Основные теоретические обоснования направления воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические обоснования направления воспитания



1. Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновля­ется и корректируется.

К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести:

традиционную парадигму - традиционализм в дидактике придерживает­ся идеи сохранения консервативной роли образования как ретрансля­тора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача

молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь система­тическому академическому образованию. Подобная программа аргумен­тируется в социопедагогических концепциях Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капе-ля (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.Е. Финн (США) и др.;

рационалистическую модель - разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др. - США) концентриро­вали усилия прежде всего на проблеме усвоения знаний и практичес­кой адаптации молодежи через образование к существующему обще­ству. Они утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена в "поведенческий репертуар" знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования;

феноменологическое направление - представители феноменологического направления, среди которых следует назвать прежде всего американс­кого мыслителя А. Маслоу (1908 - 1970), исповедуют гуманистическую направленность образования. Красной нитью в их рассуждениях прохо­дит мысль о персональном обучении.

2. В теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основ­ных направления:

с позиций социологизаторства,

• с позиций биопсихологизма (психологизма).

Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспита- ' ния. Это как бы специфическая модель социальной среды. Едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.

Сторонники ведущей роли социума в воспитании личности представля­ют мощный идейный поток:

в США подходы социальной педагогики разделяют многие ученые. Ряд американских педагогов предлагает так называемую стратегию встреч­ного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся;

• во Франции интерпретаторы социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Ка­пель, Л. Кро, Ж. Фурастье и др.) ставят задачу усвоения таких культур­ных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписывать­ся в общественные структуры. Они полагают, что биологическая и социальная детерминанты (от лат. determinatio - ограничение, определе­ние) при воспитании действуют в связке, причем среда корректирует наследственность.

Биопсихологическое (психологическое) направление воспитания поддер­живают представители ряда идейных течений, прежде всего экзистен-цалистской педагогики, нового воспитания и гуманистической психологи­ческой школы. Они рассматривают как веление времени гуманизацию воспитания, т. е. поворот к личности ребенка.

Идеи нового воспитания распространены во Франции (Р. Галь, А. Ме­дичи, Г. Миаларе, А. Фабр и др.). Эти ученые определяют личность прежде всего как биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде.

Лидеры гуманистической психологической школы - американцы А. Комбс, А. Маслоу, К. Рождерс - высказывали озабоченность, вызван­ную процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, предлагают педагогам отка­заться от традиции быть господами по отношению к своим подопечным. Так, К. Роджерс, аргументируя свою "Я-концепцию", советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 331 - 332.

 

Вопрос 105. Приоритеты и проблемы воспитания и образования

1. Интернациональное и поликультурное воспитание              

2. Проблема демократизации образования

3.  Проблемы гарантии права на образование, обеспечения обязательного обучения  и качества образования

1. На рубеже 1980 - 1990-х гг. закончилась глобальная идеологическая конф­ронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные кор­рективы в духе идей международного сотрудничества и мира.

Мировое сообщество стремится определить иерархию проблем и при­оритетов воспитания исходя из общечеловеческих ценностей.

Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.

Наряду с интернациональным воспитанием приобрело злободневность поликультурное воспитание - учет культурных и воспитательных интере­сов национальных и этнических меньшинств.

Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим со­обществам. Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосу­ществование больших и малых этносов порождает потребность поликуль­турного воспитания как инструмента и принципа школьной политики.

Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия:

• пол и культурное воспитание, как и интернациональное, предусматри­вает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирова­ние чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискрими­нации, национализму и расизму;

• вместе с тем поликультурное воспитание, в отличие от интернацио­нального, фокусировано на освоении культурно-образовательных цен­ностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралисти­ческой культурной среды, на адаптации к иным культурным ценностям.

2. В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема демократизации образования. Идея демократической системы образования предполагает:

• доступность образования,

• автономию учебных заведений,

•преемственность ступеней школы,

• такую организацию учебного процесса, при которой формируется твор­чески и свободно мыслящий и действующий человек. Существуют два различных подхода к этой проблеме:

• один основан на идее эгалитаризма (всеобщей уравнительности) и еди­нообразия общего образования;

• другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) об­разования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.

3. Одна из серьезных общественных проблем - проблема гарантии права на образование.

Реализация права на образование остается актуальной из-за социально­го неравенства, ограничивающего для многих возможность обучения. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности в той или иной образовательной подготовке. Существенная проблема в современном мире - проблема обеспечения обязательного обучения. Непосещаемость школы особенно распростра­нена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.

Больной вопрос - снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения.

Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (диф­ференциации) образования. Он предполагает широкий спектр учебно-орга низационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносто­ронних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребнос­тей общества.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 333 - 336.

 

Вопрос 106. Современная практика школьного обучения и воспитания

 

Школьные системы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.009 с.)