Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы получения психологической информации в деятельности военного психолога.



 

Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствующей гипотезы, получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала. Этот процесс может иметь следующую структуру.

1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного военнослужащего.

2. Осознание возможных его причин.

3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных. Если первоначальная гипотеза не получила подтверждения, она отбрасывается и вместо нее выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и5-й этапы.

Фиксация данных может осуществляться в специальном документе — психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток.

 

Пример двагностограммы

Шаг I

Цель: проверка заключения офицера о наличии специфического отставания по тактической подготовке.

Предмет обследования: знания, умения и навыки отстающего военнослужащего.

Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении.

Способ реализации: исключение альтернативы «а».

Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с военнослужащим, наблюдение за работой на занятиях. Интервьюирование офицера.

Шаг II

Цель: определение специфического отставания по тактической подготовке.

Выводы: а) тип 1; б) тип 2.

Методы: наблюдение за характером работы военнослужащего на занятиях, беседа с офицерами о характере работы военнослужащего на самоподготовке, интервьюирование офицера.

Шаг III

Цель: выяснение причин отставания по типу 1.

Возможные выводы: а) пониженный интерес к тактической подготовке; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу; в) низкая эффективность учебной деятельности.

Методы: интервьюирование офицера, анализ записей по тактической подготовке, знакомство с журналом по боевой подготовке, беседа с офицерами, наблюдение за учебной работой.

Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу III-А.

Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными военнослужащими.

Подтверждение альтернативы «в» — переход к шагу III-Б.

Шаг IV

Цель: выяснить причины отставания по типу 2.

Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области тактической подготовки; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу.

Методы: интервьюирование офицера, знакомство с записями военнослужащего по тактической подготовке, журналом по боевой подготовке, наблюдение за работой военнослужащего на занятиях.

Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе.

Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу IV-A...и т.д.

В психодиагностограмме обязательно указываются и те методические средства (и конкретные методики), с помощью которых этот процесс осуществляется.

Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого военнослужащего, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Военнослужащий исследуется в деятельности, общении с учетом специфики служебных программ обучения и воспитания.

Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях военнослужащего. В случаях недоразвития (локальное, тотальное) необходимо отдифференцировать норму от патологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.006 с.)