Основные дефиниции развития гастрономического туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные дефиниции развития гастрономического туризма



Ангелина И.А., Микула Я.Д. [1] Основные дефиниции развития гастрономического туризма. В работе рассматривается современное состояние и перспективы развития гастрономического туризма, раскрыты его основные дефиниции и виды, предложено авторское определение «гастрономического туризма», предложена основная характеристика гастрономического туризма, представлена сравнительная характеристика гастрономического туризма с традиционными видами туризма.

Angelina I., Mikula Y. Basic determinations of development of gastronomic tourism. The modern state and prospects of development of gastronomic tourism is in-process examined, its basic determinations and kinds is exposed, author determination of «gastronomic tourism» is offered, basic description of gastronomic tourism is offered, comparative description of gastronomic tourism is represented with the traditional types of tourism.

Постановка проблемы. Интерес к кулинарным путешествиям или гастрономическим турам растет с каждым годом. Наибольшее распространение они получили в европейских странах - Великобритании, Франции, Италии, Испании, Австрии и т.д., а также в странах с экзотической кухней – Перу, Япония, Индия, Китай, Мексика и странах арабского мира Турция, Египет и т.д.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованиям гастрономического туризма, посвящен ряд научных трудов зарубежных ученых таких как: Шеной С., Чаней С., Раян К., Халл К., Митчелл Р., которые дали определение и содержание, проанализировали некоторые объекты, включенные в состав «гастрономических туров»; отечественных ученых: Басюк Д., Куклина Т., Вишневськая Г., Саламатина С. Александрова А., Стельмах Е., которые доказывают важность развития данного вида деятельности в отдельных регионах страны. Однако, динамические изменения как в экономической, так и в политической ситуации в стране свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса.

Выделение нерешенной проблемы. Отметим, что в современной туризмологии нет единого терминологического определения данного вида туризма. Встречаются термины кулинарный туризм, винно-гастрономический туризм, гурман-туры, гастрономический туризм.

Цель статьи. Целью данной статьи является раскрытие основных дефиниций развития гастрономического туризма.

Изложение основного материала исследования. Из года в год увеличивается количество стран, где проложены гастрономические туристические маршруты. Такая заинтересованность в гастрономических турах объясняется не только тем, что стал однообразным пляжный туризм или другие традиционные виды туризма. Люди отдают предпочтение гастрономическому туризму, потому что, например, большинство интересующей нас информации мы можем получить с помощью интернет-ресурсов и не нужно выезжать на место сосредоточения данной информации, а попробовать любимые блюда, которым нет аналогов в мире можно только на местах их исторической родины, или в признанных регионах гастрономического туризма [11].

Цель гастрономических туров - насладиться особенностями кухни той или иной страны. При этом данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчисленное количество кушаний. Важность данной вида туризма заключается в наслаждении местной рецептурой, которая веками вбирала в себя традиции и обычаи местных жителей, их культуру приготовления пищи, понимании менталитета данного народа [5].

В 1998 году учеными университета Bowling Green (США) впервые введен термин «кулинарный туризм», а в 2003 году была созданная Международная ассоциация гастрономического туризма, которой в 2012 г. предложено употребление термина «гастрономический туризм» [7]. Все разнообразие определений, связанных с гастрономическим туризмом, приведено в табл. 1.

По нашему мнению, гастрономический туризм – это не массовый вид туризма, это перемещение людей относительно их постоянного местожительства, не связанный с оплачиваемой деятельностью по разным странам мира, который включает сельские, городские и гастрономические монотуры, имеет определенную специализацию (медовый, винный, агро, рыбный, кофейный, чайный, сырный, фруктово-ягодный и смешанный), категории и контингент посещения данных туров, эффективность которых зависит от проинформованости общества, статуса и престижа мероприятия.

Однако гастрономический туризм как услуга - это нечто большее, чем просто путешествие, поскольку он является хорошо продуманным комплексом мероприятий для дегустации традиционных в определенной местности блюд, а также отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде в мире, имеющих особый вкус.

Во-первых, гастрономический туризм необходим гурманам, которые готовы отправляться за тысячи миль для того чтобы удовлетворить свои гастрономические потребности и готовы совершать такие гастрономические путешествия как минимум до пяти раз в год, в свою очередь, туристы, выбирающие пляжные туры путешествуют один раз в год.

 

Таблица 1 - Определение основных дефиниций гастрономического туризма

Определение Автор, источник
Гастрономический туризм, который является производным от термина гастроном (с греческого γαστήρ - желудок), - наука, которая изучает связь между питанием и культурой и относится к отрасли социальных дисциплин. Басюк Д.И. [2]
Гастрономический туризм - это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. [5]
Гастрономический туризм - разновидность туризма, взаимосвязанный с передвижением по разным странам с целью ознакомления с национальными блюдами, продуктами, напитками. Куклина Т.С. [12]
Гастрономический туризм - вид туризма, связанный с ознакомлением с производством, технологией приготовления и дегустацией национальных блюд и напитков, а также с кулинарными традициями народов мира. Вишневская Г.Г. [3]
Гастрономический туризм - вид деятельности, целью которой является знакомство с этнической кухней страны или региона, основными продуктами, особенностями технологии приготовления блюд, а также повышение уровня знаний по кулинарии. Саламатина С.Е. [4]
Гастрономический турист – это человек, который часто питается; приобретает локальную еду и напитки местного производства, преференции которого превалируют к заведениям высшего класса и почти никогда не выбирает заведения общественного питания, которые действуют по системе франчайзинга. Шеной С. [8]

            

Во-вторых, гастрономические путешествия привлекают людей, чей бизнес непосредственно связан с приготовлением и употреблением пищи (рестораторы, сомелье, дегустаторы, ресторанные критики и т.д.). Эти люди отправляются в гастрономический тур, чтобы повысить уровень профессиональных знаний (повышение квалификации), почерпнуть новое и набраться опыта. Тем более, что программа многих гастрономических путешествий предусматривает мастер-классы от лучших шеф-поваров, которые с удовольствием делятся секретами приготовления того или иного блюда. В-третьих, преследуя профессиональные цели, отправляются в кулинарные путешествия представители туристических компаний, стремящихся расширить свой бизнес и начать продавать гастрономические туры (рекламные гастрономические туры) [11].

Гастрономические туры делятся на два вида: сельские (так называемые, «зеленые», «сельские (зеленые)») и городские. Их принципиальное отличие заключается в том, что, отправляясь, в сельскую местность турист стремится попробовать экологически чистый продукт, без каких-либо добавок [9].

Например, «зеленые» туры предлагают сбор дикорастущих ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах, охоту на трюфеля или прогулку по дорогам виноделия. Данные туры имеют сходство с сельским (зеленым) туризмом. Городской же гастрономический тур может включать в себя посещение кондитерской фабрики или маленького колбасного цеха и ресторанчика при нем, где из выпускаемой на фабрике или в цеху продукции готовится деликатесное блюдо.

Кроме того, существуют туры, которые знакомят не с различными блюдами в одной местности, а с одним блюдом в разных местностях. Это весьма знаменитые французские, болгарские, крымские винные туры, предлагающие прогулки по виноградникам, сбор винограда, дегустацию вин. Сырные туры в Голландию, Швейцарию, Италию, где можно отведать сорта лучших сыров, посетить сырную ярмарку. Пивные туры по Германии, Австрии, Чехии, Бельгии запомнятся любителям пенного напитка не только его разнообразием, но и посещением пивоварен, знаменитых пивных баров и фестивалей. Следует отметить, что практически любая страна имеет потенциал для развития у себя гастрономического туризма, ведь в каждой стране своя неповторимая национальная кухня, свои традиции гостеприимства. Так, в Японию туристам предлагается под руководством гастрогида купить продукты для суши, которые потом будут приготовлены на глазах путешественника лучшими поварами. Паста - казалось бы, вполне обычная еда, которая распространена далеко за пределами Италии, однако в кулинарном путешествии турист, стараясь постичь тайну вкуса этого блюда, пробует множество ее видов, сравнивает пасту, приготовленную по одной и той же рецептуре, но разными поварами.

В АР Крым гастрономический туризм пока редкое явление: нет продуманных гастрономических маршрутов, число россиян, готовых платить деньги за подобное путешествие, очень мало. Чаще в данном регионе можно встретить винные туры, но они в основном предполагают посещение единичного объекта, а не целого маршрута из двух и более объектов на маршруте.

Однако все больше людей осознают перспективность этого направления туристического бизнеса [9]. По мнению ряда экспертов кулинарной и ресторанной сферы, гастрономический туризм не всегда можно отделить от других видов туризма, так как национальная кухня во многом является частью культуры в целом [10]. Основная характеристика гастрономического туризма представлена на рис. 1.

С целью исследования особенностей гастрономического туризма и аргументирования его сущности, определим основные признаки, которые ему присущие. Для этого необходимо провести сравнительную характеристику гастрономического туризма с другими видами туризма (табл. 2).

Стельмах Е.А., Агеенко А.Г., Коваленко К.Ю. отмечают спрос на гурман-туры в секторе этнотуризма и сельского (зеленого) туризма [14]. Это говорит о том, что гастрономический туризм является составляющим элементов любого вида туризма.

Проведя сравнительную характеристику гастрономического туризма с традиционными видами туризма, выделим основные признаки, которые ему присущие. К признакам, характерным гастрономическому туризму, принадлежат: условия для развития кулинарного туризма, которые имеют абсолютно все страны; не носит сезонный характер отдыха, для любого времени года можно подобрать соответствующий тур; является составным элементом всех туров в той или иной мере.

 


Рис. 1. Основная характеристика гастрономического туризма Составлено по материалам [4, 10-13]
Категории гастрономического туризма
Гастрономический туризм
Сельские гастрономические туры
Городские гастрономические туры
Гастрономические туристы
Ресторанный тур
Образовательный тур
Гастрономический монотуры (туры, посвященные одному продукту в разных регионах или странах)
Посещение кондитерские фабрик с обязательной дегустацией
Посещение пабов с обязательной дегустацией
Посещение колбасных цехов с обязательной дегустацией  
Гастро-отели (уникальные авторские блюда)  
Кулинарные школы и академии  
Сбор дико-растущих ягод в лесу  
Сбор редких деликатесов (трюфель, устрицы)
Сбор овощей и фруктов на фермах
Ознаком-ление с вино-делием (сбор винограда)
Посеще-ние пасек (качка меда)  
гастроту-ристы: эксперты, гастроно-мические критики  
фудис: энтузиасты, заинтересованные в качественной еде, местных производителях, сезонных продуктах  
заинтересованные покупатели: воспринимают еду как дополнение к удовольствиям вовремя отпуска
не вовлеченные: не считают еду важной составляющей во время проведения отпуска. К местной еде относятся без негатива
«вялые потребители»: не проявляют интереса к новой еде во время путешествий
предста-вители ресторан-ного бизнеса
туристы, которые хотят внести разнообра-зие в свой рацион
гур-маны
представи-тели туристичес-ких компаний (рекламные туры)
туристы, которые ищут альтернативу традиционным видам туризма  
кулинар-ные школы и мастер-классы
гастро-номичес-кие магазины
гастро-номические туры от агентств
гастро-номичес-кие заведения
фермерс-кие рынки
гастро-номичес-кие клубы
производство пищевых продуктов
кулинар-ные заготовки
кулинар-ные медиа
кулинар-ные события
кулинар-ные направ-ления
кулинар-ные развле-чения
Специализация гастрономического туризма
медовый
винный
агро
рыбный
кофейный
сырный
фруктово-ягодный
смешанный
чайный

Таблица 2 - Сравнительная характеристика гастрономического туризма с другими видами туризма

Признаки сравнения Гастрономический туризм Традиционные виды туризма
Периодичность проведения Не устанавливается Не устанавливается
Характер проведения Носит постоянный характер Носит постоянный или сезонный характер
Организационное обеспечение На принципах проектного менеджмента На принципах операционного менеджмента
Цель Коммерческая или социальная, ознакомление с национальной кухней Преимущественно коммерческая, пляжный отдых
Источники финансирования За счет владельцев ресторанов, туристических фирм, бюджетных средств, инвесторов, спонсоров Преимущественно за средства туристических фирм
Влияние на индустрию гостеприимства Прямое, один из элементов Является ее основой
Охватывание посетителей Не массовый вид Преимущественно небольшие группы людей, но более массовый
По методу размещения Преимущественно стационарный Стационарный и передвижной
Время развития Относительно молодой, до конца не развитый Более устоявшийся, развитый
Условия эффективности Зависит от информированности населения, рекламы события и пиаракций вокруг нее Зависит от конкурентоспособности туристических услуг
Мотивирование Общественные кулинарные предпочтения, познавательная ценность, статус, мода, престиж, физиологические потребности Физиологичные и духовные потребности
Дополнительные выгоды «Синергический» эффект влияния на развитие разных секторов экономики и туристической индустрии территории - места проведения мероприятий Формирование туристических потоков, роста количества рабочих мест, наполнения бюджетов и т.п.
Зависимость от общественных предпочтений В полной мере Частичная
Зависимость от сезона Не зависит В полной мере
Информационный эффект Долговременный Временный

 

Выводы и предложения. Стимулирование развития гастрономических туров предопределенно его специализацией, категориями, функциями и преимуществами, к которым следует отнести быструю оборачиваемость капитала в этой сфере, высокую доходность, возможность создания новых рабочих мест, позитивное влияние на формирование имиджа территории, популяризацию страны как места гастрономического отдыха, синергетическое влияние на развитие других сфер деятельности.

 

Список использованных источников:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов // М.: Норма, 2008. 450 с.

2. Басюк Д. І. Інноваційний розвиток гастрономічного туризму в Україні // Наук. пр. НУХТ. - 2012. - № 45. - С. 128-132. 155.

3. Вишневська Г.Г. Потенціал кулінарних турів у контексті спеціалізованого туризму // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури. - 2013. - Вип. 31. - С. 112-118. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/apitphk_2016.

4. Саламатіна С.Є. Стан та перспективи розвитку гастрономічного туризму на півдні Одещини. Одеська національна академія харчових технологій. // Наукові праці, випуск 46, том 2. – С. 325-329.

5. Стельмах О.А. Перспективи розвитку ресторанної галузі в етнотуризмі. // Розвиток туристичного бізнесу: міжнар. наук.-практ. конф., 17-19 березня 2011 р. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2011. – С. 160-161.

6. Chaney S., Ryan C. Analyzing the evolution of Singapore's World Gourmet Summit: An example of gastronomic tourism // International Journal of Hospitality Management. – 2012. – Т. 31. – №. 2. – Р. 309–318.

7. Hall CM, Mitchell R. Gastronomic tourism // Niche Tourism. – 2013. – Р. 73.

8. Sajna S.Shenoy. Food tourism and the culinary tourist. A thesis presented to the Graduate School of Clemson University. // Advisor Dr.William C.Norman, 2005. - 210 p.

9. Виды гастротуризма. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-turizm/vidi-gastroturizma (дата обращения 23.08.2016).

10. Гастрономический туризм. // [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гастрономический_туризм. (дата обращения 23.08.2016).

11. Кому нужен гастротуризм. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gastrotur.ru/ gastronomicheskiy-turizm/komu-nuzhen-gastroturizm. Заглавие с титульного экрана. (дата обращения 23.08.2016).

12. Кукліна Т.С. Гастрономічний туризм на туристичному ринку України // Сборник научных трудов SWORLD. Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2013» 19-30 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld. com.ua/ konfer30/682.pdf. (дата обращения 23.08.2016).

13. Офіційний сайт Міжнародної асоціації гастрономічного туризму // [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldfoodtravel.org (дата обращения 23.08.2016).

14. Что такое гастрономический туризм? // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gastrotur.ru /gastronomicheskiy-turizm/chto-takoe-gastroturizm. (дата обращения 23.08.2016).

 

Ключевые слова: гастрономический туризм, гастрономический турист, кулинарный туризм, традиционные виды туризма.

 

УДК [[005.311:004.9]:006.015.5]:640.4

Топольник В.Г., д.т.н., профессор,

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики

и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк

  Крылова Л.В., к.т.н., доцент

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики

и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.028 с.)