Анализ состояния и использования основных средств организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ состояния и использования основных средств организации



Анализ состояния и использования основных средств организации

Анализ эффективности использования основного капитала

Анализ использования оборотных средств организации

Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами

Необходимым условием организации производства продукции является полное и своевременное обеспечение организации материальными ресурсами.

Анализ использования персонала организации

И фонда заработной платы

Анализ использования рабочего времени

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по организации.

Анализ использования рабочего времени начинается с составления баланса рабочего времени (таблица 1).

Таблица 1 – Основные показатели баланса рабочего времени одного рабочего

Фонд рабочего  времени Формула расчета Примечание
Календарный (Тк) Тк = 365 дней

Твых – количество выходных и праздничных дней;

Тнеяв – дни неявок: отпуска, по болезни, по решению администрации, прогулы и пр.;

t – номинальная продолжительность рабочего дня;

tВП – время внутрисменных простоев и перерывов в работе, сокращенных и льготных часов

Номинальный (режимный) (Тн) Тн = Тк - Твых
Явочный (Тяв) Тяв = Тн - Тнеяв
Полезный  (эффективный) (Тп)   Тп = Тяв. (t - tВП)

 

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (Чр), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):

ФРВ = Чр. Д . П.

Если фактически одним рабочим отработано меньше дней и часов, чем предусматривалось планом, то можно определить сверхплановые потери рабочего времени: целодневные (ЦДП) и внутрисменные (ВСП).

ЦДП = (Дфакт – Дплан) . ЧРфакт . Пплан ;

ВСП = (Пфакт - Пплан) . ЧРфакт . Дфакт.

Затем необходимо изучить причины образования сверхплановых потерь рабочего времени. Они могут быть вызваны дополнительными отпусками с разрешения администрации; заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности; прогулами; простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д.

Каждый вид потерь анализируется более подробно, особенно те, которые зависят от организации.

Сокращение потерь рабочего времени, которые обусловлены причинами, зависящими от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции, не требующим дополнительных инвестиций и позволяющим быстро получить отдачу.

Изучив потери рабочего времени, необходимо установить непроизводительные затраты труда, которые складываются из затрат рабочего времени на изготовление забракованной продукции и на исправление брака, а также в связи с отклонениями от технологического процесса.

 

Анализ себестоимости продукции

Анализ объемов производства и продажи продукции

5.1 Анализ динамики и выполнения плана производства

И продажи продукции

Основная цель анализа объемов производства и продаж продукции – анализ конкурентных позиций организации, ее способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

Объем производства и продажи продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Основными показателями продукции являются:

  • валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство;
  • товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот;
  • реализованная продукция (объем продаж) – полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции.

Объем производства и объем продаж продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально реализовать.

Обычно анализ начинают с оценки выполнения плана за предшествующий и отчетный периоды и выявления динамики изменения объема выпуска и продажи продукции за ряд лет.

Стоимостные показатели объема производства и продажи продукции при анализе их динамики должны быть приведены в сопоставимый вид, т.к. в условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

Для своевременного принятия управленческих решений в организации проводится оперативный анализ выпуска и отгрузки продукции, осуществляемый на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.

Анализ использования продукции производится с помощью материального баланса, в котором отражается наличие, поступление и использование продукции по различным направлениям. Сравнительный анализ проводится по каждому виду продукции путем сопоставления фактических показателей с плановыми, предыдущими годами, устанавливаются количественные отклонения, определяются структура и структурные сдвиги в использовании продукции.

 Особое место в анализе уделяют уровню товарности продукции. На изменение уровня товарности влияют факторы: объем произведенной продукции, объем проданной продукции, внутрихозяйственное потребление отдельных видов продукции. Необходимо анализировать соблюдение норм расхода отдельных видов продукции на внутрихозяйственные цели, чтобы выявить возможность увеличения продаж продукции.

В рамках комплексного анализа продукции необходимо провести анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по организации, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОППЛ) и его недовыполнением (ОПН) на плановый объем (ОППЛ):

. 100%.

Также важным направлением комплексного анализа является оценка риска невостребованности продукции. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации, вызванного этой причиной. Необходимо проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости продажи продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованности продукции.

 

Анализ качества продукции

 

Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту продаж продукции и конкурентоспособности организации.

Повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей производимой продукции независимо от ее вида и назначения (удельный вес новой продукции; аттестованной и неаттестованной продукции; сертифицированной и несертифицированной продукции; продукции высшей категории качества; экспортируемой продукции и т.д. в общем ее выпуске).

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность – жирность молока, содержание белка в продуктах питания;

- надежность – срок службы изделия до полного износа, гарантийный срок службы;

- технологичность – ресурсоемкость в производстве (характеризуется, например, показателями трудоемкости, энергоемкости); ресурсоемкость в эксплуатации, возможность ресурсосбережения;

- эстетичность изделий – привлекательность, удобство в пользовании, шумность, дизайн, гигиеничность и т.д.

Косвенные показатели качества – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

Первая задача анализа качества продукции – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается:

1) доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;

2) средний коэффициент сортности, который можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта.

3) средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях (отношение стоимости выпуска всей продукции к количеству всей продукции в натуральном выражении).

Основными причинами понижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточный уровень квалификации рабочих, качество оборудования, аритмичность производства, несовершенство упаковки и др.

Вторая задача анализа качества продукции заключается в определении его влияния на стоимостные показатели работы организации: выпуск валовой продукции ( ВП), выручку от продаж ( N), прибыль ( П). Расчет производится следующим образом:

ВП = (Ц1 – Ц0). Q1;

N = (Ц1 – Ц0). РП1;

П = ,

где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 – соответственно себестоимость изделия до и после изменения качества;

Q1 – количество произведенной продукции повышенного качества;

РП1 – объем продажи продукции повышенного качества.

Если организация выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то сначала необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше формулам рассчитать влияние сортового состава на выпуск валовой продукции, выручку и прибыль от продаж.

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

Платежный излишек (недостаток)

на начало года (А-П) на конец года (А-П)
Наиболее ликвидные активы     Наиболее срочные обязательства        
Быстро реализуемые     Краткосрочные пассивы        
Медленно реализуемые     Долгосрочные пассивы        
Труднореализуемые     Постоянные пассивы        
Итого     Итого        

 

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются неравенства

А1 ³ П1

А2 ³ П2

А3 ³ П3

А4 £ П4 min условие финансовой устойчивости

Если выполняются первые три неравенства, то есть текущие активы больше внешних обязательств предприятия, то есть (А1+А2+А3) > (П1+П2+П3), то автоматически выполняется четвертое условие: наличие у организации собственных оборотных средств.

Невыполнение одного из трех первых неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. Недостаток средств по одной группе компенсируется их избытком по другой, хотя при этом компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации более ликвидные активы не могут заменить менее ликвидные.

Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволяет установить тенденции в структуре баланса и его ликвидности.

Сопоставляя ликвидные средства и обязательства, вычисляются показатели тенденций и перспективной ликвидности.

Текущая ликвидность (А1+А2) > (П1+П2) Свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) организации на ближайший промежуток времени
Перспективная ликвидность (А3 и П3) Представляет прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей

 

Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитываются относительные показатели.

Коэффициент

Расчет

Норматив

Интерпретация

Коэффициент абсолютной ликвидности   

³ 0,1-0,2

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена в ближайшее время за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений

Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности

0,7-1

Показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить по мере погашения дебиторской задолженности

Коэффициент текущей ликвидности

> 1-2

Показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить в течение операционного цикла (степень покрытия текущих пассивов текущими активами)

Коэффициент уточненной оценки ликвидности

 – поправочные коэффициенты на степень ликвидности

> 1,2 Показывает реальные возможности погашения краткосрочных обязательств
Коэффициент покрытия нормальный

В основе расчета лежит требование не только безусловного возврата краткосрочной задолженности, но и возможность дальнейшей нормальной работы предприятия

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

³ 0,1

Показывает на сколько достаточно собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости

Коэффициент маневренности капитала

> 1

Показывает какая часть функционирующего капитала заключена в запасах и дебиторской задолженности. Если этот показатель в динамике умень­шается, то это является положительным фактом

Коэффициент восстановления платежеспособности

КВОС =

> 1

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность

                 

Анализ платежеспособности позволяет оценить, в какой степе­ни предприятие готово к погашению своих долгов.

Оценка и цена капитала

Капитал, как и другие факторы производства, имеет стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных затрат

Стоимость капитала — это его цена, которую предприятие пла­тит за его привлечение из разных источников.

Поскольку стоимость капитала представляет собой часть при­были, которую предприятие должно уплатить за использование сформированного или привлеченного нового капитала для обеспе­чения процесса производства и реализации продукции, данный по­казатель выступает минимальной нормой прибыли от операционной деятельности. Если рентабельность операционной деятельно­сти окажется ниже, чем цена капитала это приведет к «проеданию» капитала и банкротству предприятия.

Поскольку капитал предприятия формируется за счет разных источников, в процессе анализа необходимо оценить каждый из них и произвести сравнительный анализ их стоимости.

Стоимость собственного капитала предприятия в отчетном пе­риоде определяется следующим образом:

Цск = Изъятая сумма чистой прибыли собственниками в отчетном году

                   Средняя сумма собственного капитала в отчетном году

Для определения стоимости акционерного капитала использует­ся следующий расчет:

Цак =   Сумма выплаченных дивидендов по акциям  х 100

           Средняя сумма акционерного капитала

Стоимость заемного капитала в виде банковских кредитов исчис­ляется следующим образом:

Цкб = Сумма начисленных процентов за кредиты х (1 - Кн) х 100

          Среднегодовая сумма кредитов банка

 

Если проценты за кредит включаются в себестоимость продук­ции, то действительная цена кредита будет меньше на уровень став­ки налога на прибыль (Кн).

Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, может определяться следующим способом:

Цобл.займа = Сумма выплаченных процентов по облигациям х 100

                                Среднегодовая сумма облигационного займа

Стоимость внутренней кредиторской задолженности приравни­вается обычно к нулю, так как предприятие не несет никаких рас­ходов по обслуживанию этого долга.

Средневзвешенная стоимость всего капитала предприятия (WACC) определяется следующим образом:

WACC = ∑ (Уд i х Ц i) или Цк = Цск · Кск + Цзк · Кзк,

где: Цк – цена капитала предприятия,

Цск – цена собственного капитала,

Кск – удельный вес собственного капитала в организации,

Цзк – цена заемного капитала,

Кзк – удельный вес заемного капитала в организации.

Следовательно, ее уровень зависит не только от стоимости от­дельных слагаемых капитала, но и от доли каждого вида источника формирования капитала в общей его сумме. При увеличении доли более дорогих ресурсов средняя цена 1 руб. капитала возрастет, и наоборот.

Рассчитать влияние данных факторов можно способом абсолютных разниц:

WACCУД i = ∑ (Уд i х Ц i0),     WACCЦ i = ∑ (Уд i1 х Ц i0)

Оптимизировать структуру источников капитала нужно таким образом, чтобы средневзвешенная его цена снижалась.

Оценка капитала. Каждый собственник должен знать какова реальная рыночная стоимость его капитала.

Оценка предприятия – это расчет стоимости определенного объекта собственности на заданный момент времени.

Известно три подхода к оценке предприятия:

1) Доходный подход основывается на оценке будущих доходов от оцениваемого показателя. В доходном подходе используют 2 основных метода оценки:

· капитализация доходов;

· дисконтирование будущих доходов.

2) Рыночный подход включает 3 основных метода оценки:

· Метод рынков капитала. Основан на ценах, реально выплачиваемых за акции сходных фирм на мировых фондовых рынках. Основой данного метода является финансовый анализ и расчет следующих оценочных коэффициентов:

ü отношение цены к прибыли;

ü отношение цены к денежному потоку;

ü отношение инвестируемого капитала к прибыли, и другие

· Метод сделок.

Основан на анализе цен приобретения конкретных пакетов акций. При данном методе в основном используются те же показатели, что и в предыдущем методе.

· Метод отраслевых оценок. Основан на наличии устоявшихся показателей оценки в отдельных отраслях. Преимущество рыночного подхода: базируется только на рыночных данных и отражает реальную тактику продавцов и покупателей.

Недостатки: трудность получения данных по сравниваемым компаниям, основан на прошлых событиях, не учитывает изменение рыночной коньюктуры.

3) Затратный подход основа на методе оценки накопленных активов. Он включает оценку финансовых, материальных, нематериальных активов на основе балансового отчета с учетом различного ряда поправок.

Преимущество: достаточно простой и основывается на существующих активах предприятия.

Недостаток: трудность учета нематериальных активов и перспектив компании.

На практике при оценке предприятий применяют не один, а несколько оценочных подходов для получения наиболее надежного результата.

 

Анализ денежных средств

 

Анализ состояния и использования основных средств организации



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.095 с.)