Пётр Николаевич Горлов (1839-1915) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пётр Николаевич Горлов (1839-1915)



Российский    горный     инженер,     исследователь

угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Уссурийского края, Средней Азии, организатор горного производства в этих регионах. П.Н.Горлов

 

стоял у истоков зарождения угольной промышленности Донбасса. Он принимал активное участие в строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и заложил на месте будущей Горловки первые угольные шахты, благодаря чему Донбасс получил первую железнодорожную магистраль, связывающую его с Россией, что открыло донецкому углю выход на общероссийский и зарубежный рынки. Инженер Горлов П.Н. впервые в

 

истории горного дела России разработал потолкоуступную систему добычи каменного угля.

 

В этот период в Донбассе сформировалась очень сильная школа русской инженерии. Современный Донбасс по праву гордится именами инженеров-предпринимателей, организаторов крупного производства: Ф.И. Енакиева, П.Н. Горлова, А.Ф. Мевиуса, Н.С. Авдакова, И.П. Бардина, Л.И. Лутугина, М.К. Курако, А.А. Свицына и др. В их честь названы многие населенные пункты.


 

33


Николай Степанович Авдаков (1847-1915)

Многие инженеры стали инициаторами создания первой в России представительской организации – «Съезда горнопромышленников Юга России».

Идеологом создания этой организации выступил талантливый горный инженер Петр Горлов. Его идею поддержали И.Г. Иловайский, Дж. Юз. Первый съезд и оформление организационной структуры произошли в ноябре 1874 г. в Таганроге, где прошел I съезд горнопромышленников Юга России. Влияние этой организации на правительство России было огромным. Для повседневной работы был образован

специальный орган – Совет съезда горнопромышленников Юга России, который с 1878 по

1915 гг. возглавлял Н.С.Авдаков. Это он создал структуру союза, соединив в нем как богатейших

предпринимателей, владельцев шахт, металлургических заводов, так и теоретиков, профессоров, инженеров. Внутри этой организации

родилась идея выделения Донбасса и Кривбасса в самостоятельный регион.

Мариуполь. Порт. Набережная

Донбасс формировался как целостный промышленно-хозяйственный комплекс, основанный на замкнутых производственных циклах: от криворожской руды и никопольского марганца, по Константиновской и Донецкой каменноугольным железным дорогам, через рутченковский кокс к юзовскому

34


металлу и далее – в мариупольский порт и горловский (никитовский) и славянско-святогорский транспортный узел.

 

Правления 19 донецких акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, но из 11 металлургических заводов всего 5 действовали на основании иностранных уставов. Финансовые потоки промышленного Донбасса проходили, главным образом, через римские, брюссельские и немецкие банки. А также, через учрежденные после 1860 года, Государственный, Азово-Донской, Северный, Петербуржский международный и Земельный банки.

 

Деловой Донбасс возник из твердой внешней политики князя Александра Горчакова, взвешенных экономических реформ графа Сергея фон Витте, колоссальных международных инвестиций. В начале ХХ в. 74% иностранных капиталов, вложенных в российскую угольную промышленность, были задействованы в Донбассе. Немаловажную роль в развитии Донбасса играла и жесточайшая эксплуатация рабочих, природных ресурсов Донецкого края и всей России. Таким образом, с конца 60-х гг. XIX в. и в первой четверти ХХ в. Донбасс превратился в крупнейший промышленный центр. По темпам экономического роста он обогнал старопромышленный Урал и стал ведущей горно-металлургической базой страны.

 

 

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

 

В конце XIX - в начале XX в. Россия вступила в период государственно-монополистического капитализма. Особенностью мирового экономического кризиса стало возникновение крупных монополистических объединений –

 

синдикатов в металлургической, каменноугольной промышленности. Одновременно с ростом концентрации производства происходил процесс сращивания банков с промышленностью. К 1917 г. Донбасс уверенно становится главной угольно-металлургической базой Российской империи. Основу его хозяйства составляли угледобывающие и металлургические предприятия. Донбасс формировался как целостный промышленно-хозяйственный комплекс, основанный на замкнутых производственных циклах: от криворожской руды и никопольского марганца, по Константиновской и Донецкой каменноугольным железным дорогам, через рутченковский кокс к юзовскому металлу и далее – в мариупольский порт и горловский (никитовский) и славянско-святогорский транспортный узел.


 

35


Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

 

1. Какие отрасли промышленности активно развивались в Донбассе в начале

ХХ в.?

 

2. Какие особенности развития сельского хозяйства Донбасса в начале ХХ в. вы можете назвать?

 

3. Какие отрасли сельского хозяйства получили наибольшее развитие в начале ХХ в.?

 

4. Какие меры необходимо было предпринять для проведения индустриализации в стране?

 

5. Какие шаги предприняло Российское правительство, чтобы обеспечить процесс индустриализации?

6. В чем заключалась особенность кризиса 1900-1903 гг.?

7. Как изменилась роль Донбасса в общероссийской экономике в начале

ХХ в.?

8. Каковы особенности синдикатов?

9. Какие монополистические объединения появились в Донбассе в начале

ХХ в.?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.49.33 (0.012 с.)