К вопросу О содержании понятия «туристская привлекательность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу О содержании понятия «туристская привлекательность»



Дегтярёва Т.В., Борисенко И.В., Черномырдина С.О., Калашников А.В. [4] К вопросу о содержании понятия «туристская привлекательность». В статье поднимается вопрос содержания понятия «туристская привлекательность». Проанализирована, синтезирована и выявлена общая трактовка понятия «туристская привлекательность». Данная теоретическая работа необходима, прежде всего, для дальнейших исследований по поиску способов измерения туристской привлекательности территорий, в том числе в ЮФО.

Degtyaryova T.V., Borisenko I.V., Chernomyrdin а S.O., Kalashnikov A.V. «To a question about the content of the concept of «Destination Attractiveness». The article raises the question of the concept of «Destination Attractiveness». Analyzed, synthesized and identified common interpretation of the category of «Destination Attractiveness». This theoretical work is needed to further research to find ways to Measuring Destination Attractiveness, for example in the Southern Federal District.

 

Постановка проблемы. В настоящее время категория «туристская привлекательность» является общепринятым словосочетанием и воспринимается как цель развития туризма (туристской деятельности) в целом. Туризм как основополагающее понятие позволяет более точно определить категорию «туристской привлекательности».

Понятие «туристская привлекательность» является комплексным и многоаспектным, включающим в себя такие составляющие как туристские ресурсы, туристские впечатления, туристский потенциал, туристскую инфраструктуру, туристские спрос и предложение, а также многое другое. В тоже время «туристская привлекательность» является элементом, включающимся в определение понятий, характеризующих территорию.

Понятие «туристская привлекательность» воспринимается как очевидное, а общепринятой и зафиксированной в нормативно-правовой документации, регламентирующей развитие туризма, профессиональной трактовки не имеет, поэтому «туристскую привлекательность» часто приравнивают к другим тождественным понятиям.

В данной статье авторы попытались проанализировать, синтезировать и выявить общую, верную трактовку понятия «туристская привлекательность».

Если обратиться к мировому опыту изысканий на заданную тему, то можно отметить, что теоретические основы и эмпирические исследования туристской привлекательности явились производными из нескольких дисциплин и областей знаний. К вопросу туристской привлекательности серьезно подошли к 1970-м годам.

Анализ последних исследований и публикаций. Большая часть знаний о туристской привлекательности пришла из анализа и необходимости классификации туристских ресурсов (Янг, 1999; Уолмсли и Дженкинс, 1992).

Потребность консолидировать многочисленные туристские достопримечательности, в частности, факторы туристской привлекательности, берет свое начало в необходимости упростить очень сложную туристскую систему, состоящую из большого разнообразия туристических объектов, которые, ввиду их характерных особенностей, очень неоднородны [1, с.497].

Первоначально ученые исследовали и оценивали привлекательность территорий, в таких странах и регионах, как Южная Африка (Ferrario, 1979), Турция (Gearing, Swart, and Var, 1974), Греция (Piperoglou, 1966) и Британская Колумбия (Var, Beck, and Loftus, 1977). Другие научные деятели сосредоточились на изучении единственном аспекте назначения привлекательности региона (Ritchie and Zins, 1978). По мнению Лью, существуют три основных подхода для определения привлекательности территории: идеографические, организационные и познавательные. Первый относится к конкретной характеристике территории и представляет систематизацию атрибутов туризма. Идеографический подход связан с компонентами туристской деятельности. Второй подход (организационный) лучше всего описывает пространственные и временные связи между туристскими достопримечательностями. Когнитивный подход основан на эмпирических характеристиках, которые относятся к достопримечательностям, и фокусируется на компоненте спроса туризма [2].

Нельзя не согласиться с мнением Крауча, что туристские ресурсы являются ключевыми мотиваторами при выборе туристами места дестинации [3, с.137-152].

Позже, когда индустрия туризма пережила переход от продавца к рынку покупателя, изучение туристской привлекательности стало частью маркетинга.

Сегодня можно говорить о двух подходах (наиболее часто встречающихся в научной зарубежной литературе) к пониманию и изучению туристской привлекательности, а именно: спрос и предложение [4]. Предложение, как составляющая туристской привлекательности территории, включает в себя все имеющиеся туристские ресурсы и объекты дестинации, которые влияют на выбор и привлечение потенциальных посетителей в регион. Они основаны на оценках количества, доступности, популярности и факторов туристского обслуживания в дестинации. В противоположность этому, спрос в основном базируется на анализе потребностей, интересов и поведения посетителей по отношению к туристской территории [5].

Цель статьи. Понимая туризм как «временные выезды (путешествия) людей с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [6], оптимальный вариант исследования понятия туристской привлекательности происходит через оценку потенциальными туристами возможности территории удовлетворить их потребности. Поскольку важным критерием маркетинговой деятельности по повышению уровня оценки туристской привлекательности территории выступает удовлетворенность туриста, привлекательность понимается как оценочная категория, субъектами оценки которой являются потребители – туристы.

Изложение основного материала. В туристской сфере используется термин «дестинация», который часто представляется как территория (место, страна, регион, город, парк аттракционов), обладающая привлекательностью для потребителей. Туристская привлекательность территории связана с отношением всей совокупности потребителей индустрии туризма к ней как к дестинации.

В таблице 1 показан анализ подходов и формулировок понятия «туристская привлекательность», исходя из различных источников.

 

Таблица 1 – Подходы к определению понятия «туристская привлекательность»

Авторы/источники Подходы к определению понятия «туристская привлекательность»
Кривов С. В. Определение туристической привлекательности региона Нижегородская область: методики анализа. Туристская привлекательность – это функция взаимодействия предложения и спроса. Привлекательность на самом деле позволяет оценить влияние территориальных внутренних сил (поставки предложения) на внешние силы (спрос), и наоборот, поскольку есть последовательная обратная связь. Туристской привлекательностью в качестве измерительного прибора системы туризма, возможно лучше выразить отношения между «возможным» и «существующим», так же как и между «существующим» и «потребляемым» [7].
Славин В. В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования. Туристская привлекательность – совокупность объективных и субъективных характеристик территории, материальных и нематериальных факторов, влияющих на результаты туристской деятельности и определяющих положение региона для туристов и субъектов туристской деятельности, включающая в себя ресурсно-инфраструктурный потенциал туристской деятельности и социально-институциональные риски ее осуществления на данной территории [8].
Тетенькина О. Л. К вопросу об определении понятия «туристическая привлекательность региона». Определяя экономическое содержание понятия «туристская привлекательность региона», автор ставит задачу отграничить его от туристского потенциала и туристского предложения. Однако вместо четкой дефиниции, автор делает следующий вывод: «понятие «туристская привлекательность», безусловно, связано с состоянием туристских ресурсов и уровнем инфраструктуры, поэтому включает в себя оценку туристской привлекательности территории и анализ наличия возможного адекватного туристского предложения» [9].
Кузик С. П. География туризма. Туристская привлекательность – это наличие такого туристского потенциала территории, при эксплуатации которого обеспечиваются оптимальная туристско-рекреационная нагрузка и полное сохранение туристских ресурсов и возможность получения соответствующего социально-экономического эффекта без нарушения экологического равновесия окружающей среды [10].
Ушакова Е. О., Вдовин С. А. Определение туристкой привлекательности региона по величине потенциала ресурсов развития туризма. Авторы предлагают определять туристскую привлекательность региона через ресурсы развития туризма, как совокупность природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических объектов и условий, необходимых для организации обслуживания туристов в регионе, создания и продвижения конкурентоспособного туристского продукта, способного обеспечить значительный вклад в социально-экономическое развитие региона (страны) [11].
Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития. В статье Шубаевой В.Г. и Буровой Н.В. отмечается многозначность понятия «привлекательность», в зависимости от субъекта, который ее определяет для себя. Привлекательность может рассматриваться как с точки зрения туриста, так и жителя и инвестора данной территории. Туристская привлекательность определяется с точки зрения туристов, а ее индикаторами может выступать достаточный объем туристских ресурсов и туристская инфраструктура региона [12].
Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Автор в своей работе говорит, что близким к понятию «туристская привлекательность» выступает понятие «имидж территории» – совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, а также собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа территории; отражение реальности территориального развития [13].
Pompurová K. Teoreticko-metodologické aspekty zkúmania atraktivnosti cieľového miesta. Всеобъемлющий смысл привлекательности территории зависит от туриста, цели его поездки и пребывания [14].
Mayo EJ, Jarvis LP. The Psychology of Leisure. May и Джарвис определяют привлекательность как «воспринимаемая способность региона предоставить индивидуальные выгоды туристу» [15].
Nyberg, L. Determinants of the attractiveness of a tourism region. Нюберг утверждает, что, в дополнение к подходам спроса и предложения, в определение туристской привлекательности нужно учитывать связь между двумя составляющими – регионом и его посетителями [16].

 

Так, большинство авторов, изучающих данную проблему, не выделяют понятие «туристская привлекательность» как целостную самостоятельную туристскую категорию, зачастую переплетая ее содержание с такими дефинициями как туристский потенциал и туристское предложение.

Однако, на сегодняшний день следует строго разграничивать определение дефиниции «туристская привлекательность», так как, на наш взгляд, категории «туристский потенциал» и «туристское предложение» являются предпосылками к организации и ведению туристской деятельности в регионе, возможность территории для создания или предоставления исторических, архитектурных, природных, социально-культурных и прочих туристских объектов. Сама же категория «туристская привлекательность» – это имеющийся опыт и результат туристской деятельности на территории, а так же характеристика региона, отражающая совокупность степени востребованности предоставляемых регионом туристских услуг и соответствующий ей уровень удовлетворения туристского спроса.

Генезис научной проблемы связан с поиском наиболее оптимальной, объективной и многогранной трактовки понятия «туристской привлекательности» с целью обогащения терминологического аппарата всех субъектов, связанных со сферой туризма и разработкой методологии оценки туристской привлекательности.Универсальный характер феномена туризма охватывает различные аспекты жизнедеятельности, что обуславливает многоаспектность понятия «туристская привлекательность» и сложность её оценки, учитывающей мнение и оценки максимального количества заинтересованных сторон.Институциональные аспекты затрагивают особенности функционирования формальных и неформальных туристских институтов, а так же пути формирования институционального базиса для создания предпосылок эффективного развития государственно-частного партнерства с ними.Региональные аспекты затрагивают проблемы идентификации и управления развитием туризма в регионе, оценки всей совокупности критериев оценивания туристской привлекательности территории, его воздействии на экономику.Географические аспекты тесно связаны с рекреационными ресурсами, которые играют одну из наиболее главных ролей при формировании туристской привлекательности территории.Социальные аспекты подразумевают доступность участия в оценке туризма и туристской привлекательности для представителей различных социальных слоев общества, а также показывает социально-экономическую значимость туристской деятельности для развития туризма, создания новых рабочих мест и ее межотраслевой характер.Социологические аспекты позволяют спроецировать социологические концептуализации на управленческие практики туристской деятельности, деконструировав, таким образом, глубинные связи между текущими социальными процессами, социологическими интерпретациями и менеджментом туризма.Психологические аспекты представлены в прямом интересе к территории с точки зрения отдыха и рекреации, организации туристской деятельности.Информационно-коммуникативный аспект затрагивает подходы к моделированию информационного-коммуникативного пространства-времени для практического применения научно-обоснованных подходов при построении взаимодействия заинтересованных в этом субъектов туристской деятельности.

Выводы и предложения. Таким образом, туристская привлекательность территории – это категория, уровень которой должен определяться в многоаспектном контексте всеми субъектами индустрии туризма (потребителями, производителями, регулирующими и координирующими органами) как возможность территории реализовать их потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.008 с.)