Тема 1. Понятие и предмет налогового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и предмет налогового права



Костанайский филиал

Кафедра права

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры права

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине Налоговое право

 

 

Костанай 2013г.

 

Конспект лекций по дисциплине Налоговое право составлен:

Райхерт Л.С., старшим преподавателем кафедры права ________________

 

Конспект лекций по дисциплине Налоговое право обсужден на заседании методической комиссии кафедры права

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________                 А.Т. Исмагулова

                                                                      

 


Тема 8. Налоговый контроль

Налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский и некоторые иные виды контроля.

Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Субъектами налогового контроля выступают государственные органы специальной компетенции. В полном объеме осуществлять налоговый контроль вправе налоговые органы. Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должна осуществляться межведомственная координация и взаимодействие.

Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

Объект налогового контроля - финансово-хозяйственная деятельность указанных лиц, так или иначе затрагивающая вопросы налогообложения, предмет - денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Согласно ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Учет организаций и физических лиц представляет собой регистрацию налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Государственный учет налогоплательщиков создает необходимые условия и предпосылки для последующего осуществления налогового контроля в различных формах.

Согласно ст. 83 НК РФ постановке на учет подлежат:

а) организации, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели, в связи с их государственной регистрацией;

б) организации, имеющие обособленные подразделения;

в) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при наличии обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;

г) налогоплательщики, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) транспортные средства.

Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения лица на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

При постановке на учет налогоплательщик получает свидетельство или уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Свидетельство выдается при постановке на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, а также в случае постановки на учет физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по месту жительства. Во всех иных случаях выдаются уведомления.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который носит строго персональный характер и не может быть повторно присвоен другому лицу. Налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

НК РФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо.

НК РФ выделяет также встречные налоговые проверки - истребование и проверку у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Она проводится в случаях, когда налоговому органу необходимо получить информацию о налогоплательщике, имеющуюся у третьих лиц. Кроме того, в ходе встречных проверок сличается налоговая и иная документация проверяемого налогоплательщика и его контрагентов.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными и повторными. По общему правилу проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается. Однако НК РФ называет два исключения из этого правила. Во-первых, когда повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Во-вторых, когда повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку первоначально.

Постановление о проведении повторной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на обстоятельства, явившиеся основаниями для повторной проверки. Отсутствие таких указаний в решении должно повлечь признание его незаконным.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.

В зависимости от метода проведения налоговые проверки могут быть документальными и фактическими. В первом случае непосредственным предметом проверки и источником получения сведений выступает бухгалтерская и налоговая документация, во втором - имущество налогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемое путем обследования, инвентаризации, экспертизы.

Традиционно налоговые проверки классифицируют на плановые и внеплановые. Как правило, налоговые органы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях ликвидации или реорганизации организации, в ходе расследования возбужденных уголовных дел, в процессе банкротства предприятий, по заданию вышестоящих налоговых органов и по другим основаниям.

При проведении контрольных мероприятий, прежде всего, в ходе налоговых проверок, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять различного рода процессуальные действия, к которым НК РФ относит:

истребование пояснений от налогоплательщика; инвентаризацию имущества;

осмотр (обследование) документов, предметов, помещений и территорий;

истребование документов; выемку предметов и документов; экспертизу; привлечение специалиста.

Для соблюдения прав и законных интересов частных лиц при осуществлении этих действий должны строго соблюдаться установленные законом правила и процедуры. В противном случае доказательства, полученные в ходе контрольных мероприятий, могут быть признаны недопустимыми.

Контрольные вопросы:

1. Что собой представляет налоговый контроль как управленческая деятельность?

2. Каковы основания для постановки на учет в налоговых органах?

3. Существуют ли различия в постановке на учет физических лиц и организаций?

4. На какие виды подразделяются налоговые проверки?

5. Какой период времени может быть охвачен налоговой проверкой?

6. Как оформляются результаты камеральной налоговой проверки?

7. В каком порядке назначается и производится выездная налоговая проверка?

8. Какие гарантии устанавливаются для налогоплательщика при проведении налоговых проверок?

9. Каковы полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля?

 

Костанайский филиал

Кафедра права

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры права

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине Налоговое право

 

 

Костанай 2013г.

 

Конспект лекций по дисциплине Налоговое право составлен:

Райхерт Л.С., старшим преподавателем кафедры права ________________

 

Конспект лекций по дисциплине Налоговое право обсужден на заседании методической комиссии кафедры права

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________                 А.Т. Исмагулова

                                                                      

 


Тема 1. Понятие и предмет налогового права

Согласно ст. 2 НК РФ предмет Налогового права включает властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. В предмете налогового права можно выделить как имущественные отношения, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, так и отношения организационные (неимущественные). Первые традиционно рассматриваются как основные, вторые - как вспомогательные, обеспечивающие возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений.

Налоговые отношения представляют собой отношения по поводу собственности. Конечной целью налогово-правового регулирования является формирование централизованных денежных фондов государства и местного самоуправления путем отчуждения принадлежащих частным лицам денежных средств для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков в денежной форме переходит в собственность государства.

Отличительной чертой налоговых отношений является атрибутивное присутствие в них властного участника, наделенного компетенцией. При этом можно выделить внутриаппаратные и внешние налоговые правоотношения. Первые опосредуют правовые взаимосвязи внутри системы публичных субъектов, вторые - между государством в лице уполномоченных органов и частными лицами. Внутриаппаратными будут, например, отношения, возникающие в сфере налогового правотворчества между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Частные субъекты в них не участвуют. Напротив, отношения по взиманию налогов носят внешний характер, поскольку всегда возникают между частными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками) и государством в лице уполномоченных органов.

Метод налогового права - это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, "что" регулируют налогово-правовые нормы, то метод "как, каким образом" - это правовое регулирование осуществляет.

Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и включают следующие признаки:

- публично-правовой характер целевых установок;

- преобладание обязывающих и запрещающих норм;

- императивный характер налогово-правового регулирования;

- атрибутивное участие компетентных представителей государства;

- сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования;

- активное использование официальных рекомендаций и казуального толкования.

 

Специфика отрасли Гражданское (частное) право Налоговое (публичное) право
Целевые установки Частные интересы Общее благо
Ведущий субъект Юридические и физические лица Государство
Статус государственных органов Юридическое лицо Властный субъект, наделенный компетенцией
Положение участников правоотношений Равноправие (формально-юридическое равенство) Властное подчинение
Характер правоотношений Горизонтальные, координационного типа Вертикальные по типу "власть - подчинение"
Метод правового регулирования Диспозитивный Императивный
Диспозиции норм Дозволения Обязанности, запреты
Характер норм Относительно определенные Абсолютно определенные
Средство правового регулирования Договор Закон, административные (односторонне властные) акты
Тип правового регулирования Общедозволительный Разрешительный для властных участников, общедозволительный для частных лиц
Возникновение, изменение и прекращение правоотношений По инициативе сторон Из прямого указания закона

В настоящее время сформировались три подхода к отраслевой природе налогового права:

1) налоговое право - правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

2) налоговое право - самостоятельная отрасль права с собственным предметом и методом, правовыми принципами, кодифицированная законодательством и другими атрибутами отрасли;

3) налоговое право - подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины возникновения налогообложения?

2. Какие этапы можно выделить в историческом развитии налогообложения?

3. Какие правоотношения составляют предмет налогового права?

4. Каковы основные признаки налоговых правоотношений?

5. Что собой представляет метод налогового права?

6. В чем выражается публично-правовая природа налогового права?

7. Является ли налоговое право самостоятельной отраслью, подотраслью или правовым институтом?

8. Как налоговое право соотносится с конституционным правом, административным правом, гражданским правом?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.032 с.)