Этические проблемы науки XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические проблемы науки XXI в.



 

Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований. Новая дисциплина— этика науки — изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. Определение американского социолога Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир — это во многом технологизированное пространство. Человек окружил себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни.

Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за со­вершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. В противном случае наука будет топтаться на месте, осуществлять бесконечные повторы. Как правило, «псевдооткрытия» не долговременны. На нашей памяти открытие уникального лекарства от СПИДа под названием «арменикум», которое из-за своего псевдонаучного статуса очень скоро перестало быть сенсацией.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики. В сферу этики науки попадают и проблемы бытия ученых. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана, которое сопровождалось выделением огромного количества энергии. Энергия атомного ядра поставила на повестку дня вопрос о своем практическом применении, до того как было понятно ее губительное воздействие на организм человека. Широко известно обращение Эйнштейна с призывом отказаться от использования атомного оружия, однако оно не возымело действия. В августе 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки без какой-либо военной необходимости были сброшены американские атомные бомбы. Последующая гонка вооружений поставила человечество перед угрозой атомного уничтожения.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указывают на опасность таких тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются врожденными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. Также природно-эволюционноое истолковывается и стремление человека к образованию, карьерному росту, лидерству и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской прак­тики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач—пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств, врачу самостоятельно принимать решения за него и даже не информировать о его состоянии и перспективах лечения. У врача есть право самостоятельно принимать решения за пациента и даже не информировать о его состоянии и перспективах лечения. Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технического обеспечения медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке.

Современная биомедицина расширяет технологические возможности вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводит к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы и не анализируются в их последствиях. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над человеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые слабыми электрическими воздействиями препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравнивают­ся с транквилизаторами и наркотиками.

Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания искусственным путем первого млекопитающего — овечки Долли (животного, полученного из соматической клетки) — феномен, потрясший воображение всех живущих на Земле. Заметим, что соматической называется любая клетка взрослого организма, она несет в себе набор наследственного вещества. Половые клетки имеют половинный набор генов, поэтому при зачатии отцовская и материнская половины соединяются в единый новый организм. Термин «клонирование» от древнегреч. klon — побег, черенок, всегда имел отношение к процессам вегетативного размножения и в этом своем качестве был достаточно хорошо знаком. Клонирование растений черенками, почками, клубнями в сельском хозяйстве известно, но с древних пор. Живые организмы, например амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клетки, которые называются клонами.

В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи, с чем возникла проблема возможности клонирования человека. До тех пор пока речь шла о клонировании в сельском хозяйстве, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подобным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человека, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага. По мнению известного американского ученого П. Диксона, любой способ, который испробован на млекопитающих, может быть применен к людям. В этом случае мы получим копии взрослых людей, копии своих родственников, друзей и вообще попадем в ситуацию реальной множественности, в которой и не отличить, где генетически подлинное человеческое существо, а где артефакт — искусственно созданное.

В 1998 г. американский физик из Чикаго Ричард Сид на симпозиуме по репродуктивной медицине громогласно заявил о намерении приступить к работам по клонированию человека. Сразу нашлись желающие участвовать в этом эксперименте: группа медиков и группа лиц, стремящихся обрести свои копии или быть донорами.

Целесообразен ли запрет клонирования в сельском хозяйстве? Ведь получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров животных-рекордсменов, которые будут точной копией родительского организма или необыкновенно ценными растительными лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных — все это говорит о еще одной революции в сельском хозяйстве. Причем здесь просматриваются самозамыкающиеся технологии, ибо кормлением может служить такое вещество, как калус, представляющее собой скопление делящихся клеток, из которых любая может дать жизнь новому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных белков также даст экономический эффект. Иногда исследователи усматривают и возможность восстановления вымерших видов посредством клонирования, так как в ископаемых костных останках можно обнаружить сохраненную ДНК.

Ответ на поставленную задачу упирается в необходимость четкого осознания многоаспектности феномена клонирования. Есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономический и прочие аспекты. Клонирование, как очень сложная экспериментальная технология, в принципе может приводить не только к воспроизводству эталонов (когда цель согласуется с результатом), но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявляющемся процессе рассогласования первоначально поставленных целей и полученных результатов. В условиях клонирования на человеке это аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонированный организм в социальном мире, а в случае с животным — в стадной жизни.

Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным образом, иначе у родившегося не будет души. Клонирование, на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам.

  Сказать, что Ватикан, наконец, признал теорию Дарвина.

Интересно, что в памятниках древности, например, в текстах Каббалы, запрещают возможность создания искусственного человека по заданным параметрам, ибо за этим стоит космическое всевластие во многом нравственно несовершенного существа.(Голум) Доктор Фауст у Гете пытается создать искусственного человека — гомункулуса и при этом присутствует сила зла — Мефистофель.

Медицинский аспект клонирования, предполагающий производство подверженных деформации органов и тканей, столь необходимых в хирургии и травматологии, влечет за собой проблему организации производства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае должны стать живые люди. А это, в свою очередь, может привести к социально негативным последствиям и криминальному бизнесу.

Обсуждение проблемы клонирования выявляет еще один неожиданный аспект. Данная технология во многом уязвима в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патологиями. Подагра, шизофрения, эпилепсия и ряд разнообразных нервно-психических расстройств — лишь незначительный набор характеристик гениальных личностей. Гениальный Циолковский, например, после перенесенной им в детстве болезни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы. Кроме того, гениальность связана с социальным признанием, с возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей, гений прошлого века может стать рядовым существом в следующем. Идея клонирования гениев может обернуться угрозой здоровью генотипа совокупного родового человека.

Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обострившихся глобальных проблем современности (радиация, острая экологическая проблема, вредоносные многообразные внешние факторы, воздействующие на организм, угроза уничтожения самого человечества) под большим сомнением. Такого рода экспериментирование, пусть даже под грифом «секретно», может привести к незапланированным мутацией, исход которых будет непредсказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы клонирование давало точные копии отобранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли последовало после 277 неудачных попыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер.

. Человек-«клон» — генетический Клонирование в целях помощи бездетным семьям также проблематично, ибо даже в случае положительного исхода и абстрагирования от всех социально-негативных факторов оно предполагает воспроизводство не нового организма, а однояйцового близнеца отца или матери; иными словами, не ребенка, а родственника: сестру или брата. Человек-«клон» — генетический брат-близнец человека. Более того, клонирование в аспекте решения проблемы деторождения является поддержкой инвертированных лиц (гомосексуализм мужской или женский). Технологии искусственного размножения отменяют самый веский аргумент против гомосексуальных отношений — однополые семьи как угроза недовоспроизводства человечества. Подобные технологии откроют шлюзы различным вариациям извращенных форм семейно-брачных отношений, укрепят основание неполных семей и поставят под сомнение всю систему кровнородственных отношений, красоту и полноту материнской и родительской любви. Перспективы будущего человечества не могут быть связаны с технологией клонирования.

Глобальный эволюционизм.

 

Важнейшей составляющей современной эволюционно-синергетической парадигмы является глобальный эволюционизм. Этот термин вошел в язык современной науки в начале 80-х годов ХХ в. Это понятие не тождественно традиционному дарвинскому понятию. Идея развития мира одна из важнейших идей европейской цивилизации. В естествознание она начала проникать еще в ХVIII веке, но особенно активно в XIX веке (геология, биология, социология). Но в науках физико-химического цикла вплоть до второй половины ХХ века господствовало представление о закрытых системах, в которых фактор времени не играет роли.

 Проникновение идеи развития в геологию, биологию, гуманитарные науки происходило независимо друг от друга. Только концу ХХ века в естествознание нашло теоретические и методологические средства для единой модели универсальной эволюции выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез).

Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная представляет собой развивающееся во времени природное целое, а вся теория Вселенной от Большого взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Здесь проявляются фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежность в их превращении в органическую материю.

 

В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность – направленность развития мирового целого на выявление своей структурной организации. Вся теория Вселенной от момента сингулярности до возникновения человека – предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.

 На этом пути очень важную роль играет так называемый антропный принцип. Содержание этого принципа стало возможным в силу того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура) именно такова, какими они являются. Если бы они были иными, Вселенная была бы другой и человека в ней бы не было. Согласно антропному принципу существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющий целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного системного организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной природы. Понимание этого дает ключ к обоснованию программ и проектов будущих космической деятельности человеческой цивилизации.

Идея глобального эволюционизма сопричастна экологической проблематике, которую среди глобальных проблем называют проблемой номер один. Человечество, осознав возможность самоуничтожения, озабочено поисками способов единения и сотрудничества. Новая картина мира включает человека не только как продукт эволюции, но и как существо, ответственное за эволюцию. Необходимо сменить потребительское отношение к природе на сознательное

Нелинейность.

Нелинейность присуща не только почти всем физическим процессам. Все глобальные процессы – экономические, социологические, демографические, экологические – описываются нелинейными законами. Пока умозрительно рассуждают о диалектике скачков развития или описывают типы смены одних качеств другими, в естествознании исследуют процессы самоорганизации материи. Во многих системах выявляют «Управляющие рули», на которые лично воздействовать даже малым применением параметра задачи, чтобы выйти на качественно новый уровень решения проблемы. Новые структуры могут возникать в точках ветвления системы, когда существенны выбор решения и пути развития, а в промежутках между ними. Поведение систем описывается причинно – следственными законами. Упорядоченные структуры возникают в астрофизике, нелинейной оптике, химии, биологии, геологии, экологии. При этом информация участвует в процессах и помогает в борьбе с энтропией. Строятся синергетические модели и для объяснения социальных процессов.

 

Нелинейность – понятие, обучающее процессы описывается нелинейными уравнениями. В математических системах уравнения, содержащие искомые величины в системах, больше единицы, которые смогут иметь несколько качественно различных решений. В более общем плане нелинейность используется при указании на много вариантность, альтернативность и необратимость временных путей смежных самоорганизующихся систем.

Таким образом, отличный результат получается тогда, когда учитывается, что любое явление природы – это очень сложное пережитие разно уровневых и разно векторных процессов, часто без линейных связей. Отношения в этом мире порой плохо поддаются объяснению с точки зрения формальной логики. Вот бабочка взмахнула крылом, а с другой стороны земного шара – ураган.

2.8. Естественнонаучная картина мира: история становления и принципиальные современные особенности.

    

Для удобства изложения материала целесообразно обратиться к понятию «естественнонаучная картина мира». С одной стороны под этим термином понимается особая форма систематизации и обобщения научных знаний об окружающем нас мире, а с другой «видение» и обобщение наукой знаний и представлений о мире. Естественнонаучную картину мира не следует отождествлять с обыденной картиной мира, которая обобщает знания отдельных людей об окружающем мире, а также с другими картинами мира, например, с религиозной.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция, так как в ней не только собирали, накапливали знания суждения, откровения, но и начали их систематизировать, выводить одно знание из другого. Это стало возможным благодаря созданной Аристотелем теории доказательств – логике. Были созданы первые научные программы и теории, например, атомистическая программа Демокрита, математическая программа Евклида, программа Аристотеля, объясняющая начала бытия, а также заложены основы наук будущего: физики, биологии и др.

Был совершён громадный методологический прорыв в познании окружающего мира, природы, который можно назвать первой глобальной научной революцией

Античные учёные создали первую натурфилософскую естественнонаучную картину мира. Она была полна выдумки, а сходство «изображения» с реальной действительностью было минимальным, хотя логически она была корректной.

Средневековая наука не предложила своих научных программ, так она опиралась в своих рассуждениях на религиозное учение, в котором и было дано объяснение устройство окружающего мира. Все, что противоречило религиозным взглядам, жестоко преследовалось. В тоже время были заложены основы наук, получивших развитие в эпоху Возрождения, таких как механика, астрономия и др.

В эпоху Возрождения был сформулирован новый взгляд на мир и была создана новая классическая наука, в том числе и естествознание на основе экспериментального и математического подходов к их изучению. Научная революция эпохи Возрождения затронула ряд отраслей научного знания, прежде всего механику и математику.

  Была создана механическая научная картина мира, основанная на представлении о мире как механизме, действующем по законам классической механики Ньютона и Галилея, т.-е., была предложена дискретная (прерывистая) и корпускулярная модель действительности, и корпускулярная концепция её описания.

В середине ХУ11 века в естествознание начали проникать идеи эволюции (развития).

\ В Х1Х веке были созданы термодинамическая картина мира, основанная на вероятностно-статистических закономерностях и законах, а также полевая (континуальная, непрерывная) электромагнитная картина мира.

На рубеже Х1Х – ХХ веков были созданы релятивистская и квантово-механическая картины

мира.

Картина мира, рисуемая современным естествознанием, сложна и проста одновременно.

Сложна, потому что она не согласуется с классическими научными представлениями

Проста, потому что в её основе лежат:

1) системность и системный подход, в соответствии с которым Вселенная представляет систему, состоящую из бесчисленного множества подсистем и элементов, взаимосвязанных между собой;

 2) глобальный эволюционизм, в соответствии с которым Вселенная и все её составные части непрерывно развиваются;

  3) самоорганизация, означающая процесс самоусложнения и самоупорядочивания Вселенной и её всех компонентов;

4) историчность – признаниепринципиальной незавершённости современной и будущих картин мира.

Современную картину мира можно назвать эволюционной или эволюционно-синергетической (эволюционно-самоорганизованной).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.033 с.)