Источники и факторы снижения издержек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и факторы снижения издержек



 

Снижение издержек производится с целью:

–  роста прибыли предприятия;

–  возможности уменьшения цен на изделие;

–  конкурентоспособность изделия, повышается доля на рынке,

–  увеличивается масса прибыли за счет роста объема продаж;

–  уменьшения потребности в оборотных средствах;

–  расходы на производственные и социальные нужды предприятия.

Возможности снижения издержек производства выделяются и анализируются по двум направлениям:

1. Источники – те затраты, за счет которых можно снизить уровень издержек и себестоимости продукции:

1.1. Снижение удельных материальных затрат

 

                                                                       (16.6.1)

 

где Iцен – индекс изменения цен; Iмз – индекс изменения материальных затрат; Умз – удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, %.

1.2. Снижение расходов на оплату труда

 

                                                                              (16.6.2)

 

где: Iзп – индекс изменения заработной платы; Iпт – индекс изменения производительности труда; Умз – удельный вес заработной платы в себестоимости продукции, %.

1.3. Снижение административно – управленческих расходов

 

                                                                                (16.6.3)

 

где Iур – индекс изменения управленческих расходов; Iоп – индекс изменения объема производства; Умз – удельный вес управленческих расходов в себестоимости продукции, %.

1.4. Снижение непроизводительных расходов и потерь (определяется методом прямого счета на каждом этапе);

1.5. Снижение расходов на содержание ОПФ в расчете на единицу продукции (определяется методом прямого счета на каждом этапе).

2. Факторы – технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки:

2.1. Внутрипроизводственные (могут управляться со стороны предприятия):

–  совершенствование норм расхода материальных ресурсов;

–  внедрение современных технологий;

–  повышение уровня механизации и автоматизации производства;

–  улучшение уровня использования оборудования, трудовых ресурсов, и т.д.

2.2. Внепроизводственные (предприятие не может оказать на них влияние):

–  цены на покупные сырье, материалы и оборудование;

–  природные факторы, и т.д.

 

 

ТЕМА 17 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

Основные понятия цены.

Функции цены.

17.3 Роль государства в ценообразовании.

17.4 Структура цены и факторы ценообразования.

Виды и классификация цен.

17.6 Цели и задачи ценообразования.

17.7 Стратегии ценообразования.

17.8 Методы ценообразования.

 

Основные понятия цены

 

В условиях рыночных отношений предприятие само решает: что, сколько, где, какого качества производить продукцию, кому и на каких условиях, по каким ценам продавать ее.

Принципы и методы формирования цен в плановой экономике строятся на том, что цены определяются на предприятии исходя из затрат на производство. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику.

Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения и товарно-денежных отношений. Полезность товара, его потребительские свойства проходят проверку на рынке, на котором и формируется цена.

Цена – это денежная оценка стоимости единицы товара. Цена является показателем, указывающим фактическую сумму, которая была заплачена за объект купли-продажи в результате состоявшейся сделки, или сумму, которая будет уплачена со стопроцентной уверенностью. Цена может колебаться относительно стоимости в сторону уменьшения или в сторону увеличения.

 

Функции цены

 

Цены выполняют следующие функции:

· информационная – распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках;

· распределительная – распределение ресурсов в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Цены участвуют в распределении и перераспределении ВВП между различными отраслями и сферами производства, различными группами населения;

· стимулирующая – создает заинтересованность предприятия в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек и в итоге повышает конкурентоспособность продукции;

· уравновешивающая – обеспечение равновесия между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается и, наоборот, снижение спроса над предложением снижает цену;

· обеспечение доходности – обеспечивает не только возмещение издержек, но и достижение максимального объема прибыли при оптимальном объеме производства;

· учетная – это функция учета и измерения затрат общественного труда. Цена определяет сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей (ВВП, объем производства, рентабельности и др.).

17.3 Роль государства в ценообразовании

 

Роль государства в регулировании цен в рыночной экономике должна касаться только ограниченного круга товаров. На большинство товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности. Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно. Государственное регулирование должно распространяться на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные услуги).

В апреле 1999 г. Палатой представителей принят Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» и в конце апреля того же года постановлением Министерства экономики утверждено «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов».

Закон «О ценообразовании» определяет, что регулируемые цены (тарифы) применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси, включенных в Государственный Реестр;    

на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), (конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров).

Административное регулирование цен осуществляется путем установления: фиксированных цен; предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену; порядка определения и применения цен; декларирования цен.

 

17.4 Структура цены и факторы ценообразования

 

Структура национальных цен в различных странах по форме одинакова. Она включает издержки и прибыль предприятия (фирмы), торговые надбавки (скидки), косвенные налоги, другие составляющие, как например транспортные издержки или затраты по страхованию.

Вместе с тем следует иметь в виду, что расчет каждого из названных элементов национальных цен специфичен в отдельных странах. Принципиальная схема структуры цены дана в таблице 17.4.1.

 

Таблица 17.4.1 – Принципиальная схема формирования отпускной цены предприятия, оптовой и розничной цены

 

Издержки предприятия на производство и реализацию продукции Прибыль предприятия Налоги, включаемые в цену Оптовая надбавка Торговая надбавка
Полная себестоимость        
Отпускная цена предприятия        
Оптовая цена сбытовых организаций        
Розничная цена торговых предприятий        

 

Отпускная цена предприятия – цена (тариф), применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемую продукцию или услуги (работы), со всеми покупателями.

Оптовая надбавка – надбавка, образующаяся в оптовом звене сферы обращения. Предназначена для компенсации расходов, связанных с операциями купли-продажи и получением прибыли. Устанавливается по соглашению сторон – оптовых и розничных предприятий. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров надбавки (до 30%).

Торговая надбавка – надбавка, устанавливаемая торговыми или иными предприятиями при реализации продукции населению. Предназначена для покрытия расходов торговых предприятий, связанных с продажей продукции в розницу и получения прибыли от этих операций. Уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение размеров торговой надбавки (до 20%).

Оптовая цена – цена первого оптового покупателя, или первого покупателя, завезшего товар из-за пределов республики.

Розничная цена – цена, по которой товар реализуется населению. Фиксированная розничная цена устанавливается органами ценообразования. Свободная – формируется розничными торговыми предприятиями исходя из отпускной цены с добавлением торговой надбавки в установленных размерах.

 

Виды и классификация цен

 

Система цен в народном хозяйстве представляет собой совокупность разных видов цен и тарифов, обслуживающих экономические взаимоотношения предприятий, отраслей и регионов, а также государства, отдельных хозяйственных единиц и населения.

Цены принято классифицировать по нескольким признакам.

Таблица 17.5.1– Классификация цен

Экономические признаки Виды цен
1. В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения · оптовые цены на продукцию промышленности; · цены на строительную продукцию; · закупочные цены на с/х продукцию; · товары грузового и автомобильного транспорта; · розничные цены; · тарифы на платные услуги населению; · цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
2. В зависимости от территории действия · единые или поясные; · региональные (зональные).
3. В зависимости от государственного вмешательства в ценообразование · свободные; · регулируемые; · фиксируемые цены.
4. В зависимости от степени новизны товара применяются следующие методы ценообразования · «снятия сливок»; · проникновения (внедрения) на рынок; · психологическая цена; · следования за лидером; · цена с возмещением издержек производства; · престижная цена.
5. На товары, реализуемые на рынке продолжительное время · скользящая; · долговременная; · цена потребительского сегмента рынка; · гибкая цена; · договорные цены.
6. При проектировании технически сложных изделий · равноэффективные; · лимитные цены.

17.6 Цели и задачи ценообразования

 

Большинство предприятий в своей практической работе часто сталкиваются с необходимостью принятия решений по установлению цен на производимую продукцию. Эта проблема возникает в следующих случаях:

1. Цена устанавливается впервые, например, при выпуске на рынок новой продукции или начале продажи производимой продукции на новом рынке, каковым может быть и экспортный рынок.

2. Обстоятельства принуждают фирму принять решение об изменении цены. Такими обстоятельствами могут быть: изменение спроса, изменение структуры затрат, стимулирование продаж, привлечение новых покупателей.

З. Цены изменяют конкуренты. В этом случае фирме предстоит решить вопрос, следует ли ей также изменить цену своего товара.

Ценовая политика предприятия строится на основании поставленных целей. Это обуславливает применение альтернативных методов ценообразования. Выбор метода зависит от характера товара, степени его новизны, дифференциации по качественным характеристикам, стадии жизненного цикла товара, вида и способа производства. Кроме того, учитываются и внешние факторы: политическая стабильность, уровень инфляции, система государственного регулирования, структура рынка, уровень платежеспособности населения и др.

Цели и задачи, которые приходится решать предприятиям, вытекают непосредственно из воздействия окружающей среды, т.е. из анализа рынка, положения на нем предприятия, его конкурентной позиции и других факторов. Поэтому предприятие может ставить перед собой не одну, а несколько целей, как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Классификация целей и вытекающих задач представлена в таблице 17.6.1.

 

Таблица 17.6.1 – Классификация целей и задач ценообразования

Цели

Задачи Уровень цен

Краткосрочные

Выживаемость фирмы

Сохранение существующего положения на рынке

Низкий (тенденция к понижению)

Обеспечение окупаемости затрат

Получение высокой прибыли

Быстрое получение выручки (денежных средств)

Высокий (тенденция к росту)

Максимизация текущей прибыли

Долгосрочные

Обеспечение высокого качества

Сохранение лидерства по качеству

Высокий

Завоевание лидерства по качеству

Максимизация сбыта

Увеличение объема продаж

Низкий

Завоевание лидерства по доле рынка

 

На практике используются различные методы установления цен. При этом учитывается влияние различные группы факторов, оказывающие влияние на стратегию ценообразования и на принятие конкретных решении. В специальной литературе по ценообразованию рассматриваются следующие факторы: позиция и цели фирмы на рынке, издержки или фактор затрат, фактор спроса и предложения, потребители, конкуренты, жизненный цикл продукта (степень новизны продукции), фактор полезности, торгующие организации, структура рынка, государственное воздействие на ценообразование.

 

 

17.7 Стратегии ценообразования

 

Выбор стратегии установления цены зависит от рыночной ситуации, в которой действует предприятие. Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения. ' Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.

При поставке на рынок нового товара предприятие выбирает одну из следующих стратегий:

1. Стратегия «снятия сливок», суть которой в том, что с самого начала появления нового товара на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен происходит после того, как спадет первая волна спроса. Эта стратегия обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара. Основным недостатком такой стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов.

2. Стратегия проникновения на рынок заключается в том, что предприятие устанавливает более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда объемы производства других товаров позволяют возмещать, потери прибыли на отдельном изделии. Поскольку реализация такой стратегии требует больших материальных затрат, чего не могут позволить себе мелкие и средние фирмы, поскольку они не располагают соответствующими возможностями.

3. Стратегия психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и исключение обмана. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу.

4. Стратегия следования за лидером предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой, доминирующей на рынке.

5. Стратегия скользящей цены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения опроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка. Такой подход к установлению цены применяется чаще всего для товаров массового спроса.

С учетом цели фирмы, стратегия может быть следующая: получения максимальной прибыли, лидерство в доле рынка, лидерство по качеству, обеспечение выживаемости фирмы.

17.8 Методы ценообразования

 

Все методы ценообразования можно разделить на три основные группы:

1. затратные методы:

затратный;

агрегатный;

структурной аналогии;

2. параметрические методы:

метод удельной цены;

бальный;

метод регрессионного анализа;

3. методы с ориентацией на спрос и уровень конкуренции:

метод текущей цены;

метод анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

метод тендерного ценообразования.

Затратные методы ценообразования.

Под затратным понимается ценообразование, базирующееся на фактически сложившихся затратах.

Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляются прибыль фирмы и косвенные налоги. В конечном итоге эти методы отражают ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени на рыночный спрос. На основе издержек могут устанавливаться цены на новые товары, так как на рынке не существует аналогов для сравнения. Особенно это относится к случаю единичного производства продукции, выполнения государственного заказа, монопольного положения на рынке. Формула цены при этом методе:

 

,                                                                             (17.8.1)

 

где С - себестоимость, затраты, издержки;

r - рентабельность изготовления продукции;

Н - сумма косвенных налогов.

 

Агрегатный метод используется в том случае, если вновь выпущенная продукция состоит из конструктивных элементов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себестоимость которых известна. Применяется для изделий, собранных из унифицированных элементов, узлов, деталей (например, металлорежущие станки, другое промышленное оборудование, транспортные средедства). Цена продукции, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов изделия с добавлением затрат по сборке. Этот метод применяется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определений цен сложных видов техники.

Метод структурной аналогии. Применяется в производствах с широкой номенклатурой однотипных изделии или услуг (работ). Цену устанавливают по аналогу. При расчете цены конкретного изделия используют фактические данные о доле основных видов затрат в цене аналогичного товара. По новому изделию определяют один из главных (основных) элементов затрат (материалы, заработная плата, амортизация). Определяют долю этого элемента затрат в полной себестоимости изделия (или цене), и соответственно определяют цену нового изделия.

Например, если заработная плата – 10000 руб., удельный вес в цене – 20%, то цена была: (10 ∙ 100)/20=50000 руб. Стало: заработная плата – 20000 руб., удельный вес в цене – 20%, то цена будет: (20 ∙ 100)/20=100000 руб.

Следует отметить, что в основе рассмотренных методов затратного ценообразования лежит трудовая теория стоимости. В рамках этой теории предполагается, что формирование стоимости происходит в сфере производства, поэтому база ценообразования носит преимущественно производственный характер. Таким образом, согласно трудовой теории стоимости, процесс ценообразования замыкается преимущественно в пределах одного фактора - издержках производства.

Параметрические методы ценообразования.

Суть методов состоит в определении количественных зависимостей между ценой и основными потребительскими свойствами продукции в пределах параметрического ряда.

Метод удельной цены. Он используется для расчета и анализа цен товаров, характеризующихся довольно полно одним основным параметром качества. К таким параметрам относятся производительность, мощность, грузоподъемность, содержание полезных компонентов в веществе и др. Эти показатели выражают потребительскую стоимость, полезность продукции и в значительной мере определяют общий уровень цены изделия. Данный метод широко используется в машиностроении. Расчет цены по этому методу прост и заключается в определении цены единицы основного параметра качества. Сначала определяется цена единицы основного параметра качества по формуле:

 

,                                                                                        (17.8.2)

 

где Цо - удельная цена единицы основного параметра;

Цф - абсолютная величина действующей цены;

Хф - значение основного параметра в соответствующих единицах измерения.

 

Затем рассчитывается цена нового изделия по формуле:

 

,                                                                                   (17.8.3)

 

где Хн - значение основного параметра нового изделия.

 

Балловый метод. Суть этого параметрического метода заключается в формировании цен на основе экспертных оценок параметров качества изделий. Этот метод незаменим в тех случаях, когда цена определяется несколькими параметрами качества, в том числе такими, которые не поддаются количественному соизмерению. К ним относятся удобство использования изделием, эстетические свойства, дизайн, экологичность, противопожарность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет).

Метод регрессионного анализа. Суть метода состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметрического ряда изделий. При этом цена выступает как функция от параметров:

 

,                                                                     (17.8.4)

 

где Х1, Х2, Х3,…Х n - параметры изделия.

 

Этот метод позволяет определять аналитическую форму связи и использовать рассчитанные уравнения регрессии для определения цен изделий, входящих в данный параметрический ряд и определять цены в зависимости oт их параметров. Этот метод является самым точным, совершенным среди параметрических методов.

Методы ценообразования с ориентацией на спрос и уровень конкуренции.

Метод текущей цены используется на тех рынках, где продаются однородные товары. Фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, фактически имеет очень ограниченные возможности влияния на цены. Цены на таком рынке не диктуются отдельной фирмой, а формируются в результате совместных действий хорошо информированных покупателей и продавцов. На таком рынке отдельная компания, которая попытается продавать свой товар по более высокой цене, будет иметь очень мало клиентов. Отличительной особенностью установления цен на рынке свободной конкуренции является то, что фирмы не стремятся сохранять постоянную зависимость между своими ценами и издержками на производство продукции.

Анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли предполагает установление такой цены, которая обеспечивает предприятию желаемый объем прибыли. В основе расчета лежит определения так называемой точки безубыточности и построение соответствующего графика.

Метод тендерного ценообразования предусматривает формирование цены в ходе конкурентной борьбы фирм за подряды на торгах. Для того чтобы получить крупный заказ, например, заказ на подрядное строительство, или государственный заказ, фирма ориентируется на цены конкурентов, устанавливая ее ниже цены конкурентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.068 с.)