Сходство и отличия человека от животных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сходство и отличия человека от животных.



Сходство:

Оно определяется:

 1). Вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные и многие структуры и функции                        человеческого тела такие же, как у животных.

2). Зародыши человека проходят в своём развитии все стадии развития живого.

 3). Наличие рудиментарных органов (аппендикс и т.п.).

Отличие:

1). Разум и главное понятийное мышление, т. е. формирование отвлечённых абстрактных представлений о предметах.

Поведение человека и животного схоже: чувства радости, горя, тоски, любопытство, вины, память и т.п., но человек до начала работы имеет план, т. е. осознаёт, что он делает и понимает мир.

 2). Главное отличие человек обладает речью. Животные общаются с помощью сигналов, но у человека есть вторая сигнальная система - общение с помощью символов.

 3). Способность к труду есть у многих животных, но человек может изготавливать орудия труда.

 4). Прямохождение, развитие рук, использование огня и захоронение трупов.

 

                                Структура природы человека.

 

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии останки авст­ралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далекого предка про­исходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

За показателями биологического приспособления к природе человек значитель­но уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если чело­века возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конку­рентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У чело­века нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчи­вая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболевани­ям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головно­го мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит ма­териальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для беско­нечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% - нейронов, а остальные 13 миллиардов - 93 % - остают­ся неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных ти­пов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не по­вторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная, реальная основа, на которой рож­дается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рож­дается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становле­ние человека происходит путём социализации новорождённого, то есть, если опериро­вать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приоб­ретать природу социальную.

Описание социальной природы человека следует начать с определения обще­ства. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и сво­его образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для под­держания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человек? - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни назы­вается социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную при­роду. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обы­чаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт произ­водства и производственных отношений...

Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля, обществен­ная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в структуре человека. Некоторые ученые, сущность человека видели только и исключительно в его общест­венной природе. Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в структуре природы человека такая же атрибутив­ность принадлежит биологической и духовной природе в определении сущности чело­века.

 

Духовная (нравственно-духовная) природа человека.

 

Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует мно­жество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, ко­торое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает кол­лапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что думает, то и чувству­ет, так и действует - полная внутренняя гармония... идиота. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансируем" между этим составными психики, до тех пор мы и живём ду­ховно. При полной же разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем, другое чувствуем, а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как бы ба­лансируют на натянутом канате между идиотом и распадом личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом".

                       Природа человека диктует ему смысл его жизни.

 

Человек - единственное в мире существо, которое мучится вопросами смысла жизни и ищет его. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: "Возьмите любо­го человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни - и вы увидите, каким жалким он будет".

Вопрос смысла жизни касается каждого человека. Мы как бы приходим в мир, что бы найти ответ на этот вопрос и прожить осмысленную жизнь. Найти и прожить! Но не только осмысленная жизнь, но и сам ответ на вопрос об осмысленной жизни за­висит не только от того или иного конкретного человека. Он решается и осуществляет­ся под влиянием необозримого количества материальных и духовных факторов как объективного, так и субъективного характера. И никто, кроме самого человека, не мо­жет за него решить этой "проклятой" проблемы... Могут помочь, способствовать, ме­шать, лишать, но решение - всегда лично за человеком, последствия его личных реше­ний ложатся лично на данного человека. Но вопрос о смысле жизни не является таким, который полностью отдано на субъективное рассуждение и вкусы каждой отдельной личности. Без личности вопрос о смысле жизни не решается, но и сама личность его не решает, не всё в этой области зависит от личности. Такова ситуация с проблемой смыс­ла жизни, решение которой ложится на плечи конкретного человека. Но возлагать эту проблему только на отдельную личность человека... нельзя.

Значительная, хоть не вея, часть теоретических и практических ответов на во­прос о смысле жизни стихийно задаётся человеку его природой, структурными элемен­тами этой природы. Рассмотрим всё это по порядку.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологиче­ская природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родив­шись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, со­зревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свойрод, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, со­зревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность сво­его потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необхо­димое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родите­ли со временем должны освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существо­вания любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для то­го, чтобы, оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодо­творенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню. И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Нелишне заме­тить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А по­этому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчер­пывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же же­ланной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого суще­ствования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к поте­ре жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем бо­лее завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А че­ловеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом, прежде всего для того, чтобы био­логически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Обще­ство, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования чело­века как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживание, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) не­обходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интере­сов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения дан­ного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт каж­дому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так, как уже отмечено выше, только в обществе новорождённый биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. В следующей теме мы более подробно рассмотрим особенности общества и его роль в жизни каждого отдельного человека. Здесь же, в заключение, необходимо сказать, что социальная природа человека дик­тует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.

Духовно-нравственная природа человека по признакам и филогенезу и онтогене­зу произрастает сначала на основе биологической, а затем и социальной. По своему происхождению духовно-нравственная природа человека вторична по отношению к его, человека, природе социальной и уже третья - по отношению к природе биологиче­ской. Но только на духовно-нравственном уровне начинает функционировать высший продукт эволюции природы - появляется дух. После того, как человеку обеспечено со­гласно естественным потребностям все необходимое для нормального свершения его биологического цикла, а также состоялась социализация личности в результате усвое­ния ею достаточных материальных и духовных богатства своего общества, только по­сле этого начинает проявлять себя духовно-нравственная природа человека. Человек становится личностью в полном смысле этого слова. Отныне он имеет только ему при­суще мировоззрение, чётко видит себя в мире, осознаёт свою уникальность и неповто­римость. На таком самом высоком уровне своего очеловечивания, созревания, человек в состоянии поставить перед собой, и неизбежно начинает ставить вопрос о смысле своего собственного существования.

Если биологическая природа человека диктует смысл жизни человека своими зоологическими факторами, а его социальная природа диктует ему смысл жизнь самим местом человека в обществе, то духовно-нравственная природа уже не имеет каких-либо внешних факторов, принудительно диктующих человеку ответ на вопрос о смыс­ле его жизни. Здесь действуют факторы духовного содержания. А дух, "плоти и костей не имеет", то есть не имеют материального содержания. Это, во-первых. А во-вторых. Они действуют не извне личности человека, а из самого духовного мира человека, - исходят и действуют из его собственного внутреннего мира.

Дух - это свобода. В мечтах (то есть - в духе) человек, будучи рабом, может ви­деть осуществление смысла своей жизни в том, чтобы быть царём; будучи малограмот­ным, - стать великим учёным; будучи калекой - олимпийским чемпионом по легкой атлетике: будучи уродом, - видеть себя Василисой Прекрасной: безбожником - мечтать о чине епископа, папы римского или. даже, стать самим Господом Богом. На красивую мечту про себя запрета нет, в процессе поиска смысла своей жизни человек, как правило, хочет стать не тем, Вообще, чем он есть в данный момент. В поисках смысла жизни мы всегда тянемся всё вперед и выше. Всегда - вперёд, всегда - выше...

 

Формирование мировоззрения и смысл жизни человека.

 

Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех состав­ных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А поскольку реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни человека смысложизненных идеалов, кото­рые в концентрированной форме выражают мировоззрение человека, то мы будем рас­сматривать реализацию смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже сказанное, но и повторять его.

По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то само­достаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано со становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов:

1. Естественно-биологического;

2. Социального;

3. Личностного.

Начнём с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека, пре­жде всего, - фактора социального.

Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с элементами общест­венной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в обществе те или иные ти­пы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии явля­ется главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. Возь­мём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.

На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для но­ворождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал но­ворождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и "кандидата на человека". В этом пла­не общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.

Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоз­зрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляет­ся системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования. Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения ока­зывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее дик­тует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального поло­жения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы, нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинно­сти или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный харак­тер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элемен­ты мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувству­ет симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. Причём, это каса­ется не только перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя, кре­стьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального положения человека.

Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканские племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных осо­бенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это про­является, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культу­ру своего народа. Не случайно говорится: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек". В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, на­рода.

Как видно, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование типа мировоззрения. Что же касается факторов индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многопланово­стью самой личности человека.

Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в со­стоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате -духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчер­паем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различ­ные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире ду­ховном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художест­венного творчества, в том числе и заблуждений.

 

Человек – дитя Земли.

    

Человек имеет не только биологические предпосылки в лице высокоразвитых животных. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для жизни человека. Биология выступает только лишь непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная – Земля – Человек.

Человек на Земле – существо ещё очень молодое. Если всю историю вложить в год, то за четверть часа до нового года на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает минуту уходящего года. Тейяр де Шарден говорил 30 тыс. лет, это секунда для эволюции.

Эволюция биосферы история человечества занимает очень не большой отрезок времени. История биосферы представляет чередование целого ряда этапов эволюции, каждый из которых являл всё более сложные формы развития жизни. И только в конце этого развития появился человек и человечество (общество). Человек следственно дитя Земли.

В истории Земли можно выделить некоторые стадии: 1).Период чисто геологической эволюции, когда не Земли не было жизни;

2).Период геологобиологической эволюции на последней стадии, которого происходит формирование антропосоциогенеза;

3).Период духовной эволюции - это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере- сфере взаимодействия природы и общества, в приделах которой человеческая деятельность становится определённым фактором эволюции.

Согласно Т. де Шардену в ходе развития Вселенной на Земле естественным «скачкообразным скачком» совершился переход от неживого к живому, возникла биосфера. Её эволюция в свою очередь привела к возникновению человека. Таким образом, человек – дитя Земли. Но речь идёт не только о человеке как сугубо биологическом виде. Имеется в виду гораздо большее. Вместе с человеком появляется разум, мысль, сознание Разум является уже новым явлением по сравнению со всем тем, что существовало в предшествующей истории. Возникновение сознания, мысли – явление которое знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты. Так же рассуждал и В.И.Вернадский - человек не случайное независимое от природы явление природы, это неизбежное проявление закономерного природного процесса. В ходе эволюции сформировался мозг, который и стал материальной основой разума. Его элементы имеют высшие животные, но кульминационная точка- разум человека, который в соединении с трудовой деятельностью является основной силой, ведущей к преобразованию биосферы в ноосферу.

1). Таким образом, не только эволюция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, но и появление человека и его совершенствование, в свою очередь, влияют на развитие Земли и биосферы.

 2). Люди должны действовать и мыслить не как изолированные индивиды и не в рамках групп и государств, а в глобальном масштабе всей Земли.

3). Рассматривая вопрос о месте человечества в истории Земли, мы обязательно сталкиваемся с проблемой, касающейся будущей судьбы человека как вида на этой планете. На данном уровне знаний она не может быть решена однозначно. Единственное, что можно сказать о будущем нашего вида определённо – его существование конечно. Из всех когда-либо существовавших на Земле видов - 99,999% исчезло. Время существования рода плотоядных только 10 млн. лет, а среднее время существования вида гораздо короче. Реально жизнь на Земле уже наполовину уже в прошлом. Она началась приблизительно 3 миллиарда лет назад, а Солнце примерно через 4 миллиарда лет превратился в красный гигант и поглотит в своём огне Землю и другие планеты.

Как к этому относиться?

Человечество стремительно развивается. 10тыс. лет- это собственно цивилизационное житьё. Гигантский скачок. Развитие разума приведёт к тому, что человек найдёт выход и решит проблему собственного выживания.                                 

Циолковский, Вернадский говорили о неизбежном расселении человечества в космическом пространстве. Земная жизнь, по их мнению, является частным случаем проявления жизни. В 1996.г. американские учёные на основании изучения метеорита марсианского происхождения, упавшего в Сибири 13 тысяч лет назад сделали вывод о существовании в примитивной форме жизни на Марсе. Если на красной планете (Марс) существовала жизнь, то она существует в развитых формах в других звездных системах и галактиках. Поиски внеземных цивилизаций ведутся довольно активно.

  Главное, для нас людей, кроме проблемы будущего, стоит задача более актуальная – сохранение существования биосферы и создание адекватной ей ноосферы. Человек должен осознать свою ответственность за Землю и Космос. Дела таковы, что возникает уже тревога и страх за будущее. И в этом повинны, прежде всего, человек и его деятельность.

     .

               

 Проблемы телесности и здоровья человека.

   

Проблемы эволюции человека как вида – есть мнение, что его биологическая эволюция прекратилась. В каком направлении будет развиваться человек? Считается, что все существующие виды животных и растений вымрут вследствие деградации генома генетической программы развития всего живого. Главная опасность – не старение вида, а загрязнение биосферы отходами, что приводит к генетическим нарушениям. Возникает проблема болезни, так как она ограничивает человеческую свободу.

Четыре основных варианта моделей болезней: А – магико - анимастическая; Б –мистико - религиозная; В - натурфилософская; Г – естественнонаучная.

Причины болезни – взаимодействие внешних и внутренних факторов (патогенные воздействия среды и нарушение функций организма.

                Особенности психологии мужчин и женщин.

 

Психоанализ – объект исследования в основном психика мужчин, но психология женщин имеет существенные отличия.

Во многих языках слово «человек» означает слово «мужчина». Стремление женщин к равенству стимулирует в них комплекс маскулинности (мужественности).

Женщины сохраняют свойство вида, передают информацию, они более эмоциональны и интуитивны, менее рациональны.

   Мужчины создают информацию, запрограммированы на поиск, преобразование окружающей среды, более логичны.

Женщины чаще испытывают тяжёлые душевные состояния, депрессии.

Способы защиты: любовь, подчинение, дистанцирование от людей, потребительство.

Все это должно учитываться при изучении мужчин и женщин.

       

   Существуют и другие человеческие проблемы, решению которых способно помочь естествознание: 

- действует ли естественный отбор в человеческом обществе и развивается ли человек как биологический вид;

- как связано биологическое развитие с социальным;

- как справляться с внутривидовой агрессивностью людей;

- существует ли опасность сверхспециализированного разума;

- как преодолеть опасность, следующую из того, что чем сложнее устроена система, тем больше вероятность её поломки (у человека психические болезни встречаются чаще, чем у животных);

- как связана гениальность с психическими заболеваниями.

 

Сознательное и бессознательное.

 

Работы Фрейда – подсознание. Юнг – бессознательное. Фромм – сверхсознание.

Существует три основные точки зрения на сознание: отрицание самоценного значения психики и сознания; психика и сознание возникают после рождения; психика и сознание существовали до рождения.

Различия между сознательным и бессознательным:

Сознательное – это рациональное, формализация, последовательность, символическое и др.

Бессознательное – это нелогичное, иррациональное, интуиция, одновременность, свобода комбинирования знаков.

 

Вклад социобиологии в изучение человека

Социобиология изучает биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека. Она стремится объяснить биологические основы эволюции человека.

Человек — существо социальное. Проблема выделения сущности человека есть проблема разграничения животного и собственно человеческого. Первое изучает естествознание, второе — гуманитарные науки. Социобиология занимает место на стыке этих двух групп наук.

В применении к человеку социобиология — наука о социальной организации, выявляющая сходство между социальным поведением человека и животных и механизмы генетической детерминации социального поведения человека. Социобиология рассматривает человека как существо, состоящее из двух частей: биологической и социальной.

Задача социобиологии — создание биограммы человека», т. е. максимально полного описания природно-биологических основ его жизнедеятельности с тем, чтобы объяснить эволюцию культуры изменениями на биоуровне. Проблема взаимосвязи природного и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции.

Социобиология изучает коэволюцию в самом человеке. Основная идея - Homo Sapiens есть обычный биологический вид с генетически разнообразным поведением. Биологическая природа диктует его цели. Она считает, что культура может изменять поведение человека, приближая его к альтруистскому совершенству. Проблема – может ли влияние цивилизации вести к генетическому изменению человека.

 Генетика и социобиология изучает вопрос о том, существуют ли гены эгоизма, альтруизма, т. е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Под генетическую детерминацию попадает инцестовое торможение, конфликт отцов и детей, война, территори- альность, различная ориентация полов, страх детей перед чужими людьми и т. д. Стремление сохранить свой престиж и достоинство также врожденно. Социобиология утверждает, что скоро в нашей власти будет определять многие из генов, которые обусловливают поведение.

Интеллект же, мышление создано для обеспечения способности человеческих генов к выживанию. Она утверждает, что поведением человека, как и животных, можно управлять, а разум - лишь инструмент ориентации в мире. Но вопрос дискуссионный, идут споры.

 

 

  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.091 с.)