Психогигиена юношеского возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогигиена юношеского возраста



Юношеский возраст разными исследователями не всегда четко отграничивается от подросткового (отроческого), однако каждый из них имеет ряд существенных особенностей, в связи с чем, с позиций психогигиены, целесообразно их отдельное рассмотрение.

Первое отличие юношеского возраста (17—21 год) от подросткового заключается в том, что юношество — это прежде всего период формирования самосознания и общественного сознания, понимания, что любой элемент деятельности индивидуума, любое его качество не является только уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а во многом зависят от общественной принадлежности, коллективной деятельности.

Другое отличие состоит в том, что в этот период человек выходит на арену самостоятельной жизни и самостоятельной деятельности. Он приобретает права гражданства, качества полноправного члена общества, начинает дистанцироваться от семьи, сложившихся в ней традиций и формировать собственное мировоззрение, представления о семье, а позднее заводит и саму семью. Все эти особенности юности и возможные в связи с этим проблемы накладывают серьезный отпечаток на формирующуюся личность, которая нередко нуждается в целенаправленной поддержке, корректировке для сохранения и упрочения гармоничных качеств.

Именно в этот период складываются жизненные навыки, среди которых важнейшими являются:

• умение критически мыслить, самостоятельно решать проблемы;

• способность принимать ответственные решения;

• уверенность в себе, эффективное взаимодействие с окружающими;

• способность управлять своими эмоциями;

• способность избегать неоправданного риска;

• выбор друзей и построение позитивных отношений с людьми;

• осознание негативных влияний и давления со стороны других людей и способность сопротивляться им;

• укрепление связей с семьей и другими значимыми взрослыми.

Формирование жизненных навыков происходит под влиянием семьи, педагогов, других авторитетных личностей, художественной литературы и др. Помочь формированию необходимых жизненных психологических навыков и преодолению возникающих психологических трудностей могут психологическое консультирование и психотерапевтическая помощь.

Своевременно сложившиеся жизненные навыки помогают с наименьшими потерями переносить трудности, связанные с резким изменением привычного стереотипа (уход от родителей, служба в армии, учеба в другом городе и др.), способствуют адаптации к новым условиям. Психологические срывы, нарушение адаптации в таких случаях чаще всего происходят у тех, кто дома воспитывался в «оранжерейных» условиях, при излишней опеке и подавлении самостоятельности. При лишении «родительских тормозов», гиперопеки обнаруживается отсутствие навыков самостоятельного поведения и саморегулирования.

Трудно согласиться с Фрейдом, утверждавшим, что сексуальная жизнь, либидо являются главным стимулом человеческой деятельности, определяющим психический склад, интересы, жизненные цели личности. Вместе с тем было бы неправильно недооценивать этот фактор. Жизнь показывает, насколько многообразны коллизии между людьми, возникающие на почве полового чувства и половых отношений. Это особенно ярко проявляется в поздний период юношества и в последующие годы. В этой связи выделение психогигиены половой жизни в самостоятельный раздел не только оправдано, но и необходимо. Разработка некоторых правил добрачных и семейно-брачных сексуальных отношений направлена на предупреждение невротических расстройств и аномалий личности, связанных с дисгармонией в половой сфере, сексуальными нарушениями. Появление нового направления «психогигиена любви и интимно-брачных отношений», получившего развитие в последние годы, обусловлено массовым распадом семей, разрушением традиционных норм половых отношений, ростом венерических заболеваний.

Создание семьи может служить для юноши или девушки как источником счастья, так и серьезным испытанием. Особенно сложным является первый год семейной жизни, когда вырабатывается модус взаимоотношений с психологически разными индивидуумами, проходит испытание бытовыми трудностями. Часто возникает конфликт между ожидаемым, идеальным и реальным. Труднее проходит адаптация в тех семьях, где идет борьба за лидерство, нежелание идти на уступки друг другу, стремление перевоспитать своего супруга. Сложности возникают у социально незрелых, инфантильных личностей, имеющих неправильное представление о браке как источнике только радостей без обязанностей и трудностей.

Рождение ребенка обычно является радостным событием в семье. Однако и здесь могут возникать психологические сложности. У молодой матери на фоне астенизации, связанной с недосыпанием, естественной усталостью в связи уходом за ребенком, может развиться страх, что она не справится со своими обязанностями. Встречаются и депрессивные нарушения, особенно если муж мало помогает жене, недостаточно заботлив. Внимание молодой матери, естественно, полностью занято младенцем, и на мужа не остается ни сил, ни времени. У некоторых молодых отцов возникает ревность к ребенку, который забирает все внимание и любовь супруги, создавая ощущение у мужа, что «он лишний».

Помогают преодолеть возникающие психологические трудности у молодых супругов советы и реальная помощь родителей, старших товарищей, друзей. Призваны оказывать подобную помощь и создаваемые в некоторых городах службы молодой семьи, в которых работают опытные психологи и психотерапевты.

 

Психогигиена зрелого возраста

Наиболее значимыми сторонами жизни, способными стать источником личностных переживаний и вызвать психологический срыв или более серьезные психические нарушения, в зрелом возрасте являются профессиональная деятельность, семья, бытовые отношения.

Психогигиена профессиональной деятельности. Начало систематической трудовой деятельности, особенно современные формы труда, связанные с длительным психофизическим напряжением, освоением и использованием сложных технических устройств, могут порождать разнообразные психологические проблемы, способные оказывать негативное влияние на психику. Среди факторов профессиональной деятельности, независимо от профессии, которые могут приводить к эмоциональной нестабильности, стрессу и связанной с ними дезадаптации, выделяют:

• перегруженность работой;

• радикальные изменения должностных обязанностей или условий труда;

• процесс вхождения в новую должность;

• повышенную ответственность за принятие решений;

• дефицит времени;

■ недостаток полномочий для принятия решений;

• возможная опасность работы для жизни и здоровья сотрудника;

•угроза личностному и профессиональному авторитету;

• необходимость часто идти на компромисс во имя карьеры;

•неудовлетворительные деловые отношения с руководством,      

подчиненными, коллегами;

• недостаток информации об оценке руководителями труда работника;

• неопределенность должностных задач и обязанностей;

• неопределенность должностного роста, отсутствие возможности роста.

• ограничение профессиональной активности, отсутствие свободы для творчества;

• отсутствие удовлетворенности результатами профессиональной деятельности, в том числе с материальной точки зрения (низкая заработная плата) и др.

Учитывая чрезвычайно высокую специализацию форм трудовой деятельности, в рамках психогигиены труда выделены следующие разделы: психогигиена инженерная, военная, авиационная, космическая и др., занимающиеся конкретными проблемами, связанными со спецификой каждой профессии.

Несмотря на повсеместное внедрение в современное производство средств механизации и автоматизации, по-прежнему актуальным остается разграничение психогигиены физического труда, умственного труда и творческой деятельности. Безусловно, творчество может быть присуще и физическому, и умственному труду, но его удельный вес в этих видах труда часто остается невысоким, так как внедряемые системы автоматических линий, компьютерного управления и др. ограничивают возможности самостоятельного, творческого подхода к профессиональным обязанностям. Именно поэтому психогигиена труда должна сохранять дифференцированный подход к разработке мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья при разных формах физического, умственного и творческого труда.

К сожалению, социально-экономические и политические условия не всегда способствуют гармоничной жизни человека в обществе, а часто даже являются причиной стрессов. В результате наблюдаются высокий уровень невротизации населения, большое число самоубийств, случаев немотивированной агрессии, психосоматических заболеваний, называемых «болезнями цивилизации». Возникающая дезадаптация человека в современном обществе нередко служит причиной употребления им алкоголя и других психоактивных средств, о чем свидетельствует рост алкоголизма и наркоманий.

Предупредить возникновение дезадаптации человека в современном мире и ее последствия может только комплекс политических, социальных и медико-психологических мер. Помимо изменения внешних условий, важно научить человека методам саморегуляции, позволяющим снимать психофизическое напряжение, восстанавливать нарушенные межличностные отношения.

Психогигиена семьи — один из важнейших разделов психогигиены, занимающийся разработкой и регламентацией мероприятий, упорядочивающих жизнь семьи и создающих благоприятные условия для оздоровления и совершенствования психической индивидуальности каждого ее члена. Психогигиена семьи, помимо отношений в интимной сфере, охватывает психологические нюансы супружеских отношений, вопросы гармоничного брака, предупреждения семейных конфликтов и возможного распада семьи.

Семья представляет собой ячейку общества, имеющую свойственные только ей особенности. Это обусловлено многогранными взаимоотношениями мужа и жены, кровными родственными связями внутри семьи, отношениями между родителями и детьми. Особенности семьи как коллектива определяются также единством жилья, быта, своеобразием индивидуальной собственности на предметы домашнего обихода и др.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия значительно увеличилось число разводов, что неудачный брак играет большую роль в развитии алкоголизма, преступности. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях (одним родителем), оказываются в сложной ситуации, которая часто отрицательно сказывается на их формирующейся психике. Пограничные формы психической патологии в неполных семьях возникают значительно чаще, чем в полноценных, благополучных семьях.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость правильной подготовки к браку, создания условий для гармоничных браков, разработки системы мероприятий, направленных на упрочение, совершенствование семейных отношений. Причинами распада семьи часто являются несовместимость или конфликты в сфере сексуальных отношений. В частности нередко отрицательно сказывается на семейных отношениях изменение полового чувства и сексуальной жизни, связанное с климаксом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.017 с.)