Понятие первичной медико-санитарной помощи. Медицинская услуга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие первичной медико-санитарной помощи. Медицинская услуга.



Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. фек. зак от 22.08.2004№122)

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Амбулаторно-поликлиническая служба, оказывающая ПМСП населению, является важнейшим сектором здравоохранения от состояния которой зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, а также решение многих медико-социальных проблем.

На её долю приходится более 60% объема мед. помощи, предоставляемой населению.

Скорая мед. помощь оказывается гражданам при состоянии, требующих срочного мед. вмешательства(при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях). Скорая мед. помощь оказывается бесплатно.

Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Медицинская услуга — результат действий лиц и учреждений, оказывающих медицинскую помощь для удовлетворения потребностей потребителя. Медицинская услуга — идентифицированный элемент медицинской помощи.

Для классификации мед. услуг в системе стандартизации в здравоохранении были выбраны следующие критерии:

1) Степень сложности (простая, сложная, комплексная).

2) Функциональное назначение (лечебно-диагностическая, профилактическая, восстановительно-реабилитационная, транспортная).

3) Условия выполнения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, транспортная).

Простая мед. услуга: услуга, выполняемая по формуле:пациент + специалист = один элемент профилактики, диагностики или лечения.

Медицинская помощь — деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на неё право в соответствии с действующим законодательством.


Литература

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

2. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан(в ред. фек. зак от 22.08.2004№122)

Конспект теоретического занятия по теме 1.2.:

«История сестринского дела».

ПЛАН

1. История сестринского дела.

2. Ф. Найтингейл (1820 – 1910) – основоположница сестринского дела.

3. Реформирование сестринского дела в РФ на современном этапе.

4. Приоритетный национальный проект «Здоровье».

5. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): функции и направления деятельности.

История сестринского дела.

История позволяет узнать о событиях прошлого, помогает выявить связь далеких событий с нашей жизнью. История наделяет нас чувством сопричастности, предоставляет возможность обнаружить свои корни в тех цивилизациях и народах, которых уже нет. Она дает нам шанс избежать ошибок путем извлечения уроков их прошлого.

Приблизительно первые пять веков н.э. сестринский уход заключался в выполнении гигиенических мероприятий и создании комфортных условий для нуждающихся, бездомных и больных. Обеспечивали его в основном ранние христиане как в одиночку, так и в рамках христианской Церкви. В Древнем Риме на протяжении долгого времени даже лечением больных мог заниматься каждый желающий.

В 1633 г. в Париже основана организация «Дочери милосердия». Это была первая организация, которая занималась благотворительностью. Ёе деятельность, изначально направленная на уход за бедными на дому, со временем стала включать обучение бедных детей, работу в госпиталях, уход за ранеными.

На Руси придворные врачи появились уже в пятом веке при киевских князьях. В основном это были монахи Киево-Печёрского монастыря. При монастырях создавались больничные палаты.

В 1551 г. на Стоглавном соборе впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни, так как монастырские богадельни не могут «призреть и лечить всех желающих». Но, первый государственный госпиталь был открыт в Москве в 1707 г.

Систематическое обучение уходу за больными в России началось в школе при Московском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.

Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лазаретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведенаотставным солдатам.

В воинском уставе 1716 г. Петр I определил обязанности женщин по уходу за больными. В воинском уставе написано: «Потребно всегда при десяти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, которые оным больным жить имеют и платье на них мыть».

В 1728г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными вгоспиталях и лазаретах. Для этого медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Однако в периодцарствования Екатерины I женский труд в госпиталях был отменен. В середине XVIII в. вновь начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничныхсолдат.

В 1763 г. в связи с созданием в Москве новой больницы на 25 коек, которую назвали Павловской, появилась потребность в женском   труде. «Прислугу за больными мужского пола... исполняли солдаты, которых присылали из Военной коллегии. В женском же отделении для хождения за больными были нанимаемы женщины из солдатских жён. Все они жили с больными, каждая в своей палате». В 1775 г. при открытии в Москве Екатерининской больницы на 10 коек в её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».

В то же время специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году в Москве и Петербурге при воспитательных домах были созданы вдовьи дома для призрения неимущих, увечных и престарелых жён и вдов, состоящих на государственной службе солдат, оставшихся без средств к существованию.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны (вдовы императора Павла I) из Петербургского вдовьего дома на и добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины, для того чтобы ходить и смотреть за больными. Вдовы осуществляли надзор в больницах, наблюдали за порядком раздачи и приёма пищи, приёмом лекарственных средств, опрятностью больных, чистотой их постели и белья. Сердобольные вдовы должны были владеть и некоторыми медицинскими приёмами для оказания помощи больным. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 сердобольных вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвященную возложила особый знак — золотой крест на зелёной ленте, на одной из сторон которого было написано: «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие». Сердобольные вдовы — предшественницы сестёр милосердия. В последующем почти ежегодно (вплоть до 1886 г.) других вдов после испытательного срока, который включал дежурства в больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение 1 года, в церкви вдовьего дома приводили к присяге. Вместе со свидетельством им вручали золотой крест.

В 1818 г. императрица Мария Фёдоровна распорядилась отобрать из Московского вдовьего дома 12 женщин, отличающихся благонравием, кротостью и примерным поведением, добровольно пожелавших посвятить себя «человеколюбивому занятию» — уходу за больными.

В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского (сестринского, акушерского) персонала. Преподавание велось врачами по учебнику X. Оппеля. Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822 г.

Опытный врач и первый организатор службы сестринскойпомощи в России X. Оппель писал: «Без надлежащею хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало или никако­го даже в восстановлении здоровья или отвращения отсмерти сде­лать не может, и поэтому предмет сей особенно заслуживающий внимания благодеятельного правительства о ЖИЗНИграждан пекущегося».

X. Оппель описал принципы отбора ухаживающего персонала, требования к их физическим и нравственным качествам, т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главыпособия были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и в особенности за больными «с прилипчивыми болезнями».

X. Оппель уделял большое внимание гигиеническим условиям содержания больных. Описаны методики выполнения основных медицинских процедур и приёма лекарственных средств.

В течение последующих 32 лет, начиная с 1829 г., благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Фёдоровной и включающую воспитательные дома, женские приюты и госпитали, возглавляла императрица Александра Павловна. В 1844 г. (задолго до создания Международного Красного Креста) в России появились первые общины сестёр милосердия, которые управлялись Комитетом и Попечительным советом.

В российских сестринских школах медицинские сестры не были связаны брачными узами, что позволяло им полностью отдаваться коему служению.

В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открытосветское сердобольное заведение — первая в России община сестер милосердия, получившая название Свято-Троицкая. В эту общину принимали вдов и девиц в возрасте от 20 до 40 лет. Подготовку вначале проводили в 1-м Сухопутном госпитале. Сестёр милосердия обучали уходу за больными, принципам наложения повязок, основам фармации, рецептуре. Работали они как в больницах, таки в частных домах. Н.И. Пирогов в 1845-1856 гг. проводил в больнице общины хирургические операции и патологоанатомические вскрытия.

В 1847 г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10женщинам. Община сестёр милосердия существовала на средства благотворительных организаций.

Для удовлетворения потребностей общества в сестрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге и Одессе. В Москве в конце 1850-х годов в лечебнице для чернорабочих дежурства несли монахини из Вознесенского монастыря. Прототипом общин сестёр милосердия, которые начали создаваться в России в 1854 г., был Институт сердобольных вдов, упразднённый в 1892 г.

В Севастополе в музее Черноморского флота вместе с другими реликвиями войны хранится фотография 1901 г. На ней среди 13 участников обороны Севастополя можно увидеть немолодую женщину в белом платке и тёмном платье с тремя медалями. Её зовут Даша Севастопольская.

Ей было 15 лет, когда она подстриглась под мальчишку, надела старенький матросский костюм, бескозырку и стала похожа на юнгу. Это она сделала для того, чтобы попасть в войска, обороняющие Севастополь. Недалеко от окопов Даша устроила пункт первой помощи, который оказался в центре потока раненых. Н.И. Пирогов в письме к жене сообщает: «Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались обратно после продолжительной и упорной битвы к Севастополю изнурёнными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, Дарья "обратилась" в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам. К счастью, нашёлся в её повозке и уксус, и кое-какое тряпьё, которое употребила она для перевязки ран... Проходившие мимо неё команды с ранеными являлись к ней, как на перевязочный пункт за помощью, и только тогда прекратилось пособие, когда израсходовались у неё все заготовленные запасы».

Таким образом, повозка Даши была первым перевязочным пунктом, а сама она — первой сестрой милосердия. На протяжении всей осады Севастополя она проводила дни и ночи на перевязочном пункте, на коромысле приносила воду солдатам, стирала им бельё, бинты, перевязывала раненых.

В документах 1854 г. упоминается, что «...в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе оказывает примерное старание девица по имени Дарья, которой была вручена медаль "За усердие" на Владимирской ленте для ношения на груди и 500 рублей серебром».

После первой бомбардировки Севастополя в октябре 1854 г. началась почти годичная осада города англо-франко-турецкими войсками. В этом же месяце в Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и ввоенных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая I) на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных воинах.

Она предложила знаменитому хирургу Н.И. Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н.И. Пирогов принял предложение великой княгини.

В конце ноября 1854 г. первый отряд из 28 человек прибыл в Крым. Главной начальницей этого отряда была А.П. Стахович. В январе 1855 г. в Севастополь прибыл 2-й отряд сестёр милосердия во главе с М. Меркуловой. Начальницей 3-го отряда была Е.М. Бакунина. Н.И. Пирогов разделил сестёр милосердия на три группы: сестры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и на перевязках; сёстры-аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сёстры-хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и хозяйственными службами. Тогда же появился 4-й отряд сестёр милосердия во главе с Е.М. Бакуниной, который сопровождал раненых при дальних перевозках. Многиесестры милосердия умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Однако они, перенося безропотно трудности и опасности, жертвуя собой бескорыстно, служили раненым и больным.

Н.И. Пирогов (1853) писал: «Первым крестовоздвиженским сёстрампришлось идти прямо в огонь Крымской кампании... Если "ни так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, тою пользы. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и смотрителями, и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участиемпомогающей, оживляет плачевную боль страданий и бедствий».

Впервые в мировой истории сестры милосердия стали оказывать помощь раненым и больным на поле битвы. Великая княжна Елена Павловна, учредив общину, оказала услугу истинно страдающим, делала переворот в госпиталях, введя в них службу сестёр милосердия, призвание которых — проявлять чуткость и заботливость при уходе за больными.

В октябре 1855 г. в Севастополе Н.И. Пирогов для каждой категории сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности. Однако и от врачей, особенно молодых, он требовал «исполнения опыта сестёр», считая, что сестры «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». «Разве знание личности больного, — писал он, — приобретённое постоянным уходом за ним, ничего не значит для врача, видевшего его только раз или два в день?»

Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования. Это о них писал Л.Н. Толстой (1855). «Сестры со спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слёзного страдания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами».

Среди начальниц отрядов особое место занимает Е.М. Бакунина. Н.И. Пирогов в «Севастопольских письмах» (1853) вспоминает: «Ежедневно, днём и ночью, можно было застать её в операционной комнате, ассистирующей при операциях; в то время, когда бомбы и ракеты то перелетали, то недолетали и ложились кругом... она обнаруживала со своими сообщницами присутствие духа, едва совместимое с женской натурою...»

Отец Е.М. Бакуниной — генерал-губернатор Петербурга, мать — племянница М.И. Кутузова. Е.М. Бакунина получила прекрасное всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев громадное сопротивление родных и знакомых, добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Е.М. Бакунина стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при хирургических операциях, ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя.

После Крымской войны Е.М. Бакунина принялась за создание новой общины сестёр милосердия. К сожалению, её борьба против превращения общины в религиозный орден, предложения по совершенствованию подготовки сестёр милосердия не принесли успеха.

После поездки в Германию и Францию, куда Е.М. Бакунина отправилась для ознакомления с деятельностью сестринских общин, у неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные, а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит медицинская сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с её убеждениями не согласилась великая княгиня Елена Павловна, и летом 1860 г. Е.М. Бакунина навсегдапростилась с об­щиной, где она была сестрой-настоятельницей. На склоне лет Е.М. Бакунина написала «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины 1854-1860 гг.». Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.

Простившись с общиной, Е.М. Бакунина в своём имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян. Е.М. Бакунина обращалась за советом к врачам, приглашая их на собственные средства из города. Вскоре (также на собственные средства) у себя в лечебнице она поставила несколько кроватей и в собственном доме устроила аптеку, где сама готовила лекарства. Её самостоятельная деятельность в течение 7 лет принесла свои плоды: местное губернское земство приступило к организации общественной медицинской помощи сель­скому населению. Лечебница Е.М. Бакуниной вошла в общеземскую сеть, ей в помощь был назначен фельдшер, и три раза в месяц регулярно приезжал врач.

По предложению земского собрания Е.М. Бакунина приняла на обязанности попечительницы медицинских учреждений Новоторжокского уезда Тверской губернии.

В 1877 г. в 65-летнем возрасте Е.М. Бакунина вновь оказалась на войне на Кавказе, где она по просьбе Российского общества Красного Креста возглавила работу отрядов сестёр милосердия.

Подводя итог деятельности этой общины, отметим, что всего на театре военных действий работали 160 сестёр милосердия, 17 из них погибли при исполнении обязанностей.

В историческом споре о первенстве в становлении сестринского дела «главное не признание первенства той или иной стороны, а добродетель и милосердие, одновременно родившиеся в сердцах нолей, принёсших облегчение и возвращение к жизни больным и раненым воинам, большинство из которых были обречены на смерть».

Старейшая Московская община была создана в 1866 г. княгиней II.Б. Шаховской — община сестёр милосердия «Утоли мои печали». Сёстры милосердия этой общины принимали участие в сербско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877—1878) войнах. Первый отряд возглавляла сама княгиня Н.Б. Шаховская. Император Александр II, лично участвовавший в боевых действиях против турок на Балканах, высоко оценил деятельность сестёр общины и взял её под своё высокое покровительство. После этого община сестёр милосердия «Утоли мои печали» стала называться Александровской. В 1906 г. после смерти княгини общине было присвоено имя её основательницы.

В период русско-турецкой войны создавались новые общины для помощи раненым и больным на поле боя. Георгиевская община, созданная Е.П. Карцевой, дочерью помещика Новгородской губернии, по рекомендации знаменитого русского терапевта СП. Боткина прошла с войсками путь через Балканские горы к Андрианополю, затем от Плевны до Сан-Стефано.

В конце 1860-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне независимо от звания и национальности возникли у швейцарца А. Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр милосердия в период Крымской войны: с одной стороны — Ф. Найтингейл, с другой — Крестовоздвиженской общины. Кроме того, 25 июля 1859 г. в разгар франко-итало-австрийской войны, случайно оказавшись в местечке Сольферино (Северная Италия), А. Дюнан был потрясён картиной, которую он увидел на поле боя: раненые умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. В 1862 г. он издаст «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 г. в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве состоялась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение — «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях». Эта конвенция положила начало международному гуманитарному праву, действующему и сейчас. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя, — красный крест на белом фоне.

Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано Общество попечения о раненых и больных воина базе Крестовоздвиженской общины. В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.

Россия была одной из первых стран в мире, где было создано общество Красного Креста. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. Отряды общества работали на полях сражений в период франко-прусской (1870-1871), греко-турецкой (1897), русско-японской (1904-1905), Первой мировой и других войн и конфликтов.

РОКК помогало раненым воинам и в мирной жизни. Они получали бесплатное лечение, для увечных воинов открывались инвалидные дома, а для семей погибших – детские приюты, вдовьи дома, училища для сирот. Также деятельность РОКК была направлена на помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, пожаров, голода и эпидемий. В годы Великой Отечественной войны Красным Крестом было подготовлено и направлено на фронт большое количество медсестер, дружинниц и санитаров. Они оказывали помощь раненым на полях сражений, работали в госпиталях, обслуживали санитарный транспорт, организовывали систему донорства и т.д. 18 воспитанниц Красного Креста были удостоены звания Героя Советского Союза.

В послевоенное время Советский Красный Крест, как и прежде, помогал народам зарубежных стран в ликвидации опасных инфекционных заболеваний и в развитии здравоохранения. Санитарные отряды работали на ликвидации эпидемий в Маньчжурии, Польше, КНДР. Были открыты больницы в Иране, Эфиопии, Алжире, Северной Корее.

В 1960-х годах для оказания медико-социальной помощи одиноким больным, ветеранам войны и труда на дому комитеты Общества создали службу патронажных медицинских сестер. При Аварии на Чернобыльской АЭС комитеты Общества проводили разъяснительную работу среди населения, оказывали помощь пострадавшим, отправляли в зараженные районы экологически чистые продукты.

В 1992 году, в связи с распадом СССР, был принят документ «О ликвидации Советского Красного Креста». Его правопреемником стало Российское общество Красного Креста (РОКК). Сегодня РОККэто общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, и всю свою деятельность направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.

С 1871 г. женщинам разрешили работать в госпиталях и в мирное время.

К 1875 г. было издано положение о медицинских сестрах КрасногоКреста для ухода за больными и ранеными во время войны. Отряды медицинских сестёр Красного Креста оказывали помощь раненым на полях русско-турецкой и русско-японской войн.

В 1897 г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составит 2 года.

К этому времени двухгодичной подготовкой медицинских сестёр занимались в 109 общинах. Курсы сестёр милосердия были открыты при больницах. К 1913 г. в России насчитывалось 10 000 сестер милосердия.

В феврале 1909 г. в Москве по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича, начала свою деятельность Марфо-Мариинская обитель милосердия, а в сентябре 1909 г. был освящён первый больничный рам во имя Марфы и Марии. В апреле 1909 г. 18 сестёр милосердия во главе с великой княгиней были посвящены в крестовые сёстры любви и милосердия.

С самого начала первой мировой войны в ноябре 1914 г. императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, посвятила себя служению раненым. В самое короткое время был организован эвакуационный пункт, который объединял 85 лазарета и 10 санитарных поездов. Вместе со своими старшими дочерьми, великими княгинями Ольгой и Татьяной, императрица окончила двухмесячные курсы сестёр милосердия при Царскосельской общине и в Российском обществе Красного Креста. Им было присвоено звание «Сестра милосердия военного времени».

Великие княгини Ольга и Татьяна работали в Царскосельском госпитале, оказывая помощь раненым и больным. Императрица Александра Федоровна, так же как и её дочери, делала перевязки раненым, ассистировала при операциях. В марте 1915 г. Александра Федоровна писала мужу: «Сколько горя вокруг!.. Слава Богу, за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство уюта в их одиночестве!»

В 1914 г. во время первой мировой войны, для того чтобы ускорить подготовку сестёр милосердия, в которых очень нуждались госпитали, срок обучения сократили до 6 недель.

26 августа 1917 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестёр милосердия, учредивший Всероссийское общество сестёр милосердия.

В январе 1918 г. начал выходить созданный обществом еженедельник «Первый вестник сестры милосердия». В передовой статье первого номера говорилось, что требования общества и государства поставили новые, более сложные и трудные задачи. Для выполнения их нужна правильная сплочённая организация, могущая дать единое общее руководящее начало в работе, соединив всех отдельных членов в одну сознательную дружескую силу, отдающую себя на служение родине и человечеству. Общество было вынуждено прекратить своё существование вскоре после Октябрьской революции 1917 г., поэтому увидели свет только 9 номеров вестника.

Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. Наркомат здравоохранения, созданный в 1918 г., утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестёр милосердия. В 1920 г. общины сестёр милосердия были упразднены и подготовка сестёр поручалась органам здравоохранения. При этом из названия школ исчезло и слово «милосердие».

В 1922 г. состоялся I Всероссийский съезд по медицинскому образованию. Были определены типы средних медицинских учебных заведений, для медицинских сестёр установлен двухгодичный срок обучения. В 1926 г. на II Всероссийской конференции была проведена следующая реформа: в угоду всеобщей технизации медицинские школы стали называться техникумами, а медицинские сестры — техниками по уходу. В 1933 г. медицинской сестре была отведена роль помощника врача.

К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами по сравнению с 1913 г. возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46 вручена медаль имени Ф. Найтингейл. В годы ВОВ после излечения были возвращены 72,3% раненых и 90,6% больных.

Если прервутся вдруг мирные версты,

Если случится где-то беда,

Я знаю, что Вы, медицинские сестры,

На помощь придете везде и всегда.

В 50-е годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

И 1988 г. был введён новый учебный план по специальности сестринское дело». С 1991 г. началась подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2—3-годичной программе, но и в колледжах по 4-годичной программе обучения, и ном же году открылись факультеты высшего сестринского образования при высших образовательных медицинских учреждениях для подготовки преподавателей и организаторов сестринского дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.056 с.)