Тема 7. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство



План лекции 7

Агропромышленный комплекс – его значение и состав. Взаимосвязь отраслей. Растениеводство России, его зависимость от природных условий. Зерновое хозяйство. Технические культуры и районы их возделывания. Русский лен – национальное богатство. Эфирно-масличные культуры и их размещение. Производство картофеля и овощей. Пригородные хозяйства.

Животноводство: основные отрасли и их распространение на территории России. Проблемы интенсификации.

Лекция 7

Зональная специализация сельскохозяйственного производства России выглядит следующим образом: в тундре и лесотундре преобладает экстенсивное оленеводство, охота и рыболовство; в таежной зоне ведущее место занимает молочное животноводство, опирающееся на корма заливных лугов; земледелие в крайне ограниченных масштабах концентрируется в отдельных очагах; в зоне смешанных лесов — льно-молочное направление хозяйства и картофелеводство; в лесостепной полосе — зерновое хозяйство с посевами в западных ее районах сахарной свеклы я картофеля; молочное и мясо-молочное скотоводство ориентируются на полевые корма; в степной зоне — зерновое хозяйство, подсолнечник, мясо-молочное скотоводство и свиноводство на полевых кормах и овцеводство.

В пределах каждой зоны вокруг крупных городов и городских агломераций сложилось пригородное сельскохозяйственное производство, ориентирующееся на снабжение горожан свежими продуктами питания (картофель, овощи, ягоды, молоко, парное мясо, яйца).

Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании земли, как главного средства производства. Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства. Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой базы. Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на развитие и размещение отдельных отраслей животноводства. Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и птицеводство ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания, выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания животных.

Контрольные вопросы:

1. Какова структурно-логическая схема АПК?

2. Возможна ли для России экспортная специализация сельского      хозяйства?

3. Какие новые сельскохозяйственные операторы сформировались в      аграрной системе?

4. Какие факторы влияют на размещение посевов тех или иных сельскохозяйственных культур и отраслей животноводства на территории России?

5. Назовите наиболее комфортные территории для размещения сельского хозяйства России.

6. Как повлияет на развитие сельского хозяйства России вступление ее в ВТО?  

Литература:

1-5, 5.2.5., 5.2.13, 5.2.19

Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.

Тема 7.1. 1 Пищевая промышленность.

План лекции 7.1.1.

Пищевая промышленность, ее состояние, причины отставания от мирового уровня и потребительского спроса. Структура пищевой промышленности, ее совершенствование. Факторы, оказывающие влияние на размещение важнейших отраслей пищевой промышленности, особенности современного размещения. Роль сельского хозяйства в развитии и размещении комплекса отраслей по производству продовольственных товаров.

Размещение комплекса важнейших отраслей по производству продовольственных товаров (мясной, сахарной, рыбной и др.). Основные районы пищевой промышленности, структура производства в каждом из них, грузопотоки пищевой продукции.  Продовольственная проблема в России.

Лекция 7.1.1.

Пищевая промышленность. Пищевая промышленность — одна из важнейших отраслей агропромышленного комплекса, в ее со­став входит свыше 20 отраслей. Пищевая промышленность отно­сится к числу отраслей, обслуживающих население, от уровня ее развития зависит удовлетворение потребительского спроса. Наиболее характерная черта размещения этой отрасли — повсе­местность, что объясняется ее ориентацией как на потребителя, так и на самое разнообразное сырье. Всегда ориентированы на источники сырья сахарная, спиртовая, маслодельная, молочно-консервная и другие отрасли с высоким удельным расходом сырья; в районах потребления размещены хлебопекарная, пиво­варенная, кондитерская, макаронная, молочная и др. Есть от­расли, где стадии технологического процесса территориально расчленены (табачная, чайная, винодельческая). Первичная об­работка сельскохозяйственного сырья размещается ближе к его источникам, а производство готовой продукции — ближе к по­требителю.
В 1990-е годы пищевая промышленность России оказалась одной из наиболее благополучных отраслей. Доля отрасли в общероссийском промышленном производстве неуклонно росла и в 2002 г. составила 15,8%. В 1990-х годах в структуре пищевой промышленности существенно увеличилась доля малых предпри­ятий, она стала носить еще более повсеместный характер. Тем не менее можно выделить регионы, специализирующиеся на пище­вой продукции. Например, в Краснодарском крае к отраслям специализации относится производство сахара, мяса, раститель­ного масла, плодоовощных консервов и др. В целом на пище­вой промышленности специализируются Южный, Центральный и Приволжский федеральные округа. В Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах важная отрасль — рыб­ная промышленность. Подавляющая часть мощностей рыбной промышленности приходится на Приморский край, Сахалинскую, Камчатскую, Мурманскую, Архангельскую и Калининградскую области.
Значение пищевой промышленности для ТОН особенно вели­ко в районах сельскохозяйственного производства. Крупные мя­сокомбинаты, сахарные заводы и другие предприятия зачастую выполняют градообразующую роль. В районах промышленной концентрации предприятия пищевой промышленности дают ра­боту вторым членам семьи. Состав отраслей: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность. В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам: 1. растительное сырье, 2. животного происхождения, 3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная). Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1: 1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная, пивобезалкогольная); 2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная); 3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая); 4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная) 5. производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных вод).

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте состав пищевой промышленности РФ и основные районы размещения предприятий отрасли.

2. Каковы основные проблемы обрушившееся на эту отрасль в связи с экономическим кризисом в России?

3. Назовите факторы размещения пищевой промышленности Р.Ф.

4. Может ли продукция пищевой промышленности выдержать конкуренция с продукцией из-за рубежа?

Литература:

1-5, 5.2.5, 5.2.13, 5.2.19

 Тема 7.1.2 Легкая промышленность.

План лекции 7.1.2.

 Легкая промышленность, ее состав, сырьевая база, особенности размещения, уровень развития. Текстильная промышленность, ее современное состояние. Трикотажная и швейная промышленность. Кожевенно-обувная промышленность: сырьевая база, размещение, современное состояние. Экономические и социальные проблемы отраслей.

Машиностроение для АПК. Современные требования к машинам: надежность, низкая энергоемкость, малогабаритность, разнообразие.

Лекция 7.1.2.

Легкая промышленность. Предприятия легкой промышленно­сти расположены повсеместно. Отрасль в значительной мере яв­ляется трудозамещаюшей: в центрах тяжелой промышленности она дает работу вторым членам семьи. Для легкой промышлен­ности характерна низкая мобильность рабочей силы из-за кон­центрации отрасли в отдельных регионах. Многие регионы Рос­сии почти полностью зависимы от ввоза продукции легкой про­мышленности из других регионов, не используют внутренние возможности. Причем ввоз соответствующей продукции зачастую не покрывает потребностей, что ведет к накапливанию отложен­ного спроса. Отсюда одна из важнейших задач — развитие мест­ной промышленности, производящей товары народного потреб­ления, в том числе легкой.
В легкой промышленности России наблюдалось постоянное увеличение концентрации производства, выразившееся в преоб­ладании крупных предприятий, «вымывании» мелких. Концен­трация тесно связана с комбинированием производства, наиболее характерным для предприятий текстильной, обувной и кожевен­ной промышленности. Концентрация до определенных пределов позволяет увеличить масштабы производства, повысить произво­дительность труда, снизить себестоимость единицы продукции, усовершенствовать орудия труда. Однако специфика легкой про­мышленности такова, что менее крупные предприятия могут бо­лее гибко реагировать на изменение спроса на продукцию, учиты­вать рыночную конъюнктуру. Не случайно в наиболее развитых странах в этой отрасли преобладают мелкие предприятия.
Для легкой промышленности характерна менее выраженная по сравнению с другими отраслями территориальная специализация, так как практически в каждом регионе имеются те или иные ее предприятия. Однако в России можно выделить специализи­рованные узлы и районы, особенно в текстильной промышлен­ности, выпускающие определенный ассортимент продукции. Например, Ивановская и Тверская области специализируются на выпуске хлопчатобумажных изделий. Центральный федеральный округ специализируется на производстве продукции всех отрас­лей текстильной промышленности. Но чаще всего подотрасли легкой промышленности являются дополняющими хозяйствен­ный комплекс регионов, обеспечивающими только внутренние потребности регионов.
В 1990-е годы возросла роль Московского региона в легкой промышленности страны. Это объясняется более эффективной работой предприятий, а также более высоким платежеспособным спросом на продукцию отрасли в столице. Но эти предприятия широко используют вахтовый метод работы, привлекая производ­ственно-технический персонал из других областей (например, Ивановской, Владимирской и др.), что связано с низким уров­нем оплаты труда. Ведущим в размещении является фактор тру­довых ресурсов, предусматривающий их значительные размеры и квалификацию, так как все отрасли легкой промышленности трудоемки. Исторически сложилось так, что в отраслях легкой промышленности используется преимущественно женский труд, поэтому необходимо учитывать возможность использования в регионах и женского, и мужского труда (т.е. развивать легкую промышленность в районах сосредоточения тяжелой индустрии, создавать соответствующие производства в регионах концентра­ции легкой промышленности).
Наиболее высокий уровень территориальной концентрации сложился в текстильной промышленности. Подавляющую часть хлопчатобумажных тканей выпускает Центральный феде­ральный округ (свыше 90% российского производства). Особен­но выделяются Ивановская, Московская, Владимирская области и Москва. Территориальная организация населения в регионах развитой текстильной промышленности характеризуется высокой долей малых и средних городов, где текстильные комбинаты вы­полняют градообразующую функцию. Другая особенность — размещение предприятий в крупных многофункциональных цент­рах.
Швейная промышленность размещена более равномерно по территории страны, чем текстильная. Ее предприятия имеются практически в каждом регионе и обеспечивают преимуществен­но внутренние потребности. Основной фактор размещения — потребительский, так как экономически выгоднее перевозить ткани, чем готовые изделия. Предприятия по производству гото­вой одежды обычно сосредоточены в крупных промышленных центрах. В последние годы отечественная швейная промышлен­ность довольно успешно сотрудничает с зарубежными странами, используя форму международной кооперации, т.е. размещение заказов на российских предприятиях на производство одежды по моделям и из материалов зарубежных стран. Иностранных про­изводителей привлекают в России высокий уровень профессио­нальной подготовки рабочих при низкой стоимости труда, высо­кий уровень технологии, территориальная близость к западному рынку.
В кожевенно-обувной промышленности лидируют Цент­ральный и Северо-Западный федеральные округа, где находятся наиболее крупные предприятия по производству обуви и изделий из кожи. Основные центры — Москва и Санкт-Петербург. Обув­ное производство — массовое, многономенклатурное, с быстрой сменой ассортимента, ориентированное на массового потреби­теля, характеризуется относительно высоким уровнем концен­трации и специализации. Другая отличительная особенность — повышенная трудоемкость и материалоемкость.
В целом перед легкой промышленностью России стоит задача не столько увеличения объема производства, сколько сохране­ния промышленного потенциала и квалифицированных кадров, внедрения достижений научно-технического прогресса, новых технологий. Развитие легкой промышленности (в первую очередь трикотажной, обувной, швейной) предполагается прежде всего ввосточных районах, при этом удельный вес Центрального и Северо-Западного округов в объеме производства несколько сни­зится. В Сибири и на Дальнем Востоке далеко не полно исполь­зуются внутренние резервы развития соответствующих произ­водств, необходимых для обеспечения комплексности хозяйства этих регионов. Важная проблема — отсутствие развитой торговой инфраструктуры, недостаток информации по рынкам сбыта.
Основным методом получения сырья и материалов для подав­ляющего большинства предприятий легкой промышленности являются прямые связи, некоторые предприятия применяют бартер.
Переход к рыночной экономике требует отказа от сложившей­ся подотраслевой структуры легкой промышленности, в которую необходимо включить сеть оптовых торгово-снабженческих пред­приятий, коммерческих центров, оптовых фирм, торговых до­мов, товарных и фондовых бирж, отраслевой коммерческий банк. Велика роль рекламы. В настоящее время из-за отсутствия или слабости маркетинговых служб и дилерских сетей, практически полного отсутствия рекламы многие предприятия не могут обес­печить реализацию даже тех изделий, которые по своим каче­ствам способны конкурировать с зарубежными товарами. Созда­ние отраслевых ассоциаций и синдикатов — добровольных пае­вых объединений для сбыта продукции и снабжения сырьем позволит предварительно (за год), заказывать хлопок, кожу, шерсть и пр. Например, концерн «Ростекстиль», объединяющий 400 пред­приятий, и Московская палата хлопка создают, сквозные технологические цепочки и вкладывают средства в развитие производ­ства шерстяного волокна, пряжи и хлопка в Астраханской облас­ти, Калмыкии, Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях.

 

Контрольные вопросы:

5. Охарактеризуйте состав легкой промышленности РФ и основные районы размещения предприятий отрасли.

6. Каковы основные проблемы обрушившееся на эту отрасль в связи с экономическим кризисом в России?

7. Назовите факторы размещения предприятий легкой промышленности Р.Ф.

8. Может ли продукция легкой промышленности России выдержать

конкуренцию с товарами из-за рубежа. Аргументы за и против.

Литература:

1-5, 5.2.5, 5.2.13, 5.2.19


Тема 8. Транспортный комплекс России

План лекции 8

Роль транспорта в межрайонных и международных связях России. Структура транспортного комплекса.

Преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Железнодорожный транспорт, его ведущая роль в единой транспортной системе страны. Различия в характере железнодорожной сети в европейской части и в восточных районах России. Основные железнодорожные магистрали.

Возрастающая роль трубопроводного транспорта, его международное значение. Основные направления потоков нефти и газа.

Значение морского транспорта во внешнеторговых перевозках, его роль в северных и восточных районах страны.

Особенности размещения автомобильного транспорта, его особая роль.

Речной транспорт. Роль речного транспорта в восточных районах страны.

Воздушный транспорт как преимущественно пассажирский. Особая структура грузоперевозок воздушного транспорта.

Лекция 8

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Водный и автотранспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях.

Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире.

Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта обусловлены не высоким уровнем экономического развития страны, а одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. тонно-км — был достигнут в 1990 г. Затем по мере развития и углубления социально-экономического кризиса и в связи с быстрым падением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства он стал стремительно сокращаться.

Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся социально-экономическим положением, характеризующимся спадом производства, снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств. В условиях либерализации тарифов и падения спроса на перевозки появились свободные перевозные возможности, возникает рыночная конкуренция на всех видах транспорта и между ними. Наиболее ярко это выразилось в увеличении роли трубопроводного транспорта в суммарном грузообороте страны. Сегодня он, оттеснив железнодорожный на вторые роли, занимает лидирующие позиции в перевозках грузов в России на дальние расстояния.

Важнейшие тенденции функционирования транспортного процесса, наметившиеся в 90-е гг., сводятся к устойчивому сокращению неплатежеспособного спроса на перевозки, а также к снижению перевозок пассажиров всеми видами транспорта.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды транспорта получили наибольшее распространение в России?

2. Сравните объем грузов перевозимых разными видами транспорта в нашей стране.

3. Какие крупные порты остались в России после распада СССР?

4. Чем объясняется отсутствие в восточной экономической зоне железных дорог?

5. Каковы специфические черты транспорта?

6. Какова классификация транспортной системы?

7. Каковы перспективы развития железнодорожного транспорта в России?

8. Каковы перспективы развития электронного транспорта в России?

Литература:

1-5, 5.2.5, 5.2.13., 5.2.14,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.046 с.)