Психогигиена при оказании медицинской помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогигиена при оказании медицинской помощи



Психогигиена в медицине берет свое начало из психиатрии. Как самостоятельное понятие оформилась в XIX веке благодаря активной деятельности К.Бирса, который, будучи в течение многих лет пациентом одной из американских психиатрических клиник, написал книгу «Душа, которая нашлась вновь». В ней он изложил недостатки поведения врачей и обслуживающего персонала по отношению к больным. В 1948 г. создана Всемирная организация психического здоровья, основной задачей которой является разработка концепции психического здоровья и мер по его сохранению.

Что же касается других отраслей медицины, то внимание, уделяемое ими сохранению психического здоровья пациентов, предупреждению психогенных расстройств и психосоматических заболеваний, по-прежнему оставляет желать лучшего. То же самое можно сказать и о психическом здоровье самих врачей, работа которых нередко протекает в условиях психологического стресса.

Психогигиена больного

Соблюдение психогигиенических требований обязательно во всех звеньях и на всех этапах медицинской помощи.

Уже сама атмосфера медицинского учреждения должна благоприятствовать более быстрому выздоровлению. Безусловно, казенная обстановка, являющаяся результатом недостаточной материальной обеспеченности медицины, серые обшарпанные стены, плохо вымытый пол, тяжелый запах, давно не стиранные медицинские халаты не могут не вызывать определенного эмоционального угнетения у пациента.

Пребывание человека в медучреждении не должно походить на заключение, когда препятствуют свободному перемещению пациентов в пределах отделения (просто потому, что это раздражает медперсонал), без необходимости ограничивают посещения их родными и друзьями, просмотр телепередач и т.д. Медицинский персонал при этом выступает не в роли верных помощников врача, заботящихся чтобы больной скорее выздоровел, а в роли бездушных привратников и распорядителей. Безусловно, медицинский персонал должен обеспечивать порядок в работе отделения, но при этом не должен относиться к пациентам высокомерно-снисходительно.

Иногда пациент, испытывающий выраженные болевые ощущения или тревогу и страх, не может четко изложить свои жалобы, что вызывает раздражение врача и затрудняет его общение с больным. Ригидная личностная установка врача, нежелание полностью и внимательно выслушать жалобы пациента, отсутствие эмоциональной реакции и, тем более, неуважительные высказывания в адрес больного способствуют дополнительной травматизации последнего.

Успешность лечения в значительной мере зависит от отношения самого больного как к конкретному врачу, данному медицинскому учреждению, так и к медицине в целом, а также от его стремления к выздоровлению. В этом плане важную роль играет прошлый опыт пациента, его личностная установка по отношению к медицинским работникам. К сожалению, иногда сам врач сознательно или неосознанно запугивает даже взрослых пациентов, допуская высказывания, имеющие элементы суггестии: «Почему так поздно обратились? Разве можно так запускать болезнь?!» и т.п. Страх и тревогу вызывает очевидное нежелание врача предоставить пациенту информацию

о состоянии его здоровья.

Значительное влияние (причем не всегда позитивное) на психическое состояние пациентов оказывает обсуждение врачами клинико-диагностических особенностей заболевания во время обходов, клинических разборов и консультаций. Надо помнить, что больной придает значение не только содержанию высказываний участников консилиума, но и психологическим нюансам их поведения. Использование специфических терминов, не понятных больному, без последующего объяснения их сути в доступной для него форме может привести к возникновению различных симптомов ятрогенной природы.

Наконец, важным звеном психогигиенических мероприятий, влияющих на эффективность помощи больному, является преодоление отчужденности и механистичности манипуляций, проводимых с диагностической и лечебной целями. Особенно это касается инструментальных методов, когда сложная аппаратура вызывает у пациента смешанное чувство почтения и страха. Если при проведении исследования или лечебной процедуры специалист сосредоточен лишь на аппаратуре и важных параметрах, забывая при этом, что перед ним конкретный человек со своими мыслями и чувствами, у пациента возникает тяжелое ощущение отчужденности, он начинает осознавать себя отвлеченным, как бы неодушевленным, объектом манипуляций. Поэтому важно, чтобы необходимая сосредоточенность на исследовании сочеталась с сопереживанием пациенту, уважением к его личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.004 с.)