Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнокультурная компетентность, пути её формирования.
Без достаточной этнической идентификации личности возникают проблемы в развитии этнокультурной компетентности и позитивного отношения к людям иных национальностей. Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. Этнокультурная компетентность означает готовность к межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которая основана на полученных в повседневной жизни и на учебных занятиях знаниях о той или иной этнической культуре. Формирование этнокультурной компетентности предполагает интеграцию знаний из разных источников и способность решать задачи межэтнического взаимодействия, в связи с чем необходимо введение молодого человека в родную для него, а затем и иные культуры, при развитии позитивного к ним отношения. Узнавание ценностей своей культуры в единстве с их соотнесением с ценностями другой является отправной точкой для вхождения в культуру другого народа, развития способности к межэтническому пониманию и диалогу. Высокий уровень этнокультурной компетентности достигается при прохождении следующих ступеней, соотносящихся с этапами возрастного развития: 1) элементарная грамотность в области собственной этнической культуры, а также этнических культур народов, проживающих в данной стране (дошкольный и младший школьный возраст 5- 10 лет); 2) функциональная грамотность в области своей и этнических культур народов Казахстана и элементарной грамотности в сфере этнокультур сопредельных стран (подростковый возраст 11- 15 лет); 3) образованность в области этнокультур Казахстана и проявление элементарной грамотности в сфере этнокультур мира (юношеский возраст 15 - 18 лет). Необходимо отметить, что формирование этнокультурной компетентности продолжается на протяжении всей жизни человека. Изменения социальных реалий и жизненных ситуаций самого человека могут привести к новому этнокультурному окружению, что, несомненно, потребует уточнения, корректировки и пополнения своей осведомленности в области различных культур. Формирование этнокультурной компетентности может и должно осуществляться в образовательном пространстве, представляющем сегодня форму существования и трансляции опыта и условие обучения и воспитания, посредством введения этнокультурного компонента в содержание образования.
Характерной чертой личности, обладающей высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности, является толерантность, предполагающая критическое понимание, способность сомневаться и обосновывать как свою, так и чужую или общую точку зрения. Толерантная личность это личность, способная акцептировать (принять) разнообразие мира. Среди составляющих принципов толерантности необходимо назвать: демократическую систему ценностей, взглядов, стереотипов, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями; психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия. Молодой человек, получивший знания о межкультурных различиях и усвоивший навыки межэтнического взаимодействия, будет в большей степени способен к предотвращению внешних конфликтов при неадекватном реагировании на различные ситуации межэтнического взаимодействия, эффективно взаимодействовать в рамках конкретной ситуации этнокультурного общения, смягчать последствия внутреннего конфликта стрессогенного воздействия новой культуры или культурного шока; к позитивной идентификации, являющейся результатом осознанного взгляда на чужую этническую культуру, которая, в свою очередь, является результатом ее сравнения с культурой собственного народа. Формирование этнокультурной компетентности призвано в основном выполнять упреждающую функцию: превенцию возможных межкультурных конфликтов, а также снижение степени усилий, необходимых для смягчения негативных последствий и преодоления уже существующих, что способствует укреплению и культивированию в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности, успешной социокультурной адаптации молодежи и препятствует созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
Специфика учебного процесса, направленного на формирование этнокультурной компетентности, должна заключаться в придании аксиологического смысла осваиваемому учащимися/студентами теоретическому знанию. Решение этой задачи невозможно без развития способности к рефлексии, которая позволяет осуществлять выбор культурных ценностей, познавательно выявлять сущность родной и иной культур. Среди методов организации учебной деятельности должны преобладать проблемно-поисковые, подразумевающие создание проблемной ситуации, направленной на выявление возможных противоречий в отношении учащихся/ студентов к иным культурам, позволяющей им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы и предрассудки, ранее, возможно, не осознаваемые ими. Для эффективного формирования этнокультурной компетентности необходимо накопление опыта межкультурного общения знание, приобретенное в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, отличающееся от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления. В образовательной среде межкультурное общение возможно путем организации экскурсий, поездок, специальных встреч с представителями других культур во внеурочных мероприятиях. Опыт межкультурного общения является одним из важнейших элементов успеха в решении проблем взаимодействия культур. К сожалению, возможность приобретения молодежью в массовом порядке аутентичного опыта взаимодействия с другими культурными пространствами чрезвычайно трудна чаще всего из-за социально- экономических ограничений. В этом случае для создания условий приобретения навыков и знаний межкультурного взаимодействия, предотвращения и преодоления межэтнических конфликтов необходимо в процессе обучения широко применять принцип ситуативности, предполагающий создание ситуаций межкультурного взаимодействия, в которых молодые люди могут отработать свое поведение при возможном взаимодействии, а также попробовать себя в роли представителей различных культур, вступая в межкультурный диалог по определенным проблемам, стараясь удерживать свою новую этнокультурную позицию. Последующее обсуждение подобных смоделированных ситуаций дает возможность приблизить молодых людей к условиям реальности. Во взаимосвязи с межкультурной этнокультурная
Вопросы для самоконтроля 1. Как вы понимаете процесс социализации и его взаимосвязь с этнической социализацией? 2.Дайте объяснение социализации как процессу, условию, проявлению и результату социального формирования личности. 3.Дайте определение понятиям «идентификация», «этническая идентичность». 4.Опишите роль этнического фактора в жизни человека. 5.Перечислите функции этнической социализации. 6.Дайте объяснение мультикультурализму как принципу этнической социализации. 7.Дайте объяснение диалогу культур как принципу этнической социализации. 8. Дайте определение понятию «этничность» и охарактеризуйте её функции. 9.Значение этнокультурной компетентности в развитии личности.
10. Особенности формирования этнокультурной компетентности в различные возрастные периоды развития личности.
Обязательная литература 1. Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 10-34. 2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Под ред. В.Н. Гурова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. 3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 308-333. 4. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопр. психол., 1996 № 1.- С. 131-143. 5. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе.// Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. С. 83-95. 6. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов/ Под ред. Л.М. Дробижевой и др. - М.: Мысль, 1996. С.296-367. Дополнительная литература 1. Образование: скрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997. 2.Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005.№ 3 - с. 35- 42. 3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособ. / Под ред.Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2008. 4. Формирование смысложизненных ориентаций личности как фактор профилактики социальных отклонений молодежи / Отв. ред. В.А. Попов -Владимир: ВГПУ, 2008. 5. Стефаненко Т. Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 35—48. 6. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 103-122.
ЛЕКЦИЯ 4
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.008 с.) |