Тема 6. Элементы налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Элементы налогообложения



Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы налогообложения.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Указанные элементы являются основными, их определение для законодателя обязательно. Факультативным элементом выступают налоговые льготы, которые могут предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель сочтет это необходимым.

Объект налогообложения - юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Главная функция налоговой базы - выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Проще говоря, налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения.

В зависимости от измерения объекта налогообложения налоговые ставки выражаются:

в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на имущество, НДС и др.) - так называемые адвалорные ставки;

в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа (большинство акцизов, транспортный налог);

в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие (налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, некоторые акцизы, единый социальный налог).

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен:

1) самим налогоплательщиком;

2) налоговым агентом;

3) налоговым органом.

Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Подлежащая уплате сумма налога уплачивается в безналичной форме либо наличными денежными средствами. Организации осуществляют уплату налогов в безналичной форме (за редкими исключениями), переводя денежные средства со своих банковских счетов в бюджет. Физические лица уплачивают налоги, как правило, путем внесения наличных денежных средств в учреждения Сбербанка России. При отсутствии банка физическое лицо может уплачивать налог через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи (ст. 58 НК РФ).

В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового законодательства могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.

Формы налоговых льгот достаточно разнообразны:

- освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога;

- освобождение отдельных объектов от налогообложения;

- понижение налоговой ставки;

- налоговые вычеты.

Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени (далее - изменение срока уплаты налога) представляет собой перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок без применения к налогоплательщику налоговых санкций.

Порядок изменения срока уплаты налога установлен главой 9 НК РФ. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, либо ее части, а также по одному или нескольким налогам. В качестве меры обеспечения здесь может применяться залог или поручительство. Подача заявления об изменении срока уплаты налога в той или иной форме не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Изменение срока уплаты налога может осуществляться в четырех формах:

1) отсрочка,

2) рассрочка,

3) налоговый кредит,

4) инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК).

Первые три формы действуют в отношении всех налогоплательщиков и налоговых агентов, а ИНК - только в отношении налогоплательщиков-организаций.

За предоставление отсрочки, рассрочки или налогового кредита взимаются проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ для отсрочек и рассрочек, ставки рефинансирования - для налоговых кредитов. Размер процентов за предоставление ИНК определяется в договорном порядке в пределах 1/2 - 1/4 ставки рефинансирования.

В закрытый перечень оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога входит:

а) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

б) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа;

в) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога;

г) тяжелое имущественное положение физического лица, исключающее возможность единовременной уплаты налога;

д) сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Налоговый кредит - изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

причинении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа;

угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога.

Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога на срок от одного года до пяти лет, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК предоставляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

ИНК может предоставляться при наличии хотя бы одного из трех оснований:

- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Налоговое законодательство не ограничивает право контрагентов по своему усмотрению формировать цену сделки. Однако государство не может не учитывать, что договорные цены существенно влияют на размер целого ряда прямых и косвенных налогов, прежде всего тех, для которых объектом налогообложения служат выручка, доход (прибыль), стоимость реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому НК РФ предусматривает возможности налогового контроля и последующей корректировки цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Ситуация изменилась с введением в действие НК РФ, согласно ст. 40 которого для целей налогообложения принимается фактическая цена договора, то есть цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, то есть действует презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен. Это правило - частное проявление презумпции добросовестности налогоплательщика, согласно которой предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не установлено иное. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) согласно п. 13 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Для определения рыночных цен используются три метода:

- метод идентичных (однородных) товаров;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод.

Все они закреплены нормативно и должны применяться строго последовательно.

 

Контрольные вопросы:

1. Что собой представляют элементы налогообложения?

2. Какова роль объекта налогообложения и налоговой базы в процессе исчисления и уплаты налога?

3. Для чего устанавливаются налоговые льготы?

4. Каковы обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога?

5. В каком порядке предоставляются налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит?

6. Что собой представляют отсрочка и рассрочка по уплате налога?

7. В каких случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен налогоплательщиком?

8. Каким образом определяется рыночная цена товара (работы, услуги)?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.016 с.)