Учебно-воспитательные комплексы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-воспитательные комплексы



5. Учреждения для детей-сирот

1. Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятель­ности руководствуются Типовым положением о дошкольном образователь­ном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (действует в ред. Постановления от 14 февраля 1997 года № 179), а также Типовым положением об образовательном учреж­дении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержден­ным Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1204. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны ре­шать комплекс задач:

осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

• обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

• приобщать к общечеловеческим ценностям;

• взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

2. В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:

детский сад;

• детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эсте­тического, физического и т. п.);

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психичес­ком развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных ме­роприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в раз­ном сочетании);

• центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреж­дений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 15-20 лет назад.

3. Проблемы дошкольного воспитания:

половина детей раннего возраста имеет отклонения в физическом здо­ровье, задержка развития;

• неудовлетворительный уход за маленькими детьми;

• низкий уровень педагогической культуры родителей;

• жесткое обращение с ребенком;

• необходимость разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи;

• поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста.

 В последние годы получили широкое распространение учебно-воспита­тельные комплексы "Детский сад - начальная школа" (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10 - 11 лет. В таком образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошколь­ного и начального школьного образования.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспи­тываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интер­натах.

Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется "шефство" взрослых над детьми, когда сирот бе­рут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патро­нажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспита­телями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей.

Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направ­лении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

Использованные источники:

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверж­денное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (в ред. Постановления от 14 февраля 1997 года № 179).

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольно­го и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Пра­вительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204.

 

Вопрос 110. Общее среднее образование

1. Виды общеобразовательных заведений

2. Главные задачи

1. Центральным звеном системы образования в Российской Федерации явля­ется общее среднее образование, которое обеспечивается:

• средними общеобразовательными школами,

• школами с углубленным изучением отдельных предметов,

• гимназиями,

•  лицеями,

• вечерними школами,

• образовательными учреждениями типа интернатов,

• специальными школами для детей с отклонениями в физическом и пси­хическом развитии,

• внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографичес­кие студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Появляются новые виды образовательных учреждений: школы-интер­наты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.

2. Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений:

создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмо­ционального и физического развития личности,

• способствовать выработке научного мировоззрения,

• обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде,

• сформировать приемы самостоятельной деятельности.

 

Вопрос 111. Профессиональное и дополнительное образование

 

1. Начальное и среднее профессиональное образование

2. Высшее профессиональное образование

3. Послевузовское образование

4. Дополнительное образование

1. Закон РФ "Об образовании" дал новую трактовку традиционно суще­ствовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготов­ку, как правило, на базе общего образования (основной школы) ква­лифицированных работников по всем основным направлениям обще­ственно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведе­ний данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (учи­лище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

2.  Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими ви­дами учебных заведений:

• университетами (они являются центрами фундаментальных научных ис­следований и осуществляют подготовку специалистов по разным про­филям),

• академиями,

• институтами,

• консерваториями,

• высшими профессиональными школами.

Реформирование высшей школы основано на введении мно­гоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по со­держанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпуск­ник получает диплом, который дает право заниматься профессиональ­ной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить по­требности страны в специалистах разного уровня квалификации.

3. Однако подготовить высококвалифицированных специалистов "на все времена" не представляется возможным, поэтому существует сеть пос­левузовского образования.

• институты и курсы повышения квалификации,

• аспирантура,

• ординатура,

• адъюнктура (повышение научной квалификации).

Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оцен­ки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой катего­рии или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т. е. создании условий для получения новой или смежной специальности.

4. Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицен­зии (разрешения) на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пре­делы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополни­тельно организуется обучение детей иностранным языкам, хореогра­фии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т. д.

Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

Использованные источники:

Закон Российской Федерации "Об образовании".

 

Вопрос 112. Частные и альтернативные образовательные учреждения

1. Частные образовательные учреждения

2. Альтернативные и нетрадиционные  образовательные учреждения

1. С 1991 года в России разрешено открывать частные образовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударствен­ного образования.

По направленности и содержанию работы частные образовательные уч­реждения можно разделить на несколько типов:

• привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;

• для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и инди­видуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жест­кую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность рит­ма образовательного учреждения;

• для одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для раз­вития и специальная программа обучения.

Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки:

• специфичность целей и содержания образования,

• добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения опре­деленной направленности,

• относительная административная независимость,

• особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адап­тации ребенка, его многостороннему развитию.

2. Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздви­гая рамки государственной системы образования, предоставляют боль­шие возможности для выбора модели обучения и воспитания.

К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести не­которые гимназии и лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обу­чения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; меди­ко-философская школа-лицей при МГУ им. М.В. Ломоносова и др.). Альтернативными образовательными учреждениями являются также детс­кие сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и в России. Созданная в начале 20-х гг. XX века на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая кон­цепция Рудольфа Штайнера (1861 - 1925).была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью осо­бых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка.

В вальдорфской школе:

• нет стабильных учебных планов, программ, учебников;

• отсутствует строгая регламентация жизни учащихся;

• дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодниче­ством;

• к работе школы активно привлекаются семьи воспитанников. Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтес-сори (1870 - 1952). В этой школе главной целью воспитания провозгла­шено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умею­щего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях.

Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: "По­моги мне это сделать самому". Значительное место в образовательном про­цессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтес-сори, устроенным по принципу автодидактизма.

Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа "Чистое сердце" и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.

 

Вопрос 113. Система подготовки педагогических кадров

1. Характеристика современного педагогического образования в России      

2. Среднее педагогическое образование

3. Высшее педагогическое образование

4. Повышение квалификации

1. Современное педагогическое образование в России (как и во многих стра­нах мира) представляет собой многоуровневую систему. Она реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными обра­зовательно-профессиональными программами и государственными стан­дартами соответствующего уровня и направленности.

Многоуровневая структура педагогического образования состоит из сред­них и высших профессиональных заведений.

Внутри педагогической профессии складываются специальности и спе­циализации, с учетом которых дифференцируется содержание профес­сионального образования, отраженное в учебных курсах средних и выс­ших профессиональных учебных заведений.

2. Среднее педагогическое образование может быть получено в педагогичес­ком училище, колледже, а также на первой ступени вуза.

Педагогические училища долгое время представляли собой основное сред­нее специальное учебное заведение, реализующее образовательные про­граммы среднего педагогического образования.

В последние годы повсеместно создаются педагогические колледжи, пред­ставляющие собой учреждения продвинутого типа. Они осуществляют подготовку специалистов по углубленным образовательным програм­мам среднего профессионального образования, по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров.

Педагогические колледжи функционируют как самостоятельные обра­зовательные учреждения или как структурные подразделения высшего учебного заведения, призванные обеспечить обучающимся повышен­ный уровень квалификации.

3. Высшее педагогическое образование осуществляется в университетах, академиях, институтах.

Высшее педагогическое образование имеет несколько ступеней. По окон­чании каждой ступени присваивается определенная квалификация (ба­калавр, магистр). Лица, имеющие среднее педагогическое образование, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Обучение может проводиться по трем формам: дневной, вечерней, заочной.

4. Необходимость дальнейшего повышения квалификации педагога вызыва­ется изменениями в системе народного образования (созданием новых видов дошкольных учреждений, появлением компьютерных программ образовательной работы с детьми и др.), а также должностным ростом. Повышение квалификации охватывает все виды обучения, направлен­ные на совершенствование знаний, развитие умений и навыков в дея­тельности определенного типа.

Как правило, осуществляется на базе ИУУ (Институт усовершенствова­ния учителей).

 

Вопрос 114. Полемика о путях образования и воспитания в России

1. Традиции марксизма

2. Новая философско-педагогическая концепция воспитания;

3. Поликультурное воспитание

1. Значительная часть российских педагогов в соответствии с традициями марксизма полагает, что воспитание - это "целенаправленный процесс формирования личности", т. е. процесс, посредством которого решаются задачи социума. Цель воспитания определяется как превращение объек­тивного требования общества в субъективную норму поведения.

2. В 1990-х гг. многие российские ученые пытались выработать новую фило-софско-педагогическую концепцию воспитания.

При этом некоторые фактически предложили иные средства воспита­ния для достижения прежней цели - формирования человека, полнос­тью детерминированного социально.

О.С. Газман предложил свое видение гуманистической концепции вос­питания, в основе которой лежит признание экзистенциальной сущно­сти ребенка и его права на свободное самоопределение и самореализа­цию, на индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Он поддержал гуманистическое представление о человеке как существе одновременно природном, социальном и экзистенциальном. Под экзистенциальнос-тью понимаются способность к автономному существованию, умение самостоятельно (учитывая биологическую и социальную заданность, но преодолевая ее) строить собственную судьбу и взаимоотношения с ми­ром. Чтобы реализовать три указанные ипостаси ("биологическое", "соци­альное" и "экзистенциальное"), предлагалась "педагогика свободы", осу­ществляемая в четырех процессах:

• проявление заботы,

• обучение,

• воспитание,

• оказание педагогической поддержки.

3. Демократическим ответом на потребности многонациональной России является поликультурное воспитание. В нем объективно ведущую роль должна играть русская культура как основной посредник между нерус­скими нациями и этническими группами и мировыми духовными цен­ностями. Народы России относятся к различным цивилизационным ти­пам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. Такие модели предлагает, в частности, так называемая этнопедагогика. Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интерна­циональному социалистическому воспитанию.

В современной России пол и культурное воспитание означает интегра-тивно-плюралистический процесс с тремя главными источниками:  русским, национальным (нерусским), общечеловеческим.

При осмыслении этого процесса просматриваются две концепции:

• по одной из них, которую можно назвать "компонентной", школа должна иметь автономные блоки, включающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования на­ционального характера и самосознания;

• другая концепция предполагает так организовать деятельность нерус­ской школы, чтобы учащийся - носитель родной культуры - продвигал­ся в своем развитии к культуре российской и мировой. Предлагается также воспитание на диалогической межкультурной ос­нове, что обеспечит гармонизацию национальных отношений и модер­низацию различных этносов.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 399 - 402.

 

Вопрос 115. Общая характеристика практики современного российского образования и воспитания

1. Изменение программ общеобразовательной школы

2. Проблема дифференциации образования и обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.042 с.)