Перспективы развития традиционных и инновационных видов туризма в Донецкой Народной Республике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития традиционных и инновационных видов туризма в Донецкой Народной Республике



Перспективы [84] развития традиционных и инновационных видов туризма в Донецкой Народной Республике. В данной статье рассматриваются перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Донецкой Народной Республике. Несмотря на то, что Донбасс традиционно воспринимался как промышленный регион, на его территории имеются значительные туристско-рекреационные ресурсы. Вместе с тем, с началом военного конфликта в регионе традиционные туристско-рекреационные зоны оказались подконтрольны Украине, что значительно ослабило потенциал Донецкой Народной Республики с точки зрения развития туризма. Вместе с тем, даже в существующих политических и социально-экономических условиях есть все предпосылки для эффективного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов и формирования в регионе развитой туристской инфраструктуры. Выгоды от развития туризма носят не только экономический характер, но и имеют высокое социальное значение, что обуславливается лечебно-оздоровительным, культурно-воспитательным и положительным психологическим влиянием рекреации и туризма на физическое и интеллектуальное здоровье населения.

Long-term development of the tourism traditional and innovative forms in the Donetsk People's Republic. This article analyses the long-term development of domestic and drive-in tourism in the Donetsk People's Republic. Traditionally, Donbass was considered to be an industrial region. Nevertheless significant tourist and recreational resources are concentrated on its territory. But from the military conflict start, the traditional tourist and recreational zones of the region happened to be controlled by the Ukraine. That significantly weakened the potential of the Donetsk People's Republic from the tourism development point of view. At the same time, even in the existing political and socio-economic situation, there are all the preconditions for the effective use of existing tourist and recreational resources and the formation of a developed tourist infrastructure in the region. The benefits from the tourism development are not economic alone. They are of a high social value due to the medical and health-improving, cultural and educational as well as positive psychological influence of recreation and tourism on the physical and intellectual health of the population.

Анализ последних исследований и публикаций. На современном этапе развития Донецкой Народной Республики вопросам туризма уделяется недостаточно внимания, что связано с объективными условиями функционирования непризнанного государства и продолжающимся военным конфликтом. Несмотря на то, что ряд авторов уделяли внимание данной теме (среди них, например, Шепилова В.Г., Гусак А.С., Дубровская Н.И., Голубничая С.Н., Мишечкин Г.В.[1-5] и др.) и в Республике разработан проект Стратегии развития внутреннего и въездного туризма, ощутимых практических результатов в настоящее время не наблюдается. Одна из причин этого – отсутствие четкого понимания того, какие виды туризма могут быть гарантировано востребованы в Республике, а какие представляют меньший интерес в связи с низкой потребительской привлекательностью на внутреннем и внешнем рынках. Это и явилось главным фактором проведения настоящего исследования.

Выделение нерешенной проблемы. Ситуация в сфере туризма Донецкой Народной Республики оценивается как неудовлетворительная. При этой оценке не принимается во внимание выездной туризм (в данном направлении работает 70 турагентств), как не представляющий ценности для экономического и социально-экономического развития Республики в силу того, что он не способствует формированию положительного туристского сальдо и приводит исключительно к импорту туруслуг и вывозу денежных средств за рубеж. Оценивая ситуацию в сфере туризма, принимается во внимание внутренний и въездной туризм, являющиеся проявлением политики импортозамещения и экспортом туруслуг. Сложная политико-экономическая ситуация в Донецкой Народной Республике не должна рассматриваться как непреодолимое препятствие на пути развития туризма в регионе. Разработка стратегии развития туризма в Донецкой Народной Республике должна стать тем комплексом подготовительных мероприятий, которые могут быть реализованы в дальнейшем после урегулирования конфликта и стабилизации социально-экономического и политического положения, когда будут созданы соответствующие условия для привлечения инвестиций в туристско-рекреационную сферу.

Цель статьи заключается в обосновании перспектив развития традиционных и инновационных видов туризма в Донецкой Народной Республике.

Изложение основного материала. 25 сентября 2019 года Министерство молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики инициировало создание рабочей группы по формированию предложений развития внутреннего и въездного туризма в Донецкой Народной Республике. Это свидетельствует о признании на государственном уровне важности развития туризма. Согласно «Проекту дорожной карты развития внутреннего и въездного туризма Донецкой Народной Республики» данные виды туризма признаются приоритетными направлениями экономического развития региона.

Разные виды туризма в Донецкой Народной Республике представлены неравнозначно. Например, рекреационный туризм в регионе развит слабо и только в летний купально-пляжный сезон. Спортивный и событийный туризм представлены в достаточной мере, в регионе зачастую комбинируются два вышеприведенных вида в рамках одного и того же мероприятия. Военно-патриотический туризм представлен незначительными въездными потоками; экскурсионная деятельность представлена слабо и направлена в основном на гостей Донецкой Народной Республики.

Внутренний туризм, согласно мировому опыту, создает предпосылки для развития въездного туризма. В Донецкой Народной Республике для того, чтобы развить въездной туризм, необходимо создать условия для развития внутреннего туризма. В нашем регионе, как и во всем мире, самым востребованным считается рекреационный (оздоровительный) туризм, который включает семейный купально-пляжный отдых и обычно совпадает с периодом отпусков и школьных каникул. В Донецкой Народной Республике имеет место острый дефицит человеко-мест в рекреационных учреждениях. При общей нормативной потребности в санаторно-курортном обеспечении региона, составляющей 91 тыс. чел/день, фактическая емкость рекреационных учреждений – менее 5 тыс. чел/день. Данное соотношение свидетельствует о наличии существенного разрыва между реальным и нормативным значением показателя почти в 20 раз. Как один из вариантов снижения дефицита на койко-места (только в летний купально-пляжный период) в близлежащей и среднесрочной перспективе рекомендуется осваивать (за счет формирования соответствующей туристско-рекреационной инфраструктуры) свободную от построек прибрежную часть Азовского побережья Донецкой Народной Республики (территории, близлежащие к пгт Седово) и перспективные для целей рекреации внутренние водоемы с прилегающими зелеными зонами для создания туристских кемпингов на первом этапе с минимально необходимыми удобствами (освещение, душевые с теплой водой, туалеты, летняя кухня), а в перспективе и с более развитой туристской инфраструктурой. Создание таких кемпингов не требует существенных материальных затрат, а доходы от их деятельности могут рассматриваться как один из ресурсов для финансирования туристской сферы и создания стационарной туристско-рекреационной инфраструктуры.

В Донецкой Народной Республике имеется достаточное количество природных территорий, привлекательных для отдыха, туризма и рекреации. Немаловажно, что подобные территории могут использоваться для организации отдыха при минимальных затратах на благоустройство. Использование подобных территорий для целей отдыха, туризма и рекреации населения и гостей Республики способствовало бы снижению дефицита на туристско-рекреационные услуги и переориентировало бы часть отдыхающих с традиционного туристско-рекреационного объекта – пгт Седово – на другие менее перегруженные объекты, среди которых, например, РЛП «Зуевский», РЛП «Донецкий кряж» и др. Стоимость кемпингового отдыха для жителей Донецкой Народной Республики должна варьироваться в пределах 3-5 тыс. руб. за 2 недели отдыха. В условиях Донецкой Народной Республики это является экономически обоснованным решением, приемлемым для населения с учетом уровня доходов и цен.

Вместе с тем, нечеткое законодательное и нормативно-правовое обеспечение затрудняет реализацию этой достаточно несложной задачи. Дело в том, что урегулирование на законодательном уровне вопроса оказания объектами Природно-заповедного фонда Донецкой Народной Республики платных услуг (в том числе туристско-рекреационных, экскурсионных и др.) населению региона является первостепенным. Без этого такие территории лишены возможности обеспечить самофинансирование своей деятельности и решать важные социально значимые задачи оздоровления и отдыха населения.

Также препятствует решению проблемы дефицита на койко-места в Донецкой Народной Республике наличие значительного числа коллективных средств размещения (баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей и др. объектов), которые фактически не осуществляют никакой деятельности и не выполняют своей главной функции – оздоровления и отдыха населения. В связи с вышеприведенным, в краткосрочной перспективе важное место должна занимать работа государственных органов власти с собственниками таких объектов отдыха для организации форсированной модернизации учреждений отдыха и обеспечения их конкурентоспособности. Отсутствие понимания важности такой политики среди собственников или отсутствие финансовых средств для проведения модернизации объектов отдыха должны рассматриваться органами государственной власти как предпосылка к решению проблемы более радикальными методами, в том числе, например, продажа (передача) туристско-рекреационного объекта в государственную собственность; смена организационно-правовой формы туристско-рекреационного объекта и создание акционерных обществ, что позволит привлечь необходимые инвестиции за счет проведения эмиссии и продажи акций обществ. Немаловажно, что в качестве акционеров могут рассматриваться не только стратегические инвесторы, а и население, трудовые коллективы.

Немаловажным представляется лоббирование в органах власти вопросов, связанных с формированием туристско-рекреационной и общей инфраструктуры зон отдыха (как уже существующих, так и потенциальных), облагораживанием этих территорий за счет озеленения, ландшафтного дизайна, улучшения транспортной доступности, решения логистических вопросов и проблем бытовых отходов и т.д.

Повысить качество отдыха в Республике можно также за счет активизации анимационной деятельности в туристско-рекреационных учреждениях Республики. Мировой опыт показывает, что качественная анимация по значимости для туристов уступает лишь условиям проживания и питанию. В Донецкой Народной Республике лишь незначительная доля туристско-рекреационных учреждений активно использует анимацию. В Донецкой Народной Республике созданы все предпосылки для решения данной проблемы с наименьшими финансовыми и организационными издержками. В ГОУ ВПО «ДонАУиГС» в рамках направления подготовки 43.03.02 «Туризм» изучается дисциплина «Организация анимационной деятельности», студенты готовят и защищают авторские анимационные программы. Организация летних стажировок в туристско-рекреационных учреждениях Республики повысит качество досуга населения.

Комплексное решение проблемы развития рекреационно-оздоровительного туризма в Донецкой Народной Республике предполагает осуществление целого ряда мероприятий [1]. В том числе, обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе можно добиться за счет создания СЭЗ туристско-рекреационного типа или зоны приоритетного развития. При этом, по мнению авторов, около 60-70 % учреждений размещения в регионе должны соответствовать требованиям отелей «3 звезды». Расчеты показали следующее: размер инвестиций для формирования туристско-рекреационного комплекса (ТРК) ДНР емкостью 91 тыс. чел.-мест потребует порядка 300 млрд. руб.; доход от деятельности ТРК составит 33 млрд. руб./год (при условной стоимости 1 тыс. руб./день/ чел.; на социальную рекреацию могут быть направлены порядка 3,3 млрд. руб./год или 10% совокупного дохода ТРК; окупаемость ТРК – от 10 лет; численность персонала, занятого в обслуживании ТРК – около 24 тыс. человек.

Перспективным для региона видом туризма является сельский туризм. Для его развития целесообразно: в близлежащей перспективе – сформировать базу данных частных домовладений, которые могут быть сданы в аренду туристам и отдыхающим; в среднесрочной и долгосрочной перспективе – перераспределять часть прибыли от аренды таких домовладений на формирование специализированных деревень сельского туризма, включающих не только средства размещения, но и оказывающих услуги питания, развлекательные и спортивно-оздоровительных услуги.

Выводы. Таким образом, обоснование перспектив развития традиционных и инновационных видов туризма в Донецкой Народной Республике в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде является важнейшим шагом на пути успешного развития туризма в Донецкой Народной Республике.

Список использованных источников:

1. Овчаренко, Л.А. Использование рекреационного потенциала в ускоренном экономическом развитии региона: теория, методология, практика: монография [Текст] / Л.А.Овчаренко. – Донецк: ГОУ ВПО «ДонАУиГС», 2018. – 424 с.

2. Шепилова, В.Г. Перспективы развития рынка туристических услуг в Донецкой Народной Республике [Текст] / В.Г. Шепилова // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: Материалы ІІ международной науч.-практ. конф., 6-7 июня, 2018, г. Донецк.. – Донецк: ДонАУиГС, 2018. – С. 82-87.

3. Гусак, А.С. Состояние и перспективы развития туризма и рекреации в Донецкой Народной Республике [Текст] / А.С. Гусак, В.Г. Шепилова, А.С. Крицына // Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики». Сборник научных работ серии «Экономика». Вып.14: Модели и механизмы социально-экономического развития региона / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». – Донецк: ДонАУиГС, 2019. – С. 153-164.

4. Дубровская, Н.И. Роль рекреации и туризма в контексте устойчивого развития региона [Текст] / Н.И. Дубровская // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 6-7 июня 2018 г., г. Донецк / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». – Донецк: ДонАУиГС, 2018. – С. 294-296.

5. Мишечкин, Г.В. Санаторно-курортная деятельность в Северо-Восточном Приазовье [Текст] / Г.В. Мишечкин, С.Н. Голубничая // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2018. – № 2 (Т. 12). – С. 112-124.

 Ключевые слова: перспективы, развитие, внутренний туризм, въездной туризм, регион, рекреационный комплекс, Донецкая Народная Республика.

 

 

УДК 378.14                                                                                                   Рыбасова Ю.Ю.,

                                                                                       кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин иностранных языков,

         Низамиева А.Г.,

старший преподаватель, и.о. заведующей кафедры

гуманитарных дисциплин и иностранных языков,

Казанский кооперативный институт (филиал)

АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации»,

г. Казань, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.016 с.)