Формирование технологической культурыи проектно-технологического мышления учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование технологической культурыи проектно-технологического мышления учащихся



 

Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражают­ся в том, что выпускник:

• следует технологии, в том числе в процессе изготовления нового про­дукта;

• оценивает условия применимости технологии, в том числе с позиций экологии;

• проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

• проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

• проводит оценку и испытание полученного продукта;

• проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или ин­формационных продуктах;

• описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

• анализирует возможные технологические решения, определяет их до­стоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

• получает и анализирует опыт разработки прикладных проектов:

• определяет характеристики и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкто­ре).

Выпускник получит возможность научиться: формулировать проблему, требующую технологического решения; модифицировать имеющиеся про­дукты в соответствии с ситуацией (заказом, потребностью, задачей); оце­нивать коммерческий потенциал продукта при его производстве в про­цессе предпринимательской деятельности.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражают­ся в том, что выпускник:

• характеризует группы профессий, обслуживающих технологии в сфе­рах производства и обработки материалов, машиностроения, произ­водства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;

• характеризует группы предприятий региона проживания;

• характеризует учреждения профессионального образования различно­го уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, по оказываемым ими образовательным услугам, условиям поступления и особенностям обучения;

• получает опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современны­ми производствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, растениеводства животноводства, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников.

Выпускник получит возможность научиться анализировать социаль­ный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов пи­тания, растениеводства и животноводства, информационной и социаль­ных сферах.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индиви­дуализации обучения.

Содержание учебного курса «Технология» в соответствии с Примерной программой обучения «Технологии» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и те­матического расширения 11 базовых модулей. Поэтому представляемые результаты обучения не разделены по классам.

Требования к результатам обучения

В соответствии с требованиями Федерального государственного обра­зовательного стандарта основного общего образования изучение предмет­ной области «Технология» должно обеспечить:

• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

• активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

• совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

• формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

 

Предметные результаты:

 

• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

• формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

• формирование представлений о роли технологий о роли технологии в развитии человечества.   

• формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

• формирование представлений о технологической культуре производства;

• формирование представлений о современном производстве;

• навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;

• готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

• умение ориентироваться в видах и назначении материалов, инструмен­тов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• использование общенаучных знаний в процессе осуществления рацио­нальной технологической деятельности;

• овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• овладение элементами научной организации труда;

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта

• формирование представлений об экологических требованиях к технологиям, социальным последствия применения технологий;  

• навыки экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;

• формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышле­ние в разных формах деятельности;

• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.

• формирование представлений о сущности проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя;

• способность планировать технологический процесс и процесс труда; умения организовывать рабочее место с учётом требований эргономи­ки и научной организации труда;

• умения проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда

• умения подбирать материалы с учётом характера объекта труда и тех­нологии;

• умения подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов; умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать приклад­ные технические проекты;

• умение пользоваться алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

• умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологи­ческие проекты, предполагающие оптимизацию технологии; умения обосновывать разработку материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;

• навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;

• навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

• навыки выполнения технологических операций с соблюдением установ­ленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда; умения проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контроль­ных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; способность нести ответственность за охрану собственного здоровья; знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, са­нитарии и гигиены;

• навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;

• экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, де­нежных средств, своего и чужого труда;

• умение соблюдать требуемую величину усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований; умение пользоваться глазомером при выполнении технологических операций;

• умение выполнять технологические операции, пользуясь основными органами чувств.

• умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творче­ской деятельности;

• композиционное мышление.

• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации.

• навыки владения кодами, методами чтения и способами графического пред­ставления технической, технологической и инструктивной информации; владение методами творческой деятельности;

• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

• ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине; умения выбирать и использовать коды и средства представления тех­нической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соот­ветствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения

• умения документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.

• умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рацио­нальную эстетическую организацию работ;

• владение методами моделирования и конструирования;

• навыки применения различных технологий технического творчества в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

• умения разрабатывать план возможного продвижения продукта на ре­гиональном рынке (маркетинг);

• умения документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки (экономика),

• навыки графического рисунка, эскиза, чертежа (черчение, рисунок),

• формирование представления о машинах, двигателях, в том числе электрических (физика);

• навыки обработки материалов (текстильных и конструкционных) в соответствии с традиционными и современными технологиями (физика, биология),

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения (биология, химия, физика);

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов (информатика, черчение, макетирование);

• владение кодами и методами чтения и способами представления графической, технологической, инструктивной информации (черчение, информатика);

• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

• развитие умений применять технологии представления, преобразова­ния и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производ­стве или сфере обслуживания;

• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

• навыки доказательно обосновывать выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути полу­чения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

• навыки согласовывать свои возможности и потребности;

• ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы.

• навыки согласовывать свои возможности и потребности;

• ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

• оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

 

Метапредметные результаты

 

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умения планировать процесс созидательной и познавательной деятель­ности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудо­вой задачи на основе заданных алгоритмов;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах технологических процессах;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• аргументированная оценка принятых решений и формулирование вы­водов;

• отображение результатов своей деятельности в адекватной задачам форме;

• диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; способность моделировать планируемые процессы и объекты;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение выполнять чертеж изделия или другого материального объекта;

• умение конструировать, моделировать, изготовлять изделия,

• умение проводить обработку изделий на основе схематического изображения (схем обработки);

• умение составлять технологические карты, чертежи, эскизы изделий,

• осуществлять работы с использованием технологических карт и чертежей.

• умение читать чертежи, в том числе сборочные;

• навыки работы с технологическими картами изготовления изделий;

• навыки работы с нормативными таблицами, стандартами, техническими требованиями,

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной де­ятельности с другими её участниками;

• соотнесение своего вклада с вкладом других участников при решении общих задач коллектива;

• способность бесконфликтного общения;

• навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

• способность к коллективному решению творческих задач;

• желание и готовность прийти на помощь товарищу;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуника­ции, адекватные сложившейся ситуации;

• умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.;

• моторика и координация движений рук при работе с ручными инстру­ментами и приспособлениями;

• необходимая точность движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

• развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

• умение пользования ИКТ и сетью Интернет для разработки проектов и их презентаций;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

• понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и услови­ями деятельности;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• построение планов профессионального образования и трудоустройства;

• умение ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы.

 

Личностные результаты.

 

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• способность планировать траекторию своей образовательной и профессиональной карьеры;

• желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• трудолюбие и чувство ответственности за качество своей деятельности; умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• определять своё отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

• выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы;

• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.083 с.)