Условия эффективности обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия эффективности обучения



Эффективность обучения пациента и/или его близких, т.е. то, чему они учатся и как они это делают, определяется множеством факторов.

Один из факторов — исходные знания, уже имеющиеся у пациента. Например, если человек, которому в связи с его заболевани­ем предстоит изменить обычную для него диету и физическую активность, уже имеет представление о новой диете и режиме активности, его обучение будет более успешным. В то же время если имеющаяся у него информация не совпадёт с новой, кото­рую ему сообщает медсестра, обучение может быть менее эффективным.

Следующим фактором, от которого также зависит эффектив­ность обучения, является мнение или отношение человека к тому, что ему необходимо знать и в последующем изменить. Например, если мужчина считает, что приготовление пищи — это исключи­тельно женское дело, ему трудно будет изучать и воспринимать информацию, связанную с планированием диеты.

Прошлый опыт человека также влияет на усвоение новой ин­формации. Например, если женщина, имеющая избыточную массу тела, несколько раз уже предпринимала попытки похудеть, ей трудно будет вновь изменить своё поведение, чтобы попытаться добиться успеха. Однако если эти попытки были успешными и она чувствовала себя при этом бодрее, значительно легче научить её правильно питаться и выполнять адекватную физическую на­грузку.

Обучение пациентов и членов их семей эффективно при следую­щих условиях:

• наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;

• доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациен­там и членам их семей);

• создание ассоциативной связи между новой информацией и их прошлым опытом и знаниями;

• обязательная практическая отработка полученных знаний;

• контроль эффективности обучения.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают информацию, если сестра:

• использует технику эффективного общения;

• выслушивает всё, что ей говорят или о чем её спрашивают;

• относится к ним терпеливо;

• хвалит за успехи в обучении;

• делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора: желание и готовность к обучению; способность к обуче­нию; окружающую обстановку.

Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от позна­вательных способностей обучающегося, позволяющих ему сосредо­точиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть от­ложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жаж­да, сонливость — всё это мешает процессу обучения и требует от се­стры особых навыков. Планируя обучение, медицинская сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития че­ловека (ребёнок, взрослый, престарелый и т.д.). Прежде чем начи­нать обучение, медицинская сестра должна оценить уровень разви­тия познавательных способностей человека и выбрать соответству­ющий ему способ обучения. Важными критериями оценки способ­ности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.п.), при котором обучение мо­жет оказаться невозможным или неэффективным, расположен­ность к общению, объём движений, степень подвижности и т.д.

Окружающая обстановка также является одним из важных усло­вий успешного обучения. Начиная обучение, медицинская сестра должна определить оптимальное количество обучающихся (группо­вое обучение не всегда эффективно), оценить необходимость их в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, на­личие мебели.

Согласно современным теоретическим представлениям, основой структуры профессиональной деятельности медицинской сестры по организации ухода за пациентом является сестринский персонал, включающий 5 этапов.

Поскольку он имеет достаточно универсальный алгоритм осуществления, его использование можно расширить и на педагогическую сферу деятельности медсестры. Тогда ее работу по обучению можно рассматривать как последовательность определенных этапов:

• анализ проблемной ситуации, направленный на оценку исходного уровня знаний;

• формулировка существующей и потенциальной проблем;

• постановка целей и планирование деятельности;

 
Рис. Схема учебного процесса


• осуществление плана, т.е. обучение, направленное на передачу знаний и формирование умений и навыков;

• оценка результата, т.е. способности следовать новому поведению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.004 с.)