Тема 5. Формирование производственной программы и методы ее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Формирование производственной программы и методы ее



         оптимизации

Производственная программа предприятия (объединения) представляет собой систему плановых заданий по выпуску про­дукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребности народного хозяйства.

Разработка производственной программы начинается обычно с определения наименований и количества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, услуги промышленного характера и т. п.), которые нужны народному хозяйству и индивидуальным потребителям. Это предрешает необходимость начинать составление производственной программы с расчета номенклатуры, количества объема реализуемой продукции.

В плане реализации продукции предприятия (объединения) устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой про­екции, а также сумма выручки и прибыли от реализации про­дукции.

План реализации продукции разрабатывается в натуральном и ценностном выражении.

При организации и планировании реализации продукции исходят прежде всего из потребности в продукции, являющейся предметом специализации предприятия. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления определяется необходимость в расширении или реконструкции предприятия и возможные масштабы производства и реализации продукции.

В процессе составления перспективного плана реализации выявляются факторы, влияющие на потребность народного хозяйства в продукции, прогнозируется освоение новых изделий и выявляется динамика потребности по годам перспективного плана.

Какими же методами определяется потребность народного хозяйства в продукции предприятия (объединения)?

Выявление потребности в продукции

Часто с этой целью используются заявки потребителей, на базе которых формируется так называемый портфель заказов. Естественно, что эти заявки создают известный ориентир для организа­ции производства продукции. Однако этот ориентир пригоден, главным образом, при разработке текущих планов реализации продукции. При составлении перспективных планов он явно недо­статочен, так как в течение нескольких предстоящих лет появятся новые потребители, которые в данное время еще не вошли в строй действующих и не могут представить свои заявки. Кроме того, у потребителей меняется номенклатура продукции, состав потреб­ляемого сырья и техники. Все это предопределить на много лет вперед трудно. Поэтому выявление потребности осуществля­ется различными методами

Для разработки плана реализации важно не только изучение перспектив развития отрасли-потребителя, но и исследования в ряде смежных отраслей, которые могут производить родствен­ные по потребительским свойствам виды продукции.

В отраслях, производящих продовольственные товары, ориен­ти­руются на научно обоснованные нормы питания. В системе торговли используется техника, которая позволяет в момент по­купки продукции потребителем фиксировать факт покупки и автоматически передавать информацию о ней в вычислитель­ные центры, где на этой основе устанавливается тенденция спроса.

Применяют также систему анкетных обследований, устных опросов потребителей, беседы с продавцами, а в настоящее время используют и методы математического моделирования, выявления корреляционной зависимости и другие экономико-математические и статистические методы.

Большое влияние на объем потребностей в товарах и на перспективы роста их производства оказывает качество продукции. Проблема качества рассматривается в современных условиях как одна из центральных проблем, на решение которой направляется максимум усилий. Сопоставление потребительских свойств това­ров с мировым уровнем стало в настоящее время жизненной необходимостью, реальностью, без решения которой невозможен выход на внешний рынок, а также удовлетворение потребностей всего народного хозяйства.

Важнейшим фактором, определяющим уровень потребности в продукции, является развитие производства.

Задача производственных организаций – оказывать влияние на спрос, формировать его с учетом возможностей самого произ­водства. Такими возможностями является, во-первых, внедрение новых видов материалов, создаваемых в результате научно-техни­ческого прогресса. Во-вторых, новые технологические процессы, которые дают возможность осваивать новые виды продукции и повышать потребительные свойства ранее выпускавшихся. В-треть­их, производитель товаров воздействует на их потребление созда­нием системы поощрительных цен, которые заинтересовывают потребителя, увеличивают масштабы потребления и производства и на этой основе повышают его рентабельность.

Оптимизация производственной программы

Работа по составлению плана производства предприятия нуж­дается в дальнейшем совершенствовании на основе применения экономико-математических методов. Одним из них является ма­тричное моделирование плана. Применяются и другие методы оптимизации плана производства продукции.

При оптимизации производственной программы самостоя­тельного предприятия задача состоит в том, чтобы исходя из определенных ресурсов оборудования, рабочей силы, материалов, с учетом реальных условий и ограничений, заказов и требований на продукцию определить производственную программу и реализовать ее с наилучшими результатами.

Модель разработки производственной программы промышленного предприятия чаще всего формируется в виде общей задач линейного программирования или ее модификации. При этом исходят из предпосылки, что оптимизируемая система представляет собой совокупность различных производственных способов. Каждый производственный способ характеризуется строго определенным выбором ресурсов, которые выпускаются и потребляются в заданных количествах.

Обозначим: I – индекс ресурса,

i = 1, 2, 3,…, m; r – индекс производственного способа,

r = 1, 2, 3,.., R;

 – норма участия ресурса i в способе r на единицу его интенсивности;

Bi 1 – объем производства или потребления ресурса I в рассматриваемой экономической системе;

– прибыль, получаемая при работе по способу r на единицу интенсивности его применения; Bi – объем производства.

Тогда модель формирования производственной программы промышленного предприятия, максимизирующая прибыль, запишется в виде:

                          (i=1, 2, 3,…,m);          (1)

;                                             (2)

                    (r=1, 2, 3,….R);           (3)

                                                                     (4)

 

Ограничение по формуле (1) означает директивность задания по номенклатуре и объему выпуска основных видов продукции, по формуле (2) – показывает лимиты по основным ресурсам. Одним из таких ограничений могут явиться поставки комплектующих изделий, а также заготовок и деталей по кооперации. Однако окончательная увязка оптимального плана с воз­можными кооперированными поставками производится в процес­се анализа ряда вариантов.

В приведенной модели критерием оптимальности производственной программы принята прибыль. В практических задачах очень часто в качестве критерия оптимальности принимается максимум объема валовой продукции, максимум фондоотдачи, минимум трудозатрат и т. д.,
в зависимости от задач, стоящих перед отраслью и сложившихся производственных условий на предприятиях.

Выбор оптимальной производственной программы произво­дится методом анализа ряда вариантов путем последовательного ввода в расчеты разных ограничений.

При оптимизации производственной программы производится выбор такой производственной программы, при кото­рой каждое предприятие использовалось бы для выпуска таких изделий, которые на нем целесообразнее всего изготовлять, в результате чего либо общий эффект достигает максимума, либо общие затраты становятся минимальными. Этот математический подход исключает волевые решения и позволяет осуществить научно обоснованное распределение производственной программы между предприятиями.

Можно охарактеризовать оптимальный план и с точки зрения затрат на его реализацию. Как правило, все затраты на выпуск продукции состоят из двух частей: затрат, не зависящих от того, где выпускается данный продукт (материальные затраты), и затрат, не зависящих от ряда производимой продукции. Раз это так, то даже без всяких формул ясно, что оптимальный план дает минимально возможные затраты на весь комплексный выпуск про­дукции. Ведь согласно оптимальному плану за данный период производится наибольшее число комплектов, и, значит, по любому другому плану для выполнения того же числа комплектов потре­буется больший срок. А это приведет к тому, что часть затрат, связанных с работой предприятий, возрастет, материальные зат­раты, по крайней мере, не уменьшатся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.007 с.)