Тема: ведущие факторы национального воспитания в РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: ведущие факторы национального воспитания в РК



Цель: раскрыть сущность межкультурного диалога в условиях глоболизации, ознакомить с культурным наследием народа Казахстана, пояснить основные ценностные ориентации современной молодежи. 

 

План

1. Глобализация как фактор, влияющий на межкультурный диалог
народов Казахстана, и национальное воспитание.

2. Культурное наследие народа Казахстана и его роль в национальном воспитании молодежи.

3. Ценностные ориентации современной молодежи. Молодежная политика в РК.

4. Молодежная субкультура. Молодежные организации в РК.

 

1. Глобализация как фактор, влияющий на межкультурный диалог народов Казахстана, и национальное воспитание. В истории человечества всегда имели место взаимовлияния, взаимосвязи и взаимодействия между культурами различных стран мира. В начале третьего тысячелетия эти взаимовлияния усилились благодаря явлениям глобального характера. Глобальными явлениями, по мнению В.С. Кукушина, можно рассматривать достижения, открытия, изобретения, которые теряют свою «территориальную» принадлежность, т.е. локальность, и становятся достоянием всего человечества.

Глобализационные процессы нарастают в связи с новыми экономическими формами международного сотрудничества, усилением информационных потоков, потребностью к усвоению опыта иных культур, тягой к новизне и переменам.

В настоящее время с ускоренными темпами развития информационных технологий возросла возможность людей устанавливать контакты, получать необходимую информацию, не переходя за пределы территориальной принадлежности. Многими исследователями отмечается уплотнение и сжатие временного пространства. То есть если раньше человек мог общаться с людьми из других стран только с помощью писем, телеграмм и т.д. то в настоящее время общение людей не ограничивается ни временем, ни расстоянием. Современному человеку благодаря развитию электронной техники и телекоммуникационных сетей в режиме on - line открываются большие возможности общения  с людьми из любой точки земного шара. То есть глобализационные процессы ставят каждого человека в такую позицию, когда он чувствует себя частицей мирового сообщества.

Что такое глобализация? Как она влияет на развитие каждой страны и человечества в целом? Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р.Робертсона, который в 1985 году дает свое толкование этому феномену. С середины ХХ века различные аспекты этого феномена изучались такими исследователями как Д.Белл, П.Дракер, Л.Туроу, И.Уоллерстаун, М.Арчер, Р.Робертсон, М.Фезерстаун, Б.Тернер и др.

В переводе с английского языка слово «глобализация» означает всемирное, общее, целостное, всеобъемлющее и т.д. Глобализация понимается и как интеграция во всемирное пространство и как интеграция полиэтнических сообществ в общемировые отношения. Такая масштабность данного феномена показывает его многогранность, сложность и многоаспектность. Итак, глобализация - это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах.

В исследовании этого феномена встречаются различные мнения и толкования в сторону усиления и позитивных, и негативных его сторон. Многие исследователи рассматривают глобализацию как объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных культур или цивилизаций в целом.

Причину распространения глобализационных процессов можно связать с тем, что многие  проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне одной культуры, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения таких проблем в соотнесенности и сравнении с мировыми процессами.

 С течением времени глобализациионные процессы усиливают экономические, политические, идеологические, культурные связи между различными странами и группами стран. Большое разнообразие этих взаимодействий позволяет рассматривать такие основные аспекты глобализации как:

- экономическая глобализация;

- политическая глобализация;

- культурная глобализация.

Последний из этих аспектов является базовым для всех других, так как именно благодаря культуре международного сотрудничества становятся возможными формирование рыночных механизмов в экономике, осуществление политических связей между государствами. Сегодня трудно представить себе государства изолированного от глобализационных процессов, так как его развитие и процветание связано с уровнем духовного и культурного развития, экономики, науки и техники сотрудничающих с ними стран. 

И это означает, что глобализацию надо рассматривать как взаимопроникновение и единение различных национальных, религиозных, политических интересов, интеграцию различных культур и цивилизаций. В развитии глобализационных процессов важную роль играет диалог культур Запада и Востока, который приобрел в современных условиях общечеловеческую значимость. В этом диалоге Казахстан является связующим мостом между Европой и Азией и синтезирует европейскую и восточную культуры.

Наряду с позитивными сторонами процесса глобализации, по мнению социологов, наблюдаются и некоторые противоречивые точки зрения исследователей. Первой точки зрения придерживаются исследователи, которые утверждают, что глобализация создает конкуренцию между нациями, приводит к вытеснению одной нации другой. Отсюда, как опасаются представители этой группы исследователей, может произойти обесценивание национальной культуры, а вместо них появиться третья искусственно созданная культура. По мнению С.Л.Бурмистрова основной опасностью при этом может оказаться возможность потери разными культурами своей индивидуальности, своей специфики, что неизбежно приведет и к утрате носителями данной культуры своей самоидентичности, к размыванию культур и вследствие этого к потере исключительно важного для развития любой цивилизации фактора - фактора разнообразия.

По мнению другой группы исследователей, национальное самосознание, национальное «Я» ведет к разногласию и раздору. Каждая нация будет стремиться в глобализационном процессе сохранить духовную, религиозную, языковую независимость своего народа. По мнению одного из представителей данной точки зрения, национальные идеи, национальные интересы всегда соприкасаются с конкуренцией и являются тормозящим механизмов для взаимосвязи, обмена опытом и стабильности. Э.Гидденс предполагает, что национальные сообщества это искусственные объединения, что язык, культура, традиции – это общие ценности, поэтому другие нации должны будут согласиться с преобладающим языком и культурой.

В контексте глобализационных преобразований волнует и будущее независимого Казахстана, актуализируются проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью, с терроризмом и предупреждение межнациональной розни, сохранение межнационального согласия. Поэтому одной из важных задач в нынешних условиях Казахстана является воспитание молодежи на основе национальных духовно-культурных ценностей.

Каждый народ имеет свою неповторимую культуру, отличающуюся особой ценностью и своеобразием. Каким образом соотносятся различные культуры, что может быть для них общим? В условиях глоболизации всех людей объединяет общечеловеческая культура, основанная на принципах гуманизма.

Культура развивается на основе взаимодействия и взаимовлияния других культур. Диалог культур является необходимым условием для развития межэтнических, межнациональных отношений. Как отмечает Н.В.Кокшаров, диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряжение, создавать обстановку доверия,  и взаимного уважения.

Методологические основы взаимовлияния культур, диалога культур были разработаны в трудах М.Бахтина, которые были глубоко изучены и развиты В.С. Библером. Как утверждает М.Бахтин, диалог - это взаимопонимание, участвующих в этом процессе и в то же время сохранение своего мнения и сохранение дистанции. Диалогичность рассматривается как фактор развития и взаимодействия, объединения, как показатель общей культуры общества. По мнению М.Бахтина каждая культура живет только в вопрошании другой культуры, что великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. В диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания между разными и противоречивыми культурами.

В настоящее время диалог культур рассматривается как объективная необходимость для освоения достижений другой культуры, для взаимообогащения и взаимодополнения, взаимопонимания, основанного на доверии и согласии. Культура одной страны сближаясь с культурой другой страны проникает в систему ценностей иной культуры, сопоставляя ее с общечеловеческими ценностями. Без уважительного и бережного отношения к духовно-культурным ценностям других народов невозможно мирное сосуществование. Стремясь к сохранению самобытности каждая национальная культура характеризуется своеобразностью, автономностью, локальностью, замкнутостью. И эта локальная замкнутость может быть разомкнута только лишь на основе доверительного диалога, как истинной формы межнационального общения. Именно неповторимость национальных, региональных, этнических особенностей той или иной культуры ставит ее на соизмеримый с другими уровень. Чем более развита национальная культура, тем более она способна к включению в сферу духовного общения и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности. 

Как показывает реальная практика сейчас восточная культура оказывает огромное воздействие на культуру европейстких стран. Например, занятие йогой, древнекитайской оздоровительной гимнастикой, точечный массаж и др., в индустрии питания большим спросом пользуются тонизирующие чаи, зеленый чай, и т.д. Но чтобы понимать другую культуру человек должен быть открыт к отечественной культуре. Только через уважение национальных традиций человек может научиться ценить иную культуру и приобщиться к общечеловеческой культуре.

Казахстан является многонациональным государством, и этот факт выдвигает стратегическую задачу – укрепление межнационального согласия между народами. Реальным шагом в этом направлении было создание в 1995 году уникального общественного института – Ассамблеи народов Казахстана, объединяющей 47 национально-культурных центров.Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости. Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента РК как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Деятельность Ассамблеи народов Казахстана основана на принципах равноправия и свободы всех граждан, независимо от их национальной и расовой принадлежности и вероисповедания.

Основные цели и задачи Ассамблеи:

- равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

- всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;

- расширения интеграционных связей с международными организациями;

- формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;

-  формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Межнациональное согласие сближает и взаимообогащает национальные культуры. Межнациональное согласие – это объективный и закономерный процесс, который необходим, как отмечает А.С.Василенко, «всем нациям и народностям и который развивается на основе добровольности и взаимности».

Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межэтнических отношений.

 

2. Культурное наследие народов Казахстана и его роль в национальном воспитании молодежи. Многовековая культура казахского народа является основой национального воспитания в Республике Казахстан. История подтверждает, что истоки национальной духовной культуры уходят корнями в глубину веков. Одним из важных факторов, влияющих на национальное воспитание были народные произведения. Это разнообразные народные песни, образцы мудрых изречений, неповторимые и оригинальные кюи, и, конечно же, художественное искусство. Вместе с этим литературно-художественные произведения и поэзия - это неугасаемое национальное духовно-культурное богатство каждого народа.

Все сферы духовной культуры пронизаны национальными ценностями, сформированными в течение нескольких столетий, и изменяющиеся в соответствии с новыми требованиями современности. Культура каждого народа выражает свойственную только ей особенности быта, традиций, обрядов, оставляя свой неповторимый след. Все что накоплено веками является достоянием человечества, и сохранить и сберечь все это для будущих поколений является задачей нынешних поколений. 

Как известно, современные социо-культурные изменения требуют обновления общества с точки зрения гуманизма и человечности, воспитания молодежи на основе общечеловеческих ценностей, способной сохранять и преумножать культурное и духовное богатство. Для достижения такой цели необходимо опираться на бесценный народный опыт и культурное наследие великих мыслителей, которые не теряют своей актуальности по истечении десятилетий и столетий.

     Одно из центральных мест в культурном наследии казахского народа занимает творчество сына казахских степей, великого мыслителя, ученого-энциклопедиста, философа Абу Насыр аль-Фараби (870-950гг.). Диапазон его исследований очень широк и включает самые разнообразные проблемы философии, социологии, этики, духовного, нравственного, интеллектуального воспитания личности, дидактики, эстетики, музыки, математики, геометрии, медицины, гигиены и т.д. Идеи изучаемые им в трудах «Трактат о разуме», «Слово о классификации наук», «Указание пути к счастью», «О взглядах жителей доброжелательного города», «О душе», «О темпераменте», «Ум и понятие» и других не теряют своей значимости по сей день.

     В его бесценных трактатах с философской, психолого-педагогической точек зрения исследуются различные аспекты социальных проблем, вопросы нравственности молодежи. Рассматривая человека как продукт природы, как центр мироздания аль-Фараби трактует счастье человка как достижение с помощью разума и нравственности такой степени духовной культуры, которая и после смерти отдельного человека могла бы служить другим людям, человечеству.

     В этике аль-Фараби счастье является высшей категорией, потому что в ней заключается высшее благо для человеческой личности. В своих философских трактатах аль-Фараби обосновывает гениальную гуманистическую идею которая актуальна и в наши дни. Он отмечает: «По отношению же к людям связующим началом выступает человечность. И людям, поскольку они принадлежат роду человеческому, подлежит поддерживать между собой мир». Высказывание аль-Фараби о возможности объединения и взаимной помощи всех народов в целях достижения истинного счастья каждого и всех является прекрасной мечтой о мирной жизни на земле, о дружбе людей и народов. У аль-Фараби добро и истина глубоко взаимосвязаны, только тот человек разумен, у которого действия пронизаны потребностью добра, человечности.

     В определении роли воспитания в обществе и раскрытии его значения он доказывает необходимость в первую очередь нравственного воспитания и самовоспитания человека. Аль-Фараби указывает на необходимость развития в личности нравственных качеств и норм поведения. К положительным качествам человека он относит доброту и щедрость, храбрость и смелость, правдивость и честность, остромие и благоразумие.

     В истории и культурном наследии казахского народа значительное место занимает один из крупнейших мыслителей XI века Жусип Баласагуни. Его имя было известно во всех Восточных странах как замечательного поэта, мыслителя, философа, энциклопедиста. Одним из его замечательных произведений, написанным на основе междисциплинарной связи философских, исторических, литературных, педагогических знаний является энциклопедический труд «Благодатное знание».  

    Данное произведение является богатым культурным наследием в истории национального воспитания, имеющее нравственную направленность и воспитательный характер. В этом произведении освещаются роль искренней веры, духовно-нравственного воспитания, доброты, дружбы, чести, самовоспитания в жизни каждого человека. Ж.Баласагуни высоко оценил роль воспитания в формировании личности человека. Д остоинство человека им определяется примерным поведением, знаниями, умом, трудолюбием. В этом труде Ж.Баласагуни поднимает проблемы влияния на формирование личности социальной среды и воспитания, а также межличностные отношения людей.

Его педагогические идей перекликаются с философскими, психологическими, педагогическими воззрениями мыслителей древнего востока и являются торетической основой национального воспитания современной молодежи.

    В контексте изучения культурного наследия казахского народа особое место занимает Махмуд Кашкари, живший в XI веке. Основной его труд дошедший до нас «Диуани лугат ат турк», написанный в виде толкового словаря. Основная идея, которой он придерживается в своем труде – это призыв молодежи к человечности, милосердию, вежливости, честности и сохранению чести и достоинства. В этом произведени он всецело охватывает взаимосвязи общественных явлений, жизнедеятельности человека и его воспитания.

    В XII веке развитие идеи нравственного воспитания молодого поколения находит отражение в трудах философа, мыслителя Ахмеда Жуйнеки. В его духовно-нравственном наследии большое место занимает труд «Дары истины» («Ақиқат сыйы»), который можно отнести к кодексу воспитания человечности. В этом философско-этическом труде А.Жуйнеки рассматривает проблему формирования личности связывая ее с этической проблемой и доказывает что наивысшая ценность это жизнь человека.  

    Он особый акцент делает на формировании таких личностных качеств как скромность, доброта, человечность и раскрывает их социальную значимость. Вместе с этим А.Жуйнеки считает что только улучшив воспитание людей можно улучшить жизнь в обществе в связи с чем он отмечает, что святым долгом родителей является воспитание нравственной, культурной личности, ориентированной на общественные нужды и интересы.

Формированию философсой, общественно-педагогической, мысли этого исторического периода значительный вклад внес Ходжа Ахмет Яссауи. В своем замечательном произведении «Книга мудрости» («Диуани хикмет») он делает собственные выводы об основных проблемах воспитания личности связывая духовную культуру с развитием общественной жизни.

Особое внимание уделяется в его произведении гуманистическим идеям, умению человека различать добро и зло, умению соотносить слова и дела, последствиям скупости, алчности, лживости и др. 

    А.Яссауи глубоко задумывается над социальной несправедливостью и глубоко задумывается над тем как люди в различные моменты своей жизни забывают о чистоте души и помыслов, критикует падение нравов людей своего времени. Поэтому заветы А.Яссауи потомкам не теряют своей актуальности по сей день и осается в основе национального, нравственного воспитания казахского народа.

    Во времена казахского ханства (XV-XIX) замечательными представителями гуманисического направления были Отейбойдақ Тлеукабылулы (1388-1483), Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551), Кадыргали Жалайыр (1555-1607), Асан Кайгы (ХV в.), Бухар жырау (1693-1787), Толе би (1663-1756), Казыбек би (1665-1765), Айтеке би (1682-1765) и др., чьи произведения являются богатым духовным наследием казахского народа, неиссякаемым источником народной мудрости.

В начале XIX в. тема нравственного воспитания молодежи, проблема сохранения национальных ценностей находит продолжение в педагогических идеях и воззрениях Дулат Бабатайұлы (1802-1874), Махамбет Отемисулы (1803-1844), Шернияз Жарылгасулы (1807-1867), Шортанбай Канайулы (1818-1881), Суйнбай Аронулы (1822-1895), Мурат Монкеулы (1843-1906) и многих других. 

Во второй половине XIX века в духовном наследии казахского народа особое место занимают творчество казахских просветителей Ш.Уалиханова, А.Кунанбаева, Ы.Алтынсарина и др. Ценность и социальная значимость наследия ученых-просветителей до сих пор всесторонне исследуются с точки зрения различных социально-гуманитарных наук.

Особенно богато духовное наследие великого поэта, философа Абая, объектом исследования которого является человек. Центральной темой его творчества является проблема сохранения лучших человеческих качеств, развитие гуманных чувств личности. Он призывает молодежь ценить то что они имеют, дорожить честью и быть достойными высокого звания «Человек». Его основной философский принцип, которым он сам руководствовался и обращался к молодежи: «Будь человеком!», «Будь гражданином!», «Не теряй свою человечность!».

Все творчество Абая - это философия, согретая любовью к своему народу, к будущему своего народа, это поиск тропы к сердцу каждого человека, чтобы помочь им найти самих себя, осмыслить самих себя и через это понять других, быть снисходительными к другим. Сплав его мыслей и чувств, его тревоги и и раздумья, творческий порыв и радость откровений нашли в его книге «Слова назидания».

В «Книге Слов» Абай критикует трусость и безволие, лживость и невежество своих современников, а также межнациональные распри и взаимные счеты между племенами одного народа. Михаил Курганцев высоко оценивая эту книгу отмечает: «Нет плохих народов и нет народов безнравственных. Но ничто так не укрепляет духовную силу народа как открытая и смелая национальная самокритика. Она – свидетельство внутреннего здоровья нации, ее способности совершенствоваться, перодолевать общие беды и излечивать собственные болезни».

В современную эпоху глобализации актуальность этой книги усиливается так как она противостоит сегодняшним попыткам национальной самоизоляции, самовоспеванию, а наоборот, призывает приобщиться к общечеловеческой культуре.

Абай подчеркивает что человек имеет одну из важных возможностей – способность изменить себя и окружающий мир. В пятнадцатом слове он отмечает: «Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хоть раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли потом тебе испить горечь сожаления? Или же ты и сам не заметил, не помнишь как и чем жил

Итак, в проблематике нравственного воспитания Абая можно выделить такие основные моменты:

- возвышение Абаем самых гуманных качеств человека, что способствует раширению миропонимания современной молодежи;

- призыв молодежи к восприятию развития мира через призму нравственности, умение анализировать и понять истинность явлений;

- стихи и песни, слова назидания, пословицы и поговорки, все его творчество формируют нравственную направленность современной молодежи;

- любовь Абая к человеку, познание человека, учение о формировании целостной личности является основой для нравственного развития современной молодежи.  

На национальное воспитание казахского народа огромное влияние оказали труды Ш.Валиханова как «О мусульманстве», «Джунгарские очерки», «Манас», «Этнографические очерки» и др. В своих произведениях Ш.Валиханов сопоставляет социальное положение, традиции и обычаи, особенности общения, религиозные взгляды, положительные и отрицательные качества людей, нравственые особенности молодежи своего народа и соседствующих стран, раскрывает их сущность.    

Активным последователем развития нравственной тематики, просвещения молодежи является Ы.Алтынсарин (1841-1889гг.) Он возлагал большие надежды на молодежь, верил в их светлое будущее. Для реализации этих идей он перед собой ставил две цели:

- открытие школ, обучение детей;

- воспитание в человеке стремления к новизне, воспитание человечности.

Благодаря его упорным стараниям на казахской земле были открыты первые двухлетние школы, ремесленные и сельскохозяйственные училища, женские училища. При обучении детей он опирался на славные народные традиции и национальные особенности своего народа, старался воспитывать в них любовь к знаниям, стремление к трудолюбию, доброте, скромности, терпимости к слабости других.

В культурном наследии казахского народа исторически значимыми являются конец XIX и первые 30 лет XX века, так как этот период восполнился новой волной духовных и общечеловеческих ценностей благодаря трудам Ш. Кудайбердиева (1858-1931), А. Байтурсынова (1873-1938), Ж.Аймауытова (1818-1931), М.Жумабаева (1893-1938), М. Дулатова (1885-1935). Этот период был новым веянием в истории развития казахского народа, наполненной стремлением казахской интеллигенции и деятелей культуры к установлению социальной справедливости, о сохранении национальных ценностей и национальной культуры. Общим направлением для просветительской деятельности этой плеяды интеллигенции было стремление дать молодежи разностороннее образование, ознакомление с последними достижениями науки. Через свое творчество они пропагандировали просветительскую, демократическую, гуманистическую идеи.

Среди замечательных произведений этого периода можно назвать непревзойденные поэмы Шакарима «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек», «Нартайлак и Айсулу», «Жизнь Забытого» и многие другие, которые посвящены философи нравствености и культуры, проблемам воспитания и социализации молодежи. Эти произведения поражают богатством внутреннего духа и поэтического мастерства автора, для которого совесть, честь, человечность - основа жизни.  

Сборники стихов А.Байтурсынова «Кырык мысал», «Маса» другие произведения призывают молодежь к знаниям, раскрытию своих способностей, к труду и приобщению к высокому искусству. 

Жүсипбек Аймауытов обогатил духовное наследиеказахского народаповестями «Карткожа», «Акбилек», «Вина Кунекей», и другими рассказами, драмами, которые покорили читателей чуткостью автора к судьбе своего народа, его любовью к родной земле и заботой о завтрашнем будущем народа. Особое место в его творчестве занимают его психологические воззрения. Он написал учебные пособия «Психология», «Руководство к воспитанию» отличающиеся своебразной направленностью на формирование в личности духовных ценностей, помогающей понять национальные особенности взаимоотношений между людьми, быта и культуры, обычаев и традиций, айтысов и кюйев, народных игр, свадебных обрядов и т.д. Его мнение: «Если врач оздоравливает тело человека, то воспитатель оздоравливает его ум, характер, душу воспитуемого» созвучно с современными аксиалогическими принципами формирования личности молодого человека. 

М.Жумабаев внес большой вклад в развитие отечественной психолого-педагогческой науки. Его перу принадлежит первое учебное пособие «Педагогика». В этом учебнике он обосновывает влияние национального воспитания на формирование и развитие личности, на его духовное обогащение. Опираясь на научные достижения он с психологической, физиологической точек зрения обосновывает значимую роль чувств (застенчивость, подражание, совесть, доброжелательность) человека в его духовно-нравственном развитии.

Итак, можно сделать вывод о том, что процветание любой страны измеряется богатством культурного наследия народа и умением использовать его в качестве идейной основы воспитания молодежи.

    Сохранение, развитие и и эффективное использование накопленного веками культурного достояния народа в воспитании молодежи является стратегической установкой государства. В реализации этой гуманистической идеи в Казахстане была принята и утверждена государственная программа «Культурное наследие»на 2004-2006 годы,Концепция
стратегического национального проекта
«Культурное наследие» на 2009-2011 г г.,  которые активно реализуются, а также продолжается работа по воссозданию памятников истории и культуры в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана. Как отмечается в данной Концепции, к ультурное наследие – это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
  Целью настоящей Концепции является дальнейшее совершенствование научной, социально-экономической и организационно-методической базы для развития духовной и образовательной сфер, выработка механизмов повышения эффективности охраны и использования объектов историко-

культурного наследия.
Основные задачи Концепции:

     - создание благоприятных условий для сохранения и дальнейшего развития историко-культурного наследия;

     - выработка эффективных механизмов и инструментов дальнейшей реализации плана мероприятий государственной и отраслевой программ;

     - активная пропаганда богатого исторического и культурного наследия Казахстана на международном уровне;

     - выработка рекомендации по включению в научный оборот новых и систематизированных знаний, полученных в ходе реализации государственной и отраслевой программ;

     - решение проблем активного использования историко-культурного наследия для развития туризма, рассмотрение памятников истории и культуры как важнейшего звена в инфраструктуре туризма;

     - поиск путей перевода историко-культурного наследия в сферу общественного знания и массовой информации, доступной широким слоям населения;

     - разработка мер по восстановлению в соответствии с современными требованиями ряда значимых памятников в городе Туркестане и городище Отрар, курганов Иссык и Берель и других историко-культурных комплексов, проведение системных мероприятий, раскрывающих их роль в истории государства как ценностей, объединяющих народ;

     - создание национального брэнда казахской культуры как преемника кочевой культуры евразийского пространства и пропаганда его на международном уровне;

     - всестороннее комплексное исследование национального наследия совместно с иностранными учеными, крупными научными центрами и обеспечение его включения в мировой научный оборот.

На территории Казахстана есть множество неповторимых исторических и культурных памятников, формирующие образ страны и имеющие неразрывную связь с непреходящими ценностями земли, находящейся в центре евразийского континента. В сохранении и преумножении этого ценного достояния и трансляции этого культурного наследия в будущее большая ответственность возлагается на современную молодежь.

 

3. Ценностные ориентации современной молодежи. Молодежная политика в РК. В начале XXI века, названного мировым сообществом веком глобализации, человечество осознает кризис духовного развития, остро ощущает дефицит гуманности, отчуждение молодежи от общечеловеческих ценностей, моральных норм и нравственных требований.

Это означает, что главным содержанием образования должно быть приобщение обучающихся к истинным общечеловеческим ценностям, к гуманизму как системе ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. Как свидетельствует мировая практика, в настоящее время гуманитарная парадигма образования становится актуальной, при которой приоритетным является личность человека, его нравственные качества, а знание служит средством его социального развития.

Каждый этап развития общества отличается своей системой социальных ценностей. С изменением социо-культурных условий претерпевают изменения ценностные ориентации современной молодежи. Категория ценностей является одной из самых важных и сложных в философии, социологии, психологии и педагогике.

Ценности являются ядром культуры каждого народа, этноса и основой внутренней культуры каждой личности. Ценности каждой этнической культуры специфичны и отличаются по содержанию и приоритетности от аналогичных ценностей в культуре другого этноса.

Интегрируясь в социальные процессы личность осознает и усваивает ценности, присущие той или иной среде, являющиеся регулирующим фактором взаимоотношений между людьми,социально-принятых способов их поведения. В этом контексте ценности можно рассматривать как основной элемент культуры, как основу ценностно-нормативного механизма поведения людей.

  В педагогических словарях даются следующие толкования понятия «ценность», «ценностные ориентации»:

- ценность - любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса);

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации личности рассматриваются как содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для нее оценками окружающей действительности.

Понятие «ценность» определяет степень значимости объекта окружающего мира для человека, выступает как форма проявления моральных отношений общества. Под ценностью понимаются нравственное значение, достоинство личности и ее поступков, или нравственные характеристики общественных институтов; ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, моральные нормы, принципы, идеалы, установки, цели, понятия добра и зла, справедливости и счастья.

 Большинством ученых понятие «ценность» характеризуется как:

- выделение признаков, свойственных всем формам общественного сознания;

- значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность;

- широкий круг материальных и духовных явлений, служащих условием её формирования;

- как культуру, выполняющую межпоколенную связь.

Осознание каждой личностью ценностей социальной действительности подразумевает наличие у неё определенного способа ориентировки в какой-либо группе ценностей, что определяет и формирует характер его ценностных отношений. Способ ориентировки в свою очередь является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности по характеру направленности, по которым можно определить и особенности её ценностных отношений.

П.И.Пидкасистый характеризует ценностные отношения как отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание», …, и как совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»..., когда само отношение выступает в качестве ценности.

У человека в результате выработки определенной системы ценностей рождается и утверждается личностная система ценностей, которая обычно обусловлена этнической принадлежностью. Благодаря преемственности, изменчивости и своего рода инертности в системе этнического воспитания возможна передача основных ценностей от одного поколения другому, с учетом изменения социально-политических и социально-экономич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.062 с.)