Исключительная экономическая зона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исключительная экономическая зона



 

Исключительная экономическая зона представляет собой находящийся за пределами территориально моря и прилегающий к нему район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны морской среды. Ширина исключительной экономической зоны не может превышать 200 миль. В этой зоне все государства – прибрежные и не имеющие выхода к морю – пользуются свободой судоходства и пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими действующими в международном морском праве видами использования моря. Свыше 100 стран установили исключительную экономическую зону шириной до 200 миль.

Прибрежное государство принимает необходимые меры, чтобы состояние живых ресурсов исключительной экономической зоны не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. С этой целью оно определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне. В ст. 62 Конвенции 1982 г. говорится, что «если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей… предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова».

Правовой режим исключительной экономической зоны РФ определен Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.

 

Открытое море

Открытое море - это те морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции 1982 г.). Открытое море находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету.

Данный принцип включает следующие свободы: 1) судоходства; 2) полетов над ним; 3) прокладки подводных кабелей и трубопроводов по его дну; 4) возведения искусственных островов и других установок; 5) рыболовства; 6) научных исследований.

Свобода судоходства тесно связана с национальностью судна. Она определяется его флагом. Условия получения права на флаг устанавливаются законами государства. При этом связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Известно, что некоторые государства за плату весьма легко предоставляют свой флаг (особенно Либерия и Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов под своим флагом. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов.

Каждое государство обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Оно также должно предпринимать все меры для обеспечения соблюдения общепринятых международных правил и практики.

Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом.

В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства. Любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказывать их. Пиратские действия, совершенные военным кораблем или воздушным судном, захваченным мятежным экипажем, приравниваются к действиям, совершенным частным судном. Во всех случаях захват осуществляется только судами, состоящими на службе правительства.

Кроме того, состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказываются необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки.

Допускается "преследование по горячим следам" в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальном море и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.

Острова имеют свое территориальное море, прилежащую зону и т. д. Скалы, непригодные для поддержания жизни человека, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа.

 

Международные проливы

В Конвенции 1982 г. говорится о международных проливах, под которыми понимаются такие естественные водные пути, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую.

Международные проливы имеют важное значение для морского судоходства. Они значительно сокращают время судов и кораблей в пути. Наиболее важными для судоходства являются такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы.

Проливы входят в состав территории припроливного государства. Однако суверенитет этого государства осуществляется с ограничениями, установленными международным правом. Они же связаны с тем, что суда и корабли, а также летательные аппараты имеют право транзитного прохода (пролета) через проливы. Проход не должен наносить ущерба прибрежным государствам. В пределах, установленных международным правом, эти государства могут принимать правила, относящиеся к транзитному проходу. Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через ТМ.

Конвенция 1982 г. не затрагивает режима проливов, установленных специальными конвенциями. К таким проливам относятся, в частности, Черноморские проливы. Их режим определен специальной Конвенцией, заключенной в 1936 г. в швейцарском городе Монтрё. Конвенция предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Для военных кораблей нечерноморских стран установлены некоторые ограничения. Через проливы могут проходить только легкие военные корабли водоизмещением до 10 тыс. т по предварительному уведомлению турецкого правительства. Общий тоннаж всего военного флота нечерноморских стран, который может одновременно находиться в состоянии транзита через проливы, ограничивается 15 тыс. т, численность одновременно проходящих кораблей – не более 9. Общий тоннаж военного флота нечерноморских стран должен быть не боле 30 тыс. т (с возможным увеличением до 45 тыс. т с ростом тоннажа военно-морских сил черноморских стран). Предельный срок пребывания кораблей нечерноморских стран в Черном море – 21 сутки. Для прохода через проливы военных кораблей черноморских стран ограничений тоннажа не предусмотрено. Подводные лодки должны проходить проливы в надводном состоянии, а линейные и другие крупнотоннажные корабли – поодиночке в сопровождении не более двух миноносцев.

Международные каналы

Международные каналы - это искусственно созданные морские пути. Правовой режим каналов, используемых для международного судоходства, обычно определяется международными соглашениями.

Построенный в 1869 г. Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, является одним из важнейших мировых морских путей. Правовой режим канала был определен Константинопольской конвенцией 1888 г., подписанной 10 государствами, в том числе Россией. Канал объявляется как в мирное, так и в военное время свободным и открытым для всех портовых и военных судов без различия флагов. Стороны договора обязуются ни в чем не нарушать свободного использования каналом и не применять к нему право блокады.

Панамский канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, начал функционировать в 1914 г. Сначала он принадлежал США. В 1977 г. Панаме удалось заключить с США договор, по которому канал с 1 января 2000 г. полностью перешел к Панаме, которая провозгласила нейтралитет канала. Это означает, что канал остается открытым для мирного и абсолютно равного прохода судов всех стран. Каждое судно при проходе через канал должно быть: 1) укомплектовано командным составом и судовой командой таким образом, чтобы обеспечить безопасность управления судном; 2) по своему оборудованию должно удовлетворять требованиям плавания через канал; 3) иметь на борту лоцмана Панамского канала.

 

9. К онтинентальный шельф

Континентальный шельф – это естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и его недра.

Согласно Конвенции 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам". Права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с 1969 г., с решения по делам о континентальном шельфе Северного моря (ФРГ - Дания, ФРГ - Нидерланды) Международный Суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, т. е. шельф делился посредине. Вместе с тем, Суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила должно применяться с учетом принципов справедливости.

Континентальный шельф РФ определен Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995 г. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Законом установлены правила разведки и разработки минеральных ресурсов, а также изучения и использования живых ресурсов. Особые права в отношении живых ресурсов предоставлены коренным малочисленным народам Севера и Дальнего Востока России, а также всему населению этих регионов, проживающему на территориях, прилегающих к морскому побережью.

Отдельные главы Закона посвящены порядку создания искусственных сооружений, прокладке подводных кабелей и трубопроводов; научным исследованиям; защите минеральных и живых ресурсов; захоронению отходов и других материалов. Установлена система платежей за пользование шельфом, а также порядок его охраны. Координация всех сил органов охраны возложена на пограничную службу. Споры между физическими и юридическими лицами относительно реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе решаются в административном порядке или в судах Российской Федерации.

10. Международный Район морского дна

 

Международный Район морского дна – это дно морей и океанов, его недра за пределами национальной юрисдикции, т.е. континентального шельфа. Огромные минеральные и живые ресурсы Района, а также технические достижения в области их использования придали особую актуальность этой проблеме. Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Ни одно государство не может претендовать на суверенные права в отношении какой-либо части Района. Никто не вправе присваивать себе какую-либо его часть. Добываемые полезные ископаемые могут отчуждаться, но с соблюдением правил, устанавливаемых Органом. Использование Района допустимо исключительно в мирных целях. Обязанность обеспечить соблюдение правового режима Района физическими и юридическими лицами возложена на государства их гражданства.

Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата. Органами Совета являются Экономическая плановая комиссия и Юридическая и техническая комиссия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.009 с.)