Особенности психического развития детей с моторной алалией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития детей с моторной алалией



Согласно психологическим концепциям, механизм
моторной алалии составляют нарушения психических
процессов (мышления, памяти), а также соотношения
отдельных этапов речевой деятельности.                     ■,

И.Т. Власенко, В.В. Юртайкин (1981) подчеркивают,  что выявляется диссоциация между структурными ком- понентами, составляющими речевую деятельность таких детей: у одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками.

У детей с алалией недоразвитие речи сочетается с
сформированностью мотивации общения, с нарушением
активности разных компонентов деятельности. Отсутствие
стремления к общению связано с трудностями общения
и усугубляет их.                                                         ,

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выра- женности — от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной не-


рвной системы до выраженных неврологических рас­стройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапира­мидной систем. Оральная апраксия, по Н.Н. Трауготт, встречается у 10 % детей с алалией. У них отмечаются физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Выявляются общая моторная неловкость детей, неук­люжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечаются понижение мо­торной активности, недостаточная ритмичность, наруше­ние динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Име­ются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, им­пульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, дру­гие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспон-танные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших пси­хических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограничен­ность удержания словесных раздражителей и т. д. Осо­бенно страдает вербальная память — произвольная, опос­редованная, включающая память на слова, фразы, цело­стные тексты. Вербальная память является специфичес­кой человеческой памятью в отличие от двигательной, образной, эмоциональной. При зрительном подкреплении Дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизве­дении их структуры резко ограничивают возможности пРоизвольного высказывания ребенка. Отмечается сни-


118


ОСНОВЫ ЛО ГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 2


 


жение активной направленности в процессе припомина­ния сюжетной линии, последовательности событий, не­достаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая су­щественных деталей.

В ряде случаев у них развиваются патологические ка­чества личности, невротические черты характера. Как ре­акция на речевую недостаточность у детей отмечаются зам­кнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь; ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они  стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка: детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику. Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза опосредованных речью, ограниченность и неустойчив внимания, восприятия, продуктивной деятельности. Специфические особенности в протекании познавательной предметно-практической деятельности детей с алалией различны по содержанию, степени обобщение способов деятельности, по уровню выполнения. И.Т. Власенко, В.В. Юртайкин (1981), отмечая отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят сформированное™ обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.

Вопрос об интеллекте детей с алалией решается исследователями неоднозначно. М.В. Богданов-Береа (1909), Р.А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что


мышление у таких детей первично нарушено. Именно это приводит к недоразвитию языкозой способности. М.В. Богданов-Березовский говорил, что детские афазии (алалии) не только связаны с нарушением определенных участков мозга и следствием этого имеют расстройство во всей речевой функции, но также обязательно находят свое отражение в общей сфере интеллекта.

Н.Н. Трауготт (1940, 1965), Р.Е. Левина (1951), М.Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н.А. Никашина и дру­гие подчеркивают, что интеллект у детей вторично изме­нен в связи с состоянием речи, хотя положительной кор­реляции между уровнем недоразвития языка и интеллек­та ими прямо не устанавливается. У детей есть познава­тельный интерес, достаточно развита предметно-практи­ческая и трудовая деятельность, отмечается замедление темпа мыслительных процессов, несформированность по­нятий и т. д.

При алалии своеобразно формируется речевое мышле­ние, для которого необходимы полноценные языковые обобщения и нарастающий опыт речевого мышления. Имеются нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с несформированностыо речи. Дети не могут получить запас сведений, представлений в процессе рече­вого общения, у них отмечается своеобразие протекания всех психических процессов, возникает отставание в ум­ственном развитии вторичного порядка.

В большинстве случаев при алалии отмечается вторич­ная задержка умственного развития, исследователи гово­рят о пробелах в знаниях, некотором примитивизме, кон­кретности мышления детей. Интеллектуальная недоста­точность усугубляется повышенной утомляемостью, сни­жением внимания, памяти, нарушением работоспособно-СТи- По мере преодоления речевого недоразвития задер­жка умственного развития постепенно сглаживается.,


основы логопсихологии


ГЛАВА 2


121


 


При алалии отмечаются бедность логических опера­ций, нарушение мышления, снижение способности к сим­волизации, обобщению и абстракции, нарушение ораль­ного и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е. у детей снижены интеллектуальные операции, тре-., бующие участия речи. Снижение уровня обобщений про«является в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.

Импульсивность, хаотичность в деятельности, пас­сивность, утомляемость, особенности предметно-прак­тической деятельности выражаются в том, что детям. легче выполнить задание, если оно предлагается в на- глядном, а не в речевом плане, не по словесной инст­рукции. У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены вое приятие и словесные обозначения временных и про- странственных особенностей предметов, память, воспри- ятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравне- ние, обобщения), не сформирован достаточный уровень логического абстрактного мышления, но дети точно о храняют заданный способ рассуждения, используют помощь в работе. Ряд исследователей (Н.М. Уманская, Л.Р. Давидович) говорит о первичной сохранности интеллекта детей с алалией, подчеркивая положительную динамику, возможности достаточной социально-трудовой адаптации.

У детей отмечается психофизическая расторможение или заторможенность, пониженная наблюдательность, достаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта


и ограниченной познавательной деятельностью, специфи­ческое поведение и ряд других особенностей.

Малая речевая активность ограничивает запас общих понятий. Однако в большинстве случаев в картине свое­образия высшей нервной деятельности детей с алалией интеллектуальные расстройства являются вторичными. Речевые процессы и явления всегда рассматриваются в контексте представлений о системном строении психи­ческой деятельности человека, при которой познаватель­ные, волевые и мотивационные процессы находятся в неразрывном единстве. Интеллектуальное развитие ребен­ка в известной мере лимитируется состоянием речи. Но наличие речевого нарушения, в частности алалии, не го­ворит об умственной отсталости.

Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии обусловливает ряд особенностей психического развития ребенка, оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая их своеобразие. У детей с алалией речь не является ведущим средством познания окружаю­щей действительности, поэтому в ряде случаев не обеспе­чивается и нормальное развитие интеллекта. Недоразви­тие речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности.

Вопрос о состоянии мышления детей с алалией дол­жен решаться дифференцированно, так как встречается многообразие вариантов речевого недоразвития, при ко­тором отмечается различная выраженность интеллекту­альной недостаточности —от легкой вторичной задерж­ки умственного развития до умственной отсталости.

Дифференциальная диагностика детей с алалией и

Умственно отсталых очень сложна, особенно в случаях

Разового обследования ребенка в раннем возрасте. Прак-

ические наблюдения выявляют у детей с алалией больший

запас сведений, представлений, понимание жестов,


122


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 2


123


 


мимики, внеречевой ситуации, инструкций, навык ори­ентировки в окружающем; дети учитывают изменения в ситуации, критичны к своей речи, переживают ее непол­ноценность, лучше, чем умственно отсталые, используют помощь в работе. По мнению Н.И. Жинкина (1972), на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая про- блема о соотношении мышления и речи. Принимать за умственную отсталость результаты запущенного речево­го состояния, даже при значительных соматических де­фектах, как подчеркивает Н.И. Жинкин, нельзя.

Характер синдрома при алалии обусловлен сложным комплексом различных факторов: степенью речевого не­доразвития, характером и локализацией процесса, общим состоянием ребенка, его возрастом, типом высшей нервной деятельности, состоянием интеллекта, системой медико-педагогического воздействия. Во всех случаях при ала- лии имеются несформированность навыков общения, про- белы в речевом развитии, нарушение речевой и нерече- вой деятельности. Дифференциальная диагностика позво- ляет разграничить алалии с временной задержкой рече- вого развития, дизартрическими нарушениями, с нару- шениями слуха и умственной отсталостью.

В процессе школьного обучения обнаруживаются мно- гочисленные затруднения в формировании умений и выков письменной речи; из-за бедной речевой практики, из-за несформированности языковых обобщений у детей не формируется готовность к овладению грамотой и изу- чению грамматики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.011 с.)