Получение психологической информации в работе психодиагноста и ее использование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Получение психологической информации в работе психодиагноста и ее использование



 

Психодиагност-практик, пользуясь готовыми методиками, получает психологическую информацию в ситуации экспертизы или в ситуации оказания психологической помощи (Г.С. Абрамова).

В ситуации экспертизы взаимодействие клиента и психолога строится в зависимости от социального заказа. Клиент может оказаться в такой ситуации не по своей воле (например, аттестационный совет), поэтому он будет предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. будет стремиться действовать правильно.

Здесь требуется жесткая защищенность методик психолога-диагноста от возможной фальсификации. Психолог должен понять, что на самом деле означает поведение подэкспертного, в то время как он сам в это время старается выглядеть «правильным».

В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психолога строится по-другому. Если клиент уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологической помощи), то психолог встретится с открытостью, направленностью на сотрудничество. Клиент готов выполнять все инструкции, он вносит в них уточнения, переспрашивает, просит новых заданий. Эта ситуация резко повышает требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами.

Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог знает о факторах риска, характеризующих психическое развитие военнослужащего в каждом возрасте. Так, факторами риска на первом этапе службы можно считать следующие особенности поведения:

— выраженную психотропную расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;

— склонность военнослужащего к косметической лжи — приукраши-ванию ситуации, в которой он находится, к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; военнослужащий очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, военнослужащий имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших призывов или офицеров;

— инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым криком;

— импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки военнослужащего даже по незначительному поводу;

— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ да наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.

На первом этапе службы факторами риска, которые должны учитываться в прогностической психодиагностике, являются следующие особенности поведения:

— сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям асоциальной роли военнослужащего;

— неуменьшающаяся двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;

— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

— акцентуация компонентов впечатлений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

— наличие немотивированных колебаний настроения конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастеническими явлениями;

— отрицательное отношение к занятиям: эпизодические уклонения от выполнения служебных обязанностей или «неинтересных» занятий; побеги из подразделения (части) при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;

— реакции протеста, связанные с нежеланием служить, намеренное невыполнение служебных обязанностей «назло» младшим командирам; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения — грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований младших командиров;

— наличие к концу обучения в учебном подразделении стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы боевой подготовки; невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет слабых интеллектуальных предпосылок с отсутствием интереса к обучению;

— нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших военнослужащих;

— дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

Для военнослужащих третьего и четвертого периода службы факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие военнослужащего, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:

— отсутствие редукции черт психической незрелости, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость, реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок возраста;

— некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;

— ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек — истероиформная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

— сочетание указанных проявлений с невыраженностью служебных интересов, отрицательным отношением к службе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией;

— переориентация интересов на внеслужебное окружение;

— поведение с легким усвоением внешних форм неслужебного поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т.д.);

— неблагоприятные микросредовые условия (асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста;

— неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.

Знание этих факторов позволяет психологу строить краткосрочный или более длительный прогноз.

Прогностический диагноз по психологической информации (что будет дальше?) в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Длительный прогноз определяется представлением психолога об устойчивых характеристиках личности военнослужащего, а кратковременный прогноз основывается на его представлениях об изменчивых характеристиках личности.

- Один из возможных вариантов психологического прогноза при оказании помощи — привлечение клиента к этому процессу через информирование его о закономерностях психической реальности. Так, на начальном этапе службы к благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие:

— способность военнослужащего к выработке дисциплинированных форм поведения в воинском коллективе, умение тормозить свои желания;

— наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие служебной и учебной деятельности как необходимой;

— стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и другими регламентированными формами деятельности.

На последующих этапах службы прогностически благоприятными могут служить следующие факторы:

— гармоничность психофизического созревания;

— положительное отношение к службе или отдельным учебным предметам;

— целенаправленность во внеслужебной деятельности;

— ориентация на социально положительного лидера в среде све-рстников, адекватность поведения в подразделении; корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакции;

— устойчивость к неблагоприятным средствам влияния, появление реакции отрицательной имитации;

— невротический, с внутренними конфликтами переживания, а не психоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.

В целом благоприятными прогностическими факторами военно-служащего можно считать следующие:

— умение вставать на точку зрения другого человека;

— способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной;

— способность безоценочного отношения к действиям другого человека;

— готовность к изменению типа реагирования;

— личностная рефлексия;

— положительное отношение к себе;

— сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.013 с.)