Методика расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта



Стельмах Е.А. Методика расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта [16] В работе рассматривается методика расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта, раскрыты его основные дефиниции и виды, предложено авторское определение «спортивного туристического продукта», предложены этапы расчета оценки уровня конкурентоспособности спортивного туристического продукта, алгоритм исследования расчета конкурентоспособности товара (услуги).

Stelmakh E. The methodology for calculating the competitiveness of sports tourism product in the work of the technique for calculating the competitiveness of sports tourism product, are disclosed his basic definitions and types, suggested author's definition of «sports tourism product», suggested steps for calculating assessment of the competitive level of sports tourism product, the algorithm research for calculating the competitiveness of goods (services).

Постановка проблемы. Существующее положение сферы спортивного туризма в основном характеризуется как неудовлетворительное. Разрушение существующей инфраструктуры, отсутствие надлежащего финансирования, высокая степень износа основных фондов, негативное влияние проведения антитеррористической операции, политических и социально-экономических проблем как на развитие национального хозяйства в целом, так и на конкурентоспособность туристических услуг обусловливают необходимость поиска путей восстановления и поступательного развития спортивного туризма.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованиям методики расчета конкурентоспособности, посвящен ряд научных трудов отечественных ученых таких как: Кардаш В.Я., Криковцева Н.А., Лифиц И.М., Лойко Д.П. и др., которые предлагают методики расчета конкурентоспособности товаров (услуг). Однако, методика расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта и его показателей до конца неопределенна и это свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса.

Выделение нерешенной проблемы. Ориентация на здоровый образ жизни и досуга, привлекательность спортивных видов туризма, распространяется год за годом, перспективы получения прибыли от предоставления услуг для въездных спортивных туристов, все это привлекает внимание к вопросам организационно-экономического развития спортивного туризма.

Однако отметим, что в современной туризмологии нет единого терминологического определения «спортивного туристического продукта», а так же не определена методика расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта.

Цель статьи. Целью данной статьи является раскрытие методики расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта.

Изложение основного материала исследования. Спортивный туристический продукт является главной составляющей материально-технической компоненты развития спортивного туризма. Конкурентоспособность товара (услуги) в широком смысле определяет возможность продажи товара (услуги) на определенном рынке (сегменте). Каждый покупатель приобретет тот товар или услугу, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности, а масса покупателей - тот товар (услугу), который более полно соответствует общественным потребностям, чем товары (услуги) конкуренты. Поэтому конкурентоспособность товара (услуги) можно определить, только сравнивая товары-конкуренты между собой. Конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени, имеет индивидуальный характер (то есть каждый покупатель имеет свой критерий оценки удовлетворения своих потребностей) [1].

«Спортивный туристический продукт», по нашему мнению, - это услуги по организации и проведению мероприятий по активному спортивному туризму и товары (спортивное снаряжение), которые удовлетворяют потребности потребителей при осуществлении туристической поездки).

Чтобы определить конкретный товар (услугу) конкурентоспособным его необходимо сравнить с другим имеющимся на рынке товаром (услугой). От качества и цены спортивного снаряжения зависит спрос на услуги активного спортивного туризма, определяет конкурентоспособность этой отрасли в целом. Для народного хозяйства на данном этапе важно выпускать не только больше товаров для туризма, а главнее выпускать высококачественные, конкурентоспособные на мировом рынке изделия [5]. Решение этой многогранной задачи - экономического, технического, социального, морального позволит поднять авторитет товаров для туризма, в том числе на международном уровне. Итак, речь идет не только о систематическом улучшения свойств товаров для туризма, которые уже выпускаются, но и о постоянном обновлении изделий, повышения их конкурентоспособности с учетом научно-технических достижений и требований современной эстетики. Потребительская ценность товаров для активного спортивного туризма является исторической категорией и под влиянием технического процесса и общественных потребностей происходит постоянная смена требований потребителей к их ассортименту и качеству.

Если раньше потребителей интересовали в основном эргономические свойства товаров для туризма, то сейчас их интересует и их эстетический уровень (соответствия изделий направлениям моды, совершенство производственного исполнения). Такие критерии социальной полезности товаров для туризма на данном этапе является степенью их влияния на решение основных социальных задач, стоящих перед обществом - удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах для туризма.

Необходимость создания спортивного туристического продукта, отвечающего по своему качеству требованиям внешних рынков особенно обострилась в последние годы. Главное сегодня - правильно ориентироваться в вопросах объема выпуска товаров, своевременно вносить предложения о замене ассортимента, о соответствии и изменение спроса населения. Для этого необходимо, чтобы коммерческая работа торговых организаций основывалась на тщательном, всестороннем анализе потребностей рынка и возможностей промышленности по их удовлетворению.

При определении конкурентоспособности спортивного туристического продукта необходимо ориентироваться не на «абстрактный лучший мировой аналог», а на оценку всех рыночных факторов, которые могут быть учтены при правильном использовании форм и методов современного маркетинга, что позволит не только определить показатели «прогнозируемого лучшего мирового аналога», но и правильно оценить место и время ее успешной реализации на мировом или внутреннем рынке.

Базой для оценки конкурентоспособности товара должно быть исследование потребностей покупателей, требований рынка. Именно рынок представляет собой сферу общественных отношений где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку потребителей в соответствии его потребностей и где выявляются отклонения от их потребностей. При совершении покупок потребитель выбирает необходимый товар среди аналогичных и приобретает тот, который удовлетворяет его потребность в наибольшей степени. Каждая потребность, относится она к сфере производства или к области личного потребления, характеризуется параметрами, описывающими круг ее использования, условия удовлетворения и содержание необходимого полезного эффекта.

Для целей определения конкурентоспособности спортивного туристического продукта нельзя ограничиться оценкой технического уровня и качества изделий. Для ответа на этот вопрос необходимо остановиться на взаимосвязи категорий «качество» и «конкурентоспособность». «Качество» - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Итак, «качество» продукции представляет собой результат конкретного труда, выраженная в свойствах продукции, и является фактором, характеризующим потребительское стоимость. Конкурентоспособность товаров для туризма определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя, и обеспечивает удовлетворения данной потребности, а другие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не будут.

Этапы расчета оценки уровня конкурентоспособности спортивного туристического продукта изображены на рис. 1.

Оценка конкурентоспособности спортивного туристического продукта должна проводиться для видов товаров объединенных следующими общими признаками: одно назначение (взаимозаменяемость); одни стадии жизненного цикла; одинаковый состав.

Оценка свойств для определения конкурентоспособности спортивного туристического продукта состояла из нескольких этапов, которые представлены на рис. 1.

Конкурентоспособность спортивного туристического продукта зависит от многих факторов, характеризующих надежность, долговечность, износостойкость, сохранность, гигиеничность, эстетичность и технологические - это функциональные размеры, удобство пользования изделием, удобство ухода за изделием, форма изделия, цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей (дизайн), удобство размещения, состав каркаса (металлические и стеклопластиковые), тип тканей (полиамидные, полиэфирные и смесовые ткани с добавлением хлопка), водостойкость тканей, сохранение внешнего вида в период эксплуатации.

На первом этапе заполняется таблица по выбору номенклатуры показателей для оценки уровня конкурентоспособности и расчета коэффициентов весомости.

 

І Изучение товара (услуги), информация о нем и выбор показателей
ІІ Проведение ранжирования показателей экспертами
ІІІ Определение согласованности мнений экспертов
ІV Окончательный выбор показателей
V Определение коэффициента весомости каждого показателя
VI Выбор подходящего метода для оценки выбранных показателей
VII Расчет конкурентоспособности по выбранному методу

Рис. 1. Этапы расчета оценки уровня конкурентоспособности спортивного туристического продукта

 

На втором этапе обработка данных проводится методом ранжирования. Результаты ответов экспертов позволяют расположить в ряд по значимости показатели качества: сохранение внешнего вида в период эксплуатации, цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей (дизайн), состав каркаса (металлические и стеклопластиковые), удобство пользования изделием. При ранжировании наиболее значимый показатель оцениваем 1, наименьший рангом 10, затем определяем коэффициент весомости каждого показателя [4].

На третьем этапе для определения согласованности мнений экспертов рассчитываем коэффициент конкордации (W), он рассчитывается по следующей формуле:

(1)

 

Где Si - сумма чисел; S - средняя сумма чисел; m - количество экспертов; n - количество показателей.

На четвертом этапе строится диаграмма ранжирования показателей, выбранных экспертами для оценки уровня конкурентоспособности спортивного туристического продукта. На основании диаграммы осуществляется окончательный выбор показателей, при этом показатели, разложенные значительно выше средней линии чисел не учитываются.

На пятом этапе рассчитаем коэффициент весомости для туристического продукта по формуле:

(2)

 

Где Si - сумма рангов для каждого показателя.

На VІ этапе выбираем систему оценки, оцениваем конкретные образцы изделий и рассчитываем значение функции полезности (Q), то есть комплексный показатель качества по формуле:

(3)

 

Где pi - средняя оценка показателя, баллы;

mi - коэффициент весомости показателя;

n - количество показателей.

На основании расчетов значения функции полезности (комплексный показатель качества) устанавливается окончательный их ранговый распределение.

На VІI этапе оценивать уровень конкурентоспособности изделия можно дифференциальным, комплексным и смешанным методами. Дифференциальный метод предполагает сравнение изделия, анализируется с изделием - эталоном. Метод применяется на всех этапах жизненного цикла товара - от проектирования до потребления. Преимущества: метод прост, не требует много времени и материальных ресурсов, наглядно наблюдается, по каким показателям товар существенно отличается от базового образца. Если относительные показатели качества большие или равны единице, то уровень качества оцениваемого товара выше или равный базовому образцу и, наоборот, если они меньше единицы, то оцениваемый товар имеет более низкий уровень качества от базового образца. Недостатки: сравнительная форма фиксации значения оценки («лучше» - «хуже»), невозможность однозначно установить качество изделия в целом, а только по отдельным показателям.

Комплексный метод основан на сопоставлении обобщающих показателей оцениваемого и базового образцов (эталона). Применяется в тех случаях, когда необходимо представить уровень качества товара одним обобщенным показателем, который бы содержал в себе функции единичных показателей качества. Отличительной особенностью комплексного метода оценки уровня качества товара является необходимость определения коэффициентов весомости, характеризующие значимость отдельных потребительских показателей. Преимущества комплексного метода: можно однозначно определить, какой товар лучше, чем базовый образец, в целом и в какой мере. Недостатки: метод достаточно сложный, длительный, требует дополнительных затрат времени и материальных ресурсов.

При смешанном методе оценки уровня качества товара сначала объединяют единичные показатели уровня качества по группам свойств (назначение, эстетические, эргономические и т.д.) И для каждой группы рассчитывают групповой комплексный показатель, а затем групповые показатели оценивают дифференциальным методом.

Исходя из вышеприведенных методик оценки конкурентоспособности можно предложить следующий алгоритм исследования расчета конкурентоспособности товара (услуги), который включает 7 этапов (рис. 2) [3].

На основании рассчитанного интегрального показателя формулируются выводы: если Кинтегр> 1, то товар (услуга), исследуется превосходит по конкурентоспособности образец, если Кинтегр <1 - уступает, если Кинтегр = 1 - находится на одинаковом уровне. После этого принимаются соответствующие решения о производстве товара (услуги) и вывода его на рынок; о повышении конкурентоспособности и оптимизации затрат. Задача предприятия целенаправленно повышать показатели конкурентоспособности по потребительским характеристикам и снижать показатели конкурентоспособности по экономическим параметрам.

 

 

(1) Изучается товар (услуга) и делается отбор показателей

(2) Формируются требования к товару (услуге) на основе анализа проекта, оценки стоимости реализации проекта, определение емкости рынка и перспектив сбыта.

(3) определяется цель анализа конкурентоспособности товара (услуги)

(4) определяется перечень параметров, подлежащих оценке.

(5) Устанавливается иерархия параметров по уровню значимости для потребителя.

(6) Выбирается товар (услуга)-еталон и рассчитывается вероятная оценка конкурентоспособности товара (услуги)

(7) Рассчитываются системы показателей оценки конкурентоспособности (единичные, групповые и интегральные показатели).

Рис. 2. Алгоритм исследования расчета конкурентоспособности товара (услуги)

 

При исследовании конкурентоспособности товара (услуги) важно учитывать, что качество и цена товара (услуги) на современном рынке являются важными показателями конкурентоспособности, но все большее значение приобретают факторы, связанные с предоставлением предпродажных услуг, предоставляемых услуг в процессе продажи товара, послепродажных и предоставляемых в процессе эксплуатации товара [1, 2].

Таким образом, центральной задачей туристического предприятия в повышении конкурентоспособности является постоянное повышение совокупной полезности товара (услуги) и снижение потребительской цены на этот товар (услугу).

Выводы и предложения. Экономический смысл методики расчета конкурентоспособности спортивного туристического продукта и его показателей свидетельствует о том, что оценку конкурентоспособности товара (услуги) необходимо осуществлять систематически, целенаправленно и комплексно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.022 с.)