Зарубежный опыт организации инфраструктуры фондового рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт организации инфраструктуры фондового рынка.



 

Одним из главных направлений государственной политики по реализации целей Стратегии является обеспечение конкурентоспособности институтов фондового рынка с зарубежными фондовыми рынками и их инфраструктурой. При этом не уделяется внимание конкуренции инфраструктурных организаций, которые пытаются укрупнять и консолидировать вплоть до создания единственного Центрального депозитария и Центрального регистратора (желательно, государственных или дочерних по отношению к финансовым властям). Уже сегодня регистраторы фактически конкурируют не друг с дру гом, а с регулятором: одни выдвигают лицензионные требования, другие предлагают способы их выполнения. При этом конкуренция в инфраструктуре фондового рынка плавно перетекает в ее централизацию и монополизацию.

Обратимся к вопросу внедрения новых технологий. Во всем мире развиваются такие средства, как Интернет-торговля, Интернет-биржи, прямой доступ клиентов к своим счетам по электронным сетям, электронный документооборот и т. д. За рубежом практически избавились от технологических неудобств, связанных с документарной формой самих ценных бумаг путем их «обездвиживания» и обеспечения электронного документооборота. В России при существовании бездокументарных ценных бумаг журналы входящих документов и ре- гистрационные журналы регистратора должны быть собраны в бумажном виде, прошнурованы и подписаны на каждой странице. Все первичные документы также должны существовать в бумажном виде, где сотрудник регистратора ставит свою подпись и делает другие отметки.

На западных рынках акционеры лично не обращаются к регистратору с целью предоставления анкеты или получения выписки. Для этого можно позвонить по телефону, назвать реквизиты счета и по почте получить выписку. Для перерегистрации акций можно обратиться к региональному брокеру, который удостоверит вашу подпись печатью, после чего вы сможете отправить свое передаточное распоряжение по почте. Это гарантирует то, что у регистратора не возникнет проблем с подделкой подписи, а также с голосованием на общем собрании. Можно прислать заполненные бюллетени регистратору, и он подведет итоги. В России же сотрудники регистратора каждую весну разъезжают по стране, выполняя функции счетной комиссии. А письма акционеры отправляют по почте эмитенту. Что эмитент получит, а что передаст счетной комиссии – проблемы, которые будет решать он сам или акционер. Поэтому акционер вслед за счетной комиссией вынужден колесить по всей стране, желая лично поучаствовать в таком важном событии,

Стратегия развития финансового рынка нашла свое воплощение в реальных шагах регулятора. Например, недавно Минюстом России был утвержден и зарегистрирован новый Порядок лицензии-ро вания видов профессиональной Деятельности на рынке ценных бумаг.

Недоумение вызывает список доку- ментов, необходимых для предоставления

Прежде всего поражает количество требуемой информации. Кроме того, оче видно, что профучастник, сам являющийся АО или 000, может и не обла-дать такой информацией, а акционеры (пайщики) не обязаны предоставлять участнику рынка как эмитенту своих акций (паев) такую информацию.

Появилось новое требование к лицензиату - предоставлять бизнес-план. Непонятно, что и в какой форме должен содержать бизнес-план, для того чтобы лицензиату была выдана лицензия. Представляется, что сведения, которые должны быть в него включены, могут являться коммерческой тайной.

Изменены требования к специалистам профучастника. Так, единоличный ис полнительный орган лицензиата и профу частника должен иметь опыт руко-водства отделом профучастника не ме-нее 1 года. То есть если создается новая организация, то место директора должен занять специалист одной из действую-щих струк тур. Просто наличия квалификационного аттестата недостаточно. Та-ким образом, появляется еще один барьер для выхода на рынок ценных бумаг новых компаний. Непонятно, что делать тем профучастникам, в которых единоличный исполни- тельный орган со стажем работы на должности более 5—10 лет не имеет опыта руководства отделом.

С одной стороны, Порядок лицензирования делает послабление в части требований к специалистам регистратора. Раньше более 50% специалистов, осуще-ствляющих операции в реестре, должны были удовлетворять квалификационным требованиям, теперь достаточно в штате наличие только одного такого специалиста. Каков смысл такого нововведения, каким образом оно увеличивает надежность учета прав собственности - непонятно.

С другой стороны, закреплены более жесткие требования к контролерам филиалов. Требуется наличие в филиале лицензиата контролера, для которого работа у лицензиата является основным местом работы. Означает ли это, что в каждом филиале должен быть свой контролер, для которого филиал - основное место работы и который не имеет права проводить операции в реестрах и выдавать из них информацию?

Сегодня многие регистраторы осуществляют централизацию ведения реестров. Все реестры хранятся в головной организации, где и проводятся операции в реестрах. В таком случае филиал вы-полняет трансферагентские функции по отношению к головной организации, передавая ей информацию и документы по системе удаленного доступа. Регистратору нужны такие филиалы, как трансфер-агенты, для того чтобы он мог лучше обслужить удаленно расположенного эми- тента и его акционеров.

Однако требование ФСФР иметь в штате филиала контролера делает структуру нерентабельной. Не такой уж и большой объем сделок проходит через филиал, чтобы контролер постоянно их отслеживал. Достаточно контролера головной организации, осуществляющего регулярные проверки филиала.

Такие требования, исполнение которых отвлекает ограниченные ресурсы регистраторов, препятствуют прежде всего совершенствованию технологий регистраторской деятельности, повышению кАчества предоставляемых регистратором услуг.

Увеличиваются лицензионные требования к регистраторам и в части структу-ры их собственности. Теперь одному акционеру и его аффилированным лицам запрещено владеть более 20% акций регистратора. (И это при том, что обычно акционеры и их аффилированные лица не сообщают регистратору о своей аффилированности). Уставный капитал регистратора не может быть оплачен ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет регистратор. Так как регистраторы ведут 500-1000 и более реестров, это значительно сокращает количество финансовых инструментов, которыми может быть оплачен их уставный капитал. Ужесточается и методика расчета собственных средств профучастников, что тоже ведет к повышению административных барьеров для выхода на рынок.

Для действительно эффективного функционирования инфраструктуры фондового рынка необходимо создавать кон- курентную среду между инфраструктурны- ми организациями и развивать саморегулирование профучастников. К сожалению, законопроект о саморегулировании затерялся в недрах законодательной власти.

Передача части функций и полномочий от регулятора к СРО обсуждается только на словах. На деле СРО во многом играют роль «технического центра» при регуляторе, являясь связующим звеном между участниками рынка и регулятором по передаче отчетности, техническому обеспечению аттестации специалистов, т.е. оказывают профучастникам те услуги, которые не хочет брать на себя регулятор.

Важная функция СРО - выработка стандартов, "правил игры» на рынке, предложений по развитию технологий, подготовке законопроектов - остается невостребованной регулятором, а положения действующих стандартов СРО им не обобщаются и не распространяются на весь рынок. Предложения СРО по внесению изменений в статьи Закона «О рынке ценных бумаг», регулирующих деятельность инфраструктурных организаций, в настоящее время не рассматриваются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.004 с.)