Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии эффективности практической работы военного психолога. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Проблема совершенствования системы критериев оценки профес-сиональной деятельности психолога воинской части обусловлена недо-статочным использованием в повседневной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление степени соответствия профессиональной компетентности психолога и результатов его труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, опреде-ляющие основные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ориентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и личный вклад каждого из субъектов психологической работы. Вместе с тем анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым условием для начала самостоятельной деятельности и расширения ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества. Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требованиям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение главного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соответствие функционирования психики военнослужащих основным показателям психической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие. Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результативной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (схема 1).
Схема 1. Система оценки эффективности психологической работы В воинской части
Применительно к профессиональной деятельности военного психолога необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки: — в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога; — наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также военнослужащими воинской части; — данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов на предмет позитивной динамики профессионализма за определенный период;
— использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъективных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований профессии и человека. Субъективные критерии характеризуют степень соответствия про-фессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения). Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев: а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (производительность, качество, надежность); б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятель-ность, наличие творчества). Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям. К числу основных показателей профессиональной компетентности могут быть отнесены следующие: — психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления; — знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части; — знание и соблюдение этических норм деятельности; — самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, нали-чие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.); — владение навыками эффективной профессиональной коммуникации; — умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени; — полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др. Показателями эффективности психологической работы могут выступать следующие; — удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики; — способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания; — учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми; — удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психоло-гической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы; — объективность и точность психологической информации, свое-временность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам; — систематичность проведения и действенность мероприятий пси-хологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности. Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профес-сиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выделить несколько уровней ее эффективности.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.009 с.) |