аномалии, прявления инфантилизма как проявления психических и физических заболеваний, нормальное взросление – рождение полноценной, т.е. социально адаптированной личности.

- Принцип деформации: мир детства всегда, так или иначе, деформирован вторжением мира взрослых. «Чистая природа мира детства» взрослым практически неизвестна, так как в любом из детских возрастов мир взрослых видит только проявления взрослости или отклонение от этих проявлений (инфантилизм, необученность, невоспитанность)

 

- Как вы думаете, а какие ценности (фактически)  господствуют в мире взрослых?

(Богатства, власть, рассудок – экономическое, политическое и интеллектуальное могущество – именно они ведут к глобальным проблемам)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.009 с.)